Совокупность свободной возможности индивида распоряжаться своим телом по собственному желанию, включая его изменение, называется соматическим правом (от греческого «тело» – soma). На него влияют трансгуманизм, евгеника, успешные исследования в таких областях, как генетика, трансплантология, биомедицина и ряд других наук.
То есть, под соматическими правами понимают право, основанное на таком мировоззрении: человек по своему желанию может менять возможности своего организма любыми методами (медикаментозно или технико-агрегатными средствами), реставрировать или модернизировать тело.
Являющиеся ценностью мировой цивилизации права человека основаны на таких принципах, как свобода, равенство и справедливость (сочетается с идеалами Французской революции).
Существует поколенческая теория (генерационная) прав человека, которая дает возможность проследить путь их развития, динамику, преемственность, хотя замещение одних свобод другими вызывает сомнение. Ее выдвинул Карел Вачек, чешский ученый.
Права первого поколения – закрепленные в первых конституциях буржуазных стран отношения личности и государства, включающие право на:
Здесь присутствует так называемая негативная свобода, предполагающая возможность действий без принуждения, по своему выбору, без вмешательства государства. Это было сделано специально для гражданского общества, чтобы оно участвовало в политической жизни государства.
Права второго поколения – результат борьбы профсоюзов и наемных работников в сфере отношений последних с работодателями. Государство, выступив в роли «ночного сторожа» приняло ряд законодательных актов, касающихся таких социально-экономических прав: на труд, социальное обеспечение, образование и др.
По мнению некоторых исследователей, права второго поколения таковыми, собственно не являются, а это лишь стремление добиться помощи для не защищенного в социальном плане населения.
Права третьего поколения сформированы после Второй мировой войны, но их четкого определения до сих пор нет. Считается, что к ним относят коллективные права, зародившиеся при освобождении народов от колониализма (при поддержке ООН) и возникновении широкомасштабных проблем, с которыми не может справиться одиночка и государство. Это «права солидарности» на:
Такой набор реализуется только при условии согласования усилий и признания солидарной ответственности государства, индивида, разных объединений (частных и публичных), международного сообщества.
Согласно другому подходу к правам третьего поколения, они касаются женщин и детей, нацменьшинств, инвалидов, беженцев, то есть тех, кто нуждается в поддержке, так как по разным причинам не может осуществлять доступные большинству права и свободы (социальные, физиологические, политические и т. д.).
На стыке двадцатого и двадцать первого века началось формирование четвертого поколения прав. Толчком к этому послужил научно-технический прогресс и возникшие в связи с этим угрозы человеку и цивилизации. Теперь нужна защита от экспериментов в области биологии и генетики. Понадобилось расширение прав на коммуникацию и информацию.
Ученые считают, что будут и пятое, и шестое поколение прав, так как в процессе развития общества и государства возникают новые социальные институты, отношения, технологии.
Отдельно выделяют соматические права (входят в четвертое поколение). К ним относят права человека распоряжаться своим телом. Мнения исследователей разделились: одни относят их личным правам индивида, аргументируя это естественным происхождением и связью с интимной жизнью, другие таковыми их признают частично, так как их появление связано с научно-техническим прогрессом.
Термин «соматическое право» в юриспруденцию РФ ввел В. И. Крусс, признавая права человека распоряжаться своим телом самостоятельно, совершать с ним любые манипуляции.
Российский юрист М. А. Лаврик разработал группы, входящие в соматические права:
Медицинские манипуляции, направленные на замедление старения и улучшения качества жизни, путем особого питания, отказа от вредных привычек, оптимизации физических нагрузок, а в некоторых случаях используя особые процедуры и препараты, тоже можно отнести к соматическим правам. Это называется биохакинг. Существует и бодихакинг, но о нем подробнее расскажем ниже.
Собственно, свобода человека жить в том теле, которое ему дано или которое дано – это бодипозитив. То есть, индивид выражается сам как хочет своим внешним видом и нормально воспринимает другого человека, каким бы тот ни был.
Проще сказать так: ХОЧУ умереть – умру, переделать свое тело – переделаю, стать особой противоположного пола – стану, употреблять наркотики – буду.
Создатели теории таких прав призывают рассматривать их с нескольких точек зрения: физического тела, морали и этики, добра и зла. Свобода, по их мнению, состоит в возможности делать что угодно, не принося вред другому. Хотя к этому можно добавить – и себе тоже. Последнее утверждение последователями теории принимается негативно, так как дезавуирует большинство соматических прав.
Соматические права и их регулировка подвергаются критике. В ход идут следующие аргументы.
Такие права уже существуют (это социальные и личные), поэтому совсем отвергать их нельзя. Однако если их гарантировать, то возможна завуалированная эксплуатация человека и сокрытие множества преступлений (например, торговля органами, на которые есть спрос во всем мире, сексуальное рабство).
Чтобы избежать криминализации соматических прав, необходима тщательная разработка национальных и международных нормативно-правовых актов, которые бы регулировали суррогатное материнство, эвтаназию, трансплантологию и др.
Кстати, вот отличия соматических прав человека от личных:
Бодихакинг (взлом тела) – намеренное улучшение тела имплантатами разного происхождения (искусственными, биологическими, смешанными). Нельзя путать его с необходимостью биомеханического протеза для человека, потерявшего руку или ногу при разных обстоятельствах.
Бодихакинг считается намеренным усовершенствованием для корыстных целей. К нему прибегают представители искусства, спортсмены, чтобы выделиться, получить преимущество перед коллегами.
Используемые для этого устройства управляются специальным программным обеспечением. Для исключения сбоя оборудования (некорректная работа алгоритмов, внешнее вмешательство), что может принести вред самому владельцу имплантата или окружающим, необходимо строгое регулирование ПО. Для этого нужно не только привлечь айтишников, но и разработать законодательство, касающееся приемлемости вторжения в тело и ряда других аспектов (в том числе, мировоззренческих).
Остановимся также на таком аспекте, как право на донорство тканей и органов. Сейчас это регулируется упомянутым Законом о трансплантации № 4180–1, принятым в 1992 году, то есть очень давно, поэтому требует пересмотра. В первой его статье говорится: обязательным условием при трансплантации является согласие донора (живого) и реципиента. При этом про условия посмертной трансплантации в нем не затрагиваются, так как такая презумпция закреплена в восьмом пункте этого же закона – об этом говорилось выше.
Таким образом, согласия родственников для изъятия любого органа у, к примеру, попавшего в ДТП человека, не требуется – погибший не отказался от донорства в свое время. Письменный отказ можно сделать прижизненно, оформив подобный документ нотариально. Несогласие на изъятие органов могут заявить и близкие родственники покойного. Большинство наших граждан даже и не знают об этом, как и то, что изъятие органов было произведено. Кстати, некоторые бы этого не хотели из-за, к примеру, религиозных соображений.
Учитывая сказанное, вполне понятно, что существует необходимость разработать, сформулировать и принять точную классификацию соматических прав, на законодательном уровне урегулировать самые важные из них (посмертную трансплантологию, эвтаназию и др.).
Появление соматических прав является результатом постоянного развития общества. Но потребуется провести еще множество разносторонних исследований, сконцентрировавшись на том, какие еще свободы человека необходимо отнести к таким правам.
Права индивида формировались и обновлялись на протяжении многих лет, играя роль своеобразного тонко настроенного барометра, мгновенно реагирующего на изменение общественных отношений и возникновение новых. Они закреплялись законами и развивались далее, обретая значимость для каждого современного человека и вкладывая свою лепту в гуманитарное усовершенствование общества.