Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Психоаналитическая психодиагностика в системе психологической помощи семье

TimchenkoГ.Н.Тимченко

В настоящее время в психотерапевтической и психологической консультационной практике все большее значение приобретает оказание психологической помощи семье. Причем ее востребованность отмечается как на индивидуальном (отдельный член семьи), так и на межличностном (супруги, родитель с ребенком, сиблинги) и групповом (семья в целом) уровнях.

А.Н.Харитонов [20], оценивая эффективность и перспективность системы психологической помощи современной Российской семье, обосновал теоретико-методологический подход к семейному психоанализу как научно-практическому направлению. В настоящее время существенное значение приобретает определение теоретических основ составных частей данной системы — способов психологической помощи семье.

Так, в системе оказания психологической помощи семье важное место занимает семейная психодиагностика. Выступая самостоятельным видом психологической помощи [22], а также как составная часть семейного психологического консультирования, семейной психотерапии и семейной психологической реабилитации, она направлена на выявление характера межличностного общения и семейных отношений, сущности и основного содержания семейных проблем, а также базовых, глубинных причин их происхождения.

Основной целью семейной психодиагностики является определение характера межличностного общения и семейных отношений, сущности и основного содержания семейных проблем, а также базовых причин их возникновения.

Семейная психодиагностика направлена на решение ряда задач. Среди них:

  • правильный выбор методики изучения семьи;
  • выявление личностных особенностей членов семьи;
  • определение искажений в эмоциональных и поведенческих установках у членов семьи в адрес друг друга;
  • анализ проблем межличностного общения и взаимодействий в семье;
  • исследование истории развития семейных отношений;
  • установление психологического семейного диагноза;
  • обнаружение показаний к другим способам специализированной семейной психологической помощи.

Семейная психоаналитическая психодиагностика как вид психологической помощи может использоваться при исследовании не только различных типов психологических проблем семьи в любой подсистеме отношений (супружеских, родительско-детских, семейно-родственных), но и нормального функционирования семейной группы, особенностей внутрисемейных отношений и взаимодействий.

Среди показаний к семейной психодиагностике выделяются:

  • наличие личностных трудностей у членов семьи;
  • деструктивные межличностные отношения в супружеском, родительско-детском и родственно-семейном взаимодействии;
  • семейные кризисы, трудности и нарушения.

Достижение основной цели и решение задач семейной психоаналитической психодиагностики осуществляются с помощью различных методов. К ним относятся классические аналитические техники: свободная ассоциация; анализ переноса; анализ сопротивления; процедуры анализа материала пациента (конфронтация, прояснение, интерпретация, тщательная проработка) [5], а также проективные психодиагностические методики.

Специальной психодиагностической методикой в консультационной и психотерапевтической работе с семьей, в частности при определении типов психологических проблем членов семьи, семейных отношений является семейное психоаналитически ориентированное интервью [16, 19], в ходе которого исследуются основные причины этих проблем и принимается решение о виде семейной психологической помощи и методах ее оказания. «Его основная цель — выявление типов личностных и семейных трудностей, психических расстройств членов семьи, нарушений семейных отношений, их генезиса и информирование об основных видах и методах семейной психологической помощи» [15, с.140].

Задачи семейного психоаналитически ориентированного интервью решаются в ходе его пяти основных этапов: 1) психодиагностика членов семьи; 2) исследование объектных отношений в родительских семьях; 3) психодиагностика психологических семейных проблем; 4) выявление генезиса основных причин трудностей, нарушений семейных отношений; 5) информирование о методах их преодоления.

С точки зрения использования диагностического инструментария в работе по оказанию психологической помощи семье, наиболее продуктивными являются методы, выделяемые по психодиагностическому основанию, в которых большое значение придается проявлению механизма проекции.

Впервые проекция была описана 3.Фрейдом. В его понимании она была прежде всего защитным, т.е. неосознаваемым механизмом, посредством которого чувства, неприемлемые для нравственной инстанции субъекта, приписываются внешнему объекту и проникают таким образом в сознание в качестве измененного восприятия внешнего мира. Таким образом, проекция наряду с другими защитными механизмами возникает в случае конфликта между Оно и Сверх-Я, являясь своеобразным примирителем, позволяющим разрешить возникшее противоречие между непосредственным влечением и социальными нормообразованиями, что ведет к частичному снижению тревоги. Кроме того, проекция позволяет косвенным образом, через другого (или другое) выразить подлинные импульсы индивида под видом защиты от врагов. Итак, помимо указанной функции интеграции и сохранения целостности и идентичности индивида защитные механизмы выполняют и адаптивную функцию по отношению к реальности.

Для З.Фрейда была важна прежде всего не проекция сама по себе, а то, что через нее проявляется бессознательное Я, а также его структура, совокупность и иерархия его функций. Проекция же является одним из феноменов, механизмов функционирования психической организации. Последнее утверждение справедливо и с теоретической точки зрения, и со стороны психоаналитической практики. Кроме того, З.Фрейд считал, что проекция наряду с интроекцией играет центральную роль в образовании внешнего и внутреннего мира. На организмическом уровне интроекции как отражению процесса вбирания, заглатывания противостоит проекция в качестве процесса опорожнения и исторжения.

Позднее З.Фрейд вводит понятие проекции в качестве первичного психологического процесса уподобления воспринимаемой реальности внутреннему миру. Это понятие частично содержится также и в раннем определении, но отличается специфическим обобщением содержания. Проекция понимается здесь шире самой функции защиты Я, выносится за пределы этой функции.

Описанная З.Фрейдом как один из защитных механизмов Я, проекция была взята за основу исследователями, обратившимися к разработке проективных техник психодиагностики. Главным принципом проективной технологии явилось стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами и всем тем, что составляет внутренний мир личности.

Л.Франком (1939 г.) выделены общие для всех проективных методик признаки: 1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответов; 3) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Одновременно с выделением признаков проективных методик и их классификацией Л.Франком выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности [4, с.10]:

  1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности, рассматривание личности (в отличие от традиционных психометрических процедур) как системы взаимосвязанных процессов, а не просто совокупности способностей или черт.
  2. Изучение личности как относительно устойчивой системы динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
  3. Постоянное активное действие этой системы на протяжении жизни индивида, формирующей, направляющей, искажающей, изменяющей и переиначивающей «каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.

Л.Франк разработал также классификацию проективных методик. В ней он выделил следующие типы:

Конститутивные. Они основаны на том, что испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл.

Конструктивные. В методиках этого типа предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

Интерпретативные. С их помощью необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию.

Катартические. Они предполагают осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Рефрактивные. С их помощью исследователь стремится диагностировать личностные особенности, скрытые мотивы по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

Данную оригинальную классификацию проективных методик Л.Ф.Бурлачук [4] дополнил еще несколькими типами:

Экспрессивные, предполагающие осуществление испытуемым изобразительной деятельности (рисунок на свободную или заданную тему).

Импрессивные, основанные на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемому предлагается выбрать наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы.

Аддитивные (от латинского additivus — прибавляемый), требующие от обследуемого завершения имеющего начало предложения, рассказа или истории.

Основные принципы разработки проективных методов, применяемые для исследования личности, использовались при создании методик, направленных на изучение внутрисемейных отношений.

Так, к конститутивным методикам диагностики семейных отношений можно отнести совместный тест Роршаха (В.Бланшир, 1959; Л.Винн, М.Сингер, 1963; Ф.Каттер, 1968; Е.Т.Соколова, 1985), который в условиях не жестко структурированной экспериментальной ситуации диагностирует сложившиеся стереотипы общения, включая ролевую структуру, взаимные апперцепции, чувства и способы удовлетворения ведущих потребностей членов семьи.

Среди конструктивных семейных методик выделяются:

  • тест семейных отношений (Д.Антони, Е.Бене, 1957), который позволяет раскрыть отношение ребенка к его ближайшим родственникам, самому себе;
  • тест «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад, 1994), дающий возможность исследовать восприятие детьми своих семей путем перечисления людей, живущих с ним, и размещения каждого члена семьи в один из двух домов, нарисованных исследователем;
  • тест «Музыкальные инструменты» (В.Гудымов, 1997) направлен на выявление внутрисемейных отношений и их восприятия глазами ребенка.

Методики диагностики семейных отношений интерпретативного характера включают:

  • тест детской апперцепции (Л.Беллак, С.Беллак, 1949), предназначенный для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Стимульный материал теста состоит из 10 стандартных черно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия;
  • тест семейных установок (Л.Джексон, 1952), применяющий шесть стандартных таблиц с изображением различных критических для ребенка сцен семейной жизни;
  • фильм-тест Рене Жиля (1959), направленный на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Материал теста представляет собой 69 стандартных картинок с изображением детей и взрослых, а также тестовые задания;
  • тест аттитюдов[1] детей (Д.Каган, Д.Лемкин, 1960), ориентированный на изучение аттитюдов детей к родителям;
  • методика «Лица и эмоции» (А.Джахез, Н.Манши, 1990), позволяющая диагностировать источники самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: значимых других или значимых ситуаций;
  • тест «Отношение к другому» (Ю.Р.Александрова, 1999), предназначенный для диагностики нравственно-психологической структуры отношения человека к другим людям путем выявления общей и частных психологических структур отношения к Другому, определения специфики их нравственной сущности.

К методикам семейной психодиагностики катартического типа относятся:

а) системный тест семьи (Т.Геринг, И.Вилер, 1986.), дающий возможность исследовать взаимоотношения в семье путем измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи;

б) тест кукол (А.Вольтман, 1951; М.Гауорт, 1957), который предполагает разыгрывание с куклами различных сцен, например соперничества с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери.

Психоаналитическая диагностика семейных отношений может проводиться с помощью методик рефрактивного характера:

а) инсайт тест (Е.Саржент, 1944), который затрагивает семейные проблемы и установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.д.;

б) тест объектных отношений (Г.Филлипсон, 1955), предполагающий составление рассказа исследуемым по каждому из 12 рисунков, на которых изображены люди, находящиеся как в одиночестве, так и в окружении других людей, и направленный на изучение особенностей защитных механизмов, анализ семейных отношений.

Экспрессивные методики психоаналитической диагностики включают:

а) тест «Кинетический рисунок семьи» (Роберт С.Бернс, С.Харвард Кауфман, 1970; Г.С.Хоментаускас, 1985 и др.), нацеленный на выявление особенностей внутрисемейных отношений, а также оценку восприятия и переживания их ребенком на основе выполненного изображения и ответов на вопросы;

б) тест «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер, 1996), позволяющий определить положение членов семьи в системе межличностных отношений, а также прямые и косвенные коммуникации в семье.

Импрессивными методиками психодиагностики межличностных отношений в семье являются:

а) тест «Предпочитаемый тип симпатии» (Э.Г.Эйдемиллер, А.В.Юстицкий, 1990), дающий возможность изучать механизмы эмоциональной идентификации в семье, а также резервы взаимной идентификации членов семьи;

б) цветовой тест отношений (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд, 1985), разработанный на базе цветового теста Люшера, позволяющий определить эмоциональные компоненты отношений членов семьи друг к другу и значимым людям.

В ряду аддитивных методик психодиагностики семейных отношений выделяются:

1) методика «Дополнение рассказов» (М.Тома, 1937), состоящая в том, что испытуемому предлагается 14 начатых рассказов. Ее цель — выявление личностных особенностей и значимых конфликтов детей.

2) методика «Сказки Дюсса» (Л.Дюсс, 1940), предполагающая ответы детей на вопросы после прослушивания 10 коротких повествований;

3) методика «Родительское сочинение» (О.А.Караба-нова, 1998), которая позволяет выявлять особенности родительских позиций и реализуемых типов семейного воспитания; собирать дополнительную информацию; более полно реконструировать историю развития ребенка; увидеть проблемы развития ребенка глазами родителей; определить зоны конфликта в родительско-детском взаимопонимании; выявить локус контроля родителей.

К данного рода методикам относится и ряд графических техник: «Графические символы семейных отношений» (С.Минухин, 1974); «Семейная генограмма» (E.A.Karter, M.McGoldrick, 1976; М.Боуэн, 1978 и др.), «Карта семьи» (В.Сатир, 1992); «Семейная социограмма» (О.С.Сермягина, 1991); «Линия времени» (А.В.Черников, 1996). Названные методики позволяют графически представить семейные связи, конкретизировать психологические коммуникации в семье, выявить степени близости членов семьи (привязанность, психологическая зависимость).

Использование проективных методов в семейной психоаналитической психодиагностике в определенной степени позволит специалисту (семейному психотерапевту, психологу-консультанту) получить дополнительный бессознательный (глубинный) материал. Основанные лишь на одном психоаналитическом механизме — механизме проекции, эти методики в определенной степени способствуют свободному ассоциированию членов семьи. С их помощью можно проследить реакции переноса у членов семьи, их направленность в повседневном семейном взаимодействии. Они дают также достаточно материала для анализа сопротивления.

Таким образом, проективные методики в семейной проективной психодиагностике выступают дополнительным инструментом, позволяющим специалисту, работающему с семьей, проверить свои гипотезы.

Бессознательный (глубинный) материал, полученный с помощью проективных методик, также позволит семейному психотерапевту, психологу-консультанту более качественно применять процедуры анализа. Это объясняется некоторой «наглядностью» бессознательных мотивов членов семьи, что облегчает осознание ими глубинных причин семейных психологических трудностей.

Так, применяя конфронтацию специалист привлекает внимание членов семьи к базовым явлениям, лежащим в основе психологических семейных трудностей. В ходе этой психоаналитической процедуры психотерапевту, психологу-консультанту будет легче с помощью результатов проективных методик прояснять, а клиенту — признавать то, чего он избегает.

В процедуре разъяснения бессознательный материал, полученный с помощью проективных методик, позволяет более точно определять психологические явления, с которыми сталкиваются как отдельный член семьи, так и семья в целом, «выкапывая» важные детали, которые необходимо отделить от постороннего материала [12, с.125].

При использовании интерпретации информация, полученная с помощью проективных методик, помогает членам семьи «переводить в осознанное состояние бессознательное значение источника, истории, способы или причины данного психического события» [5, с. 40].

Применяя процедуру проработки, психотерапевт, психолог-консультант могут использовать те проявления защит и сопротивлений, которые демонстрируют члены семьи, работая с проективными методиками.

Успешному решению задач семейной психоаналитической психодиагностики в большой степени способствует структурирование ее процесса. Так, в зависимости от решаемых задач психоаналитические методики исследования семейных отношений могут применяться либо в отношении только отдельных сфер (супружеских, родительско-детских, семейно-родственных), либо универсально для их комплексного изучения.

Эффективность использования методик данного типа в работе по оказанию психологической помощи семье обусловливается оперативностью получения диагностической информации от членов семьи, а также ее интерпретацией психологом непосредственно в ходе консультирования.

В авторской модели семейной психоаналитической психодиагностики [15, 22] выделяются следующие этапы: 1. Подготовительный (определение методики изучения семьи, подготовка к проведению психодиагностических процедур). 2. Исследовательский (комплексное применение различных психодиагностических процедур). 3. Анализ результатов. 4. Интерпретационно-помогающий (интерпретация полученных данных, постановка психологического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем, а также попытка повлиять на семейные взаимоотношения и общение).

Применение психодинамического подхода к исследованию актуального состояния взаимоотношений в семье, обратившейся за помощью, до минимума сокращает этап анализа результатов, так как не требует дополнительного времени для обработки и, следовательно, позволяет в большей степени сконцентрироваться на интерпретационно-помогающем этапе семейной психодиагностики.

Важным, с точки зрения эффективности семейной психоаналитической диагностики, является принцип комплексной реализации. Так, применение на каждом из этапов семейного психоаналитического интервью проективных методов исследования различных семейных подсистем поможет специалисту более структурировано представить глубинные основы возникновения и проявления трудностей и нарушений в семейных отношениях. При изучении истории жизненного цикла супругов (других членов семьи) возможно использование различных графических методов, позволяющих наглядно представить семейные взаимоотношения. Анализ объектных отношений в родительской и супружеской семьях может быть успешно проведен с помощью теста объектных отношений, фильм-теста Рене Жиля, системного теста семьи, цветового теста отношений и др. Исследование актуальных семейных проблем можно варьировать с помощью теста «Семейная социограмма», совместного теста Роршаха, методик «Родительское сочинение» и «Мое письмо супруге», теста семейных отношений и др.

Окончательным результатом использования психоаналитических методов изучения семьи должен стать психологический семейный диагноз [14, 22], заключающий в себе определение, описание и оценку актуального состояния психологических особенностей семьи, качественную характеристику семейных отношений, прогноз их дальнейшего развития и выработку рекомендаций, определяемых целями и задачами психодиагностического обследования семьи.

Расширяя свои границы по сравнению с индивидуальным диагнозом, семейный психологический диагноз выстраивается по трехуровневой схеме. Он охватывает три группы внутрисемейных процессов, взаимосвязанных между собой: внутри индивида, между индивидом и другими основными членами семьи, психосоциальные паттерны семьи в целом [2, с.71].

Н.Аккерман [1, 2], В.К.Мягер, Т.В.Мишина [7, 8, 9] предлагают рассматривать семейный диагноз на трех уровнях: описательном, генетическом и динамическом (функциональном). Описательный уровень семейного диагноза базируется на выявлении симптомов, отражающих аномальные типы взаимодействия: ссоры, сексуальные дисгармонии, измены, злоупотребления алкоголем, невротические симптомы, психосоматические заболевания, эмоциональное отчуждение и т.п. На генетическом уровне рассматривается эволюция брака через призму жизненного цикла семьи, здесь же анализируется история развития каждого из супругов до брака. На динамическом, или функциональном, уровне осуществляется выделение типов патологического взаимодействия. По нашему мнению, на этом уровне должны вырабатываться рекомендации по дальнейшему оказанию психологической помощи семье, исходя из целей и задач ее психодиагностического обследования.

В рамках семейной психодиагностики, как самостоятельного вида психологической помощи, семейный психологический диагноз имеет конечную цель и направлен на ее реализацию, охватывая всех членов семьи. Конечная цель заключается в следующем: 1) прояснении для членов семьи непосредственной природы возникновения семейных проблем; 2) побуждении каждого из них к новым переживаниям по поводу полученной объективной информации, структурирования этих переживаний; 3) ориентации членов семьи на зрелые взаимоотношения и успешный стиль вербального и невербального общения; 4) частичном осознании ими полученной информации для понимания сложившейся ситуации в семье и использования ее в интересах нормализации, стабилизации и гармонизации семейной жизни. Если цель не достигнута, дается рекомендация обратиться за более глубокой специализированной помощью (семейное психологическое консультирование, семейная психотерапия, семейная психореабилитация).

В рамках же семейного психологического консультирования семейный психологический диагноз имеет некоторую промежуточную цель, способствуя решению задачи предыдущего вида психологической помощи, добиваясь глубокого осознания сложившейся ситуации в семье и своей роли в ней, а также оптимальному выбору стратегии и техник консультационной работы психолога-консультанта с семьей.

Психологический семейный диагноз имеет большое значение и для семейной психотерапии. Структурируя полученную информацию о семье, выделяя основные причины и сферы проявления трудностей, семейный психологический диагноз выступает в виде определенной предконцепции действий семейного психотерапевта по гармонизации и стабилизации внутрисемейных отношений. Он позволяет выстроить процесс психотерапии от определения характера возникших проблем до выработки конкретной психотерапевтической программы.

В ходе оказания психотерапевтической помощи членам семьи психотерапевт с помощью аналитических техник постоянно уточняет полученные результаты, корректируя семейный психологический диагноз. Это необходимо прежде всего для более эффективной реализации психотерапевтической программы, техник и методов, способствующих более качественному решению семейных проблем.

На данном этапе психотерапевтической работы с семьей психотерапевт в ходе интервью сосредоточивает свое внимание на психоаналитическом наблюдении за действиями, он вслушивается и интерпретирует то, что проговаривают члены семьи на сеансах.

В дальнейшем, на заключительной стадии работы с семьей, психодиагностика применяется психотерапевтом и для оценки достигнутых результатов, степени изменения показателей на личностном, межличностном и семейном уровнях.

Таким образом, психоаналитическая диагностика в психотерапевтической работе с семьей выступает инструментом, позволяющим более полно и точно определить причины, порождающие проблемы, которые семья не способна сама преодолевать, а также оценить правильность выбранных методов работы с ней как на индивидуальном, так и на межличностном уровне, эффективность их применения. Она является составной частью семейной психотерапии, решая на каждом из ее этапов свои специфические задачи.

Роль и значение психоаналитической диагностики, «когда она проводится разумно и после соответствующей подготовки», определила Ненси Мак-Вильямс [6, с.22], выделив пять основных ее достоинств: 1) помогает планировать лечение, 2) дает информацию для прогноза, 3) защищает интересы пациентов, 4) помогает терапевту в эмпатии своему пациенту 5) может уменьшить вероятность того, что некоторые боязливые пациенты будут уклоняться от лечения.

Выводы

Выстраивание психодиагностической работы с членами семьи с использованием психоаналитических методов позволяет специалисту интенсивно воздействовать на психическую реальность каждого из них и на семью в целом путем побуждения их к новым переживаниям на бессознательном, предсознательном и сознательном уровнях, путем доведения до них объективной и достоверной информации о реальном состоянии семейной ситуации. Это способствует ориентации членов семьи на благоприятные факторы оптимизации и гармонизации их взаимоотношений.

Включенная структурно в семейное психологическое консультирование и семейную психотерапию, психоаналитическая психодиагностика дает возможность специалисту максимально полно определить семейные проблемы и точно поставить семейный психологический диагноз.

Являясь окончательным результатом семейной психодиагностики, семейный психологический диагноз позволяет оказывать помощь членам семей, обратившимся к специалисту, а также правильно выбирать техники и стратегии консультационной и психотерапевтической работы.

На завершающих этапах психологического консультирования и психотерапии семейная психоаналитическая психодиагностика позволяет специалисту оценить качество и эффективность используемых им методов и техник работы с семьей, вовремя их скорректировать.

Семейная психоаналитическая психодиагностика выступает составной частью теоретико-методологической концепции семейного психоанализа как самостоятельного научно-практического направления в современном психоанализе.

Литература

  1. Аккерман Н. Диагноз невротического семейного взаимодействия// Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. — С.277-285.
  2. Аккерман Н. Теория семейной динамики// Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. — С.70-76.
  3. Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  4. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. — К.: «Ника-Центр»: «Вист-С», 1997. — 128 с.
  5. Гринсон Р.Р. Практика и техника психоанализа. — Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. — 310 с.
  6. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе: Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2003.
  7. Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношении при неврозах/ Под ред. В.К.Мягер и Р.А.Зачепицкого. — Л.: Ленингр. психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, — С. 146-154.
  8. Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах// Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/ Под ред. В.К.Мягер и Р.А.Зачепицкого. — Л.: Ленингр. психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, — С.7-11.
  9. Мягер В.К. Теоретические предпосылки семейной психотерапии/ Под ред. В.К.Мягер и Р.А.Зачепицкого. — Л.: Ленингр. психоневрологический НИИ им. В.М. Бехтерева, — С.5-8.
  10. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 336 с.
  11. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001. — 416 с.
  12. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса: Пер. с англ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. — 176 с.
  13. Тимченко Г.Н. Семейная психоаналитическая психодиагностика в структуре семейного психоанализа// Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти А.И.Белкина. Москва, 24-26 мая 2004 г. — М., 2004. — С.416-421.
  14. Тимченко Г.Н. Семейный психологический диагноз// Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: В 3 ч./ Под общ. ред. В.К.Шабельникова, А.Г.Лидерса. — М., 2003. — Ч. 2. — С.174-176.
  15. Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Психоаналитическая диагностика семейных трудностей как вид психологической помощи// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Т. 7. — С. 491-495.
  16. Харитонов А.Н. Модель семейного психоаналитически ориентированного интервью// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Т. 8. — С. 139-143.
  17. Харитонов А.Н. Модель семейного психоаналитически ориентированного консультирования// Душевное здоровье человека — духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по психотерапии и клинической психологии. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — С.56-58.
  18. Харитонов А.Н. Объект-теории как методологическая основа семейной психоаналитической психотерапии// Душевное здоровье человека — духовное здоровье нации. — С.54-56.
  19. Харитонов А.Н. Семейное психоаналитическое интервью// Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 1999. — С.118-119.
  20. Харитонов А.Н. Семейный психоанализ как научно-практическое направление// Психоаналитический вестник. — 2002. — № 10. — С.62-78.
  21. Харитонов А.Н. Семейный психоанализ// Душевное здоровье человека — духовное здоровье нации. — С.58-60.
  22. Харитонов А.Н., Тимченко Г.Н. Психологическая помощь семьям профессиональных военнослужащих. — М.: ВУ, 2002. — 302 с.
  23. Харитонов А.Н., Тимченко Г.Н. Психодиагностика в семейной психоаналитической психотерапии// Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти А.И.Белкина. Москва, 24-26 мая 2004 г. — М., 2004. —С.369-372.
  24. Харитонов А.Н., Тимченко Г.Н. Семейная психоаналитическая психодиагностика// Душевное здоровье человека — духовное здоровье нации. — С.60-62.

[1] Аттитюд — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. (Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — С.45.).