ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
№ 10, 2002
А. Харитонов
Важность обсуждения темы семейного психоанализа как нового научного направления обусловлена многими обстоятельствами как теоретического, так и прикладного характера. Растет число разводов в России, обостряется системный кризис семьи. В массиве обращений за помощью к тем или иным специалистам (психиатрам, клиническим психологам, психотерапевтам любого направления, сексологам и т.п.) заметно увеличился удельный вес многих семейных проблем — конфликтов, трудностей ^нарушений. Налицо эффективность, перспективность разработки, апробации в клинической практике семейной психоаналитической психотерапии на основе психоаналитического метода (психоанализа как метапси-хологии, исследования психических процессов, метода психотерапии). Существует острая теоретическая потребность в осмыслении прикладной роли теорий объектных отношений в семейной психологии, семейной психоаналитической психотерапии.
И, наконец, необходима дифференциация в научном и практическом плане семейных отношений как объекта психоанализа, психотерапии, а также соотнесение в них внутреннего и внешнего, сознательного и бессознательного, индивидуального и межличностного психических уровней.
Виды и направления современного психоанализа.
Современный психоанализ дифференцируется по следующим основаниям:
¦ по форме (виду) реализации: индивидуальный психоанализ (З.Фрейд); групп-анализ (З.Фулкс); семейный психоанализ (Н.Аккерман);
¦ по работе с различными возрастными категориями пациентов: психоанализ детей (детский психоанализ); психоанализ подростков; психоанализ взрослых;
¦ по показаниям (уровню нарушения психики пациента): психоанализ пациентов с неврозами; пациентов с нарушениями характера; нарциссических пациентов; бодерлайн пациентов (borderline); психотиков, пациентов с шизофренией;
¦ по соотношению теории и практики: теоретический психоанализ (теоретико-методологический, философский); клинический; прикладной.
В современном психоанализе выделяют:
¦ инстинкт-теорию З.Фрейда (классический психоанализ) и его последователей в МПА (IPA), значение влечений в психической жизни личности;
¦ объект-теории (М.Кляйн, Р.Фэрберн, Д.Винникотт, М. Бал-линт, Гантрип, Дж. Боулби, Р.Спитц, М.Малер, Д.Штерн и др.), роль межличностных отношений в семье;
o эго-психологию (А.Фрейд, Э.Эриксон, Х.Хартманн, Левен-штейн, О.Кернберг и др.), структура Эго, ее отношения с другими структурами, внешней реальностью;
¦ селф-психологию, или психологию нарциссизма (Х.Когут, О.Кернберг, Г.Розенфельд, Г.Зайдлер и др.), значение раннего развития личности в период нарциссизма, особая метапсихология для нарциссических теорий личности;
¦ психосоматические теории (телесно-ориентированный психоанализ) (Ф. Александер, В. Райх, Т. Френч, А. Лоуэн и др.), психоаналитическое толкование психосоматических процессов взаимодействия, соотношение психики и сомы, биоэнергетический подход в соединении с психодинамическим;
o гуманистический психоанализ (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Сал: Ливан), роль факторов культуры, социума, интерперсональных отношений в формировании личности;
o экзистенциальный психоанализ (Р. Мэй, X. Диллема, Р.Д. Лэнг), акцентирование роли смысла существования в психоаналитическом измерении.
Семейный психоанализ наряду с индивидуальным и групп-анализом (здесь я опираюсь на многочисленные научно-практические исследования и не менее многочисленные клинические практики) имеет все основания рассматриваться как самостоятельный вид психотерапии и как научное направление в концептуальном ключе. Его методологической основой могут послужить объект-теории.
Семейный психоанализ состоит из семейной психологии психоаналитического толка; семейной психоаналитической психопатологии и семейной психоаналитической психотерапии.
Каждый из названных элементов требует своего обоснования, детализации, раскрытия, но вначале рассмотрим объект-теории.
Объект-теории как методологическая основа семейной психоаналитической психотерапии.
Объект-теория (теория объектных отношений) — это подход, в котором потребность субъекта выстраивать отношение к объектам является определяющей в отличие от инстинкт-теории, строящейся вокруг потребности субъекта ослабить инстинктивное напряжение (Ч. Райкрофт, 1995 г.). По типу объекты различаются на внешний и внутренний, целое и часть, переходный, плохой и хороший; объект, удовлетворяющий потребность, объект-либидо. В психоанализе понятие объекта рассматривается с трех основных ракурсов: в контексте влечения, любви (или ненависти), как философская или психологическая категория теории познания.
Объекты и отношения рассматриваются только с точки зрения отдельного субъекта. Объект-отношение может быть либо внешним, либо внутренним объектом.
Существуют многообразные формы отношений объект-теорий с другими направлениями психоанализа: акценты в данном подходе поставлены на взаимодействие объектов «мать — дитя», «отец -ребенок», между супругами, сиблингов в формировании ребенка, иными словами, — на динамике развития в раннем детстве, и особенно в первый год его жизни. Взаимоотношения матери и ребенка в отличие от инстинктивных теорий (развитие ребенка в зависимости от удовлетворения влечений, эрогенных зон, линий развития) кардинально смещены на доэдиповы отношенния.
Среди исследователей, положивших начало и способствовавших дальнейшему развитию объект-теорий, — З.Фрейд, М.Кляйн, Р.Фэрнбер, Д.Винникотт, М.Балинт, О.Кернберг, А.Фрейд,
Дж.Боулби, Гантрип, Сьютерленд, Дж.Кохон, Р.Спитц, Х.Хартманн, Э.Эриксон, Дж.Сандлер, Якобсон, Эмди, М.Малер, В.Р.Байон, Д.Штерн, Х.Кохут, Г.Левальд и др.
Наиболее яркими, значимыми в этом плане являются, на мой взгляд, концепции М.Кляйн, В.Р.Д.Фэрберна, Д.Винникотта, М.Баллинта, О.Кернберга. Отметим также теорию привязанности Дж.Боулби, сепарации-индивидуации М.Малер (А.Фрейд, британская школа, Р.Спитц, Г.Левапьд, Д.Штерн), эго-психологии (Ф.Тайсон, Р.Л.Тайсон).
Сущность теорий объектных отношений.
Сосредоточение на изучении объектных отношений в процессе развития, то есть по мере того, как взрослеющий ребенок вступает вначале в диадные отношения (мать-дитя), триадные (отец -мать — ребенок) и, наконец, в многоликий мир всевозрастающе сложных, дифференцированных объектных ситуаций. Психоаналитики постепенно стали заниматься более сложными патологиями, глубже обсуждать нормальные и патологические процессы психического развития ребенка (развитие детского психоанализа), придавать отношению с объектом главную роль в человеческой психической жизни.
В общем спектре теорий объектных отношений обозначились два направления. Приверженцы фрейдовского наследия исходят из гипотез о влечениях. Объектные отношения здесь выступают как дополнение, обогащение и развитие теории структуры и влечений (М. Кляйн). Другое направление занимает более радикальную позицию. Объектные отношения рассматриваются как нечто отличное, новое, более трудно согласующееся с теорией структуры, влечений (В. Фэрберн). Многие аналитики занимают промежуточные позиции (О. Кернберг, М. Малер, М. Балинт и др.).
В теории объектных отношений часто появляется концепт дефицита психических функций, или дефицита, который появляется из-за недостатков, ошибок в заботе о психическом развитии ребенка (фрустрации). А в теории З.Фрейда основополагающий компонент психики — конфликт, и вся психопатология основывается на теории конфликтов. В целом теории объектных отношений показывают, что психика — сложнейшая структура, которая имеет несколько мотивационных импульсов, а отношения субъект-объект крайне необходимы (т.е. детерминационно) для психического существования, развития (гармоничного), при этом они разнообразны, комплексны.
Согласно Дж.Фрамо (1981), в семейной психологии, психоаналитической психотерапии должны приниматься во внимание следующие основные положения теории объектных отношений:
человечество как вид изначально находится в постоянном поиске объектов;
человек неспособен реально изменить объекты, поэтому создает их внутренние психологические дубликаты;
внутренние дубликаты не постоянны, они претерпевают изменения по мере возникновения новых отношений между людьми:
люди актуализируют текущее взаимодействие для решения прошлых конфликтов;
выбор партнера и отношение с детьми имеют в своей основе проективный процесс, в результате которого супруг и дети замещают отсутствующие фигуры из прошлых, первичных, объектных отношений.
Данные теорий позволяют изучать глубинно-психологический (бессознательный), личностный (сознательный), межличностный (бессознательный и сознательный), межсемейный (межгрупповой) и социальный (социокультурный) уровни.
Теории объектных отношений позволяют проследить закономерности и механизмы изменений бессознательных паттернов во внутренних отношениях каждого из супругов (членов семей), а затем их межличностных отношений. Методологически важно рассматривать в семейном психоанализе не индивидуальность саму по себе, а семейные отношения в динамике, в процессе жизненного цикла семьи, семейные защиты, взаимодействия, уровень развития каждого из членов семьи в личностном плане и соотнесение его с уровнем взаимоотношений в родительско-супружеской семье. Исследуются проблемы родительско-детских отношений в семье каждого из супругов, а затем их проявления в супружеских, родительско-детских отношениях в актуальной супружеской семье.
Таким образом, объект-теории дают возможность концептуально объяснить механизмы взаимодействия интрапсихических и интерпсихических явлений в семье, образования различных типов семейной психопатологии и разработать содержательно семейную психоаналитическую психотерапию.
Психоанализ как семейная психология.
К структурным элементам семейной психологии (психоаналитическая парадигма) относятся: сущность брака, нуклеарной семьи, типология брака, семьи; функции семьи; жизненный цикл семьи; семейные комплексы (Эдипа, Электры, Каина); индивидуальные, семейные защитные механизмы; семейные объектные отношения, в том числе взаимоотношения, их типология по различным основаниям, отношения в различных подсистемах (супружеские, родительско-детские, родственно-семейные); семейное взаимодействие; роли в семье: психосексуальные (мужские, женские), традиционные в нуклеарной семье (муж, жена, отец, мать, сын, дочь, брат, сестра), в расширенной семье (бабушка, дедушка, внук, внучка, дядя, тетя, свекр, свекровь, невестка, теща, тесть, зять и др.), неформальные роли (хозяин, лидер, ответственный за досуг и др.); любовные чувства, эмоции, отношения в семье (Эрос, Тана-тос); агрессивные чувства, эмоции; топографическая и структурная модели личности в семейном контексте — отношений и взаимодействий; развитие личности ребенка (стадии развития в классической инстинкт-теории З.Фрейда и объект-теориях); линии развития ребенка в процессе социализации (А.Фрейд, М.Кляйн, М.Малер); стили воспитания (конструктивные, зрелые и деструктивные, нарушенные); психология детской сексуальности (феномены, механизмы, закономерности); психология мужской, женской сексуальности (феномены, механизмы, закономерности).
Большинство названных концептов, положений достаточно детально и глубоко раскрыты в классическом и современном психоанализе. Но нам представляется, что обращение к ним в контексте анализируемой темы, пусть даже в обзорной форме, является крайне необходимым. Дело в том, что в семейной психоаналитически ориентированной психотерапии в полной мере используются теоретические положения названных выше методов, различные техники с учетом нюансов таких полюсов, как: бессознательная сфера — поведение; свобода выражения — директивность; индивидуальность — группоцентризм; интерпретация, толкование — манипуляция, внушение; интеграция в культуру, искусство, религию — строго научный (сциентический) подход.
Как полагает К.Витакера (1998), известный специалист в области семейной психотерапии, развитие семьи, жизнь в семье осуществляется в динамике таких полюсов, как соприпадлежность и индивидуализация, разум и интуиция, роль и личность, контроль и импульс, общественная и личная жизнь, любовь и ненависть, безумие и хитрость, стабильность и изменения.
Семейная психоаналитическая психопатология.
Основываясь на идеях современного психоанализа, семейной психологии, понимании нормы — патологии, я хотел бы представить авторскую концепцию трудных, нарушенных семейных отношений.
В теории, на практике, научно-экспериментальной деятельности назрела необходимость более четкой дифференциации и выделения признаков семейных межличностных отношений по такому значимому основанию, как уровень их зрелости (гармонии, нормальности). Нами учитывались психофизический, личностный, межличностный уровни, личностное функционирование субъектов отношений в континууме «зрелость — нарушенность» (патология), компоненты взаимосвязей между субъектами семьи, динамика межличностных отношений в процессе жизненного цикла семьи, определение показателей через категории общее, особенное и единичное. Целесообразно типологизировать теоретически зрелые (гармоничные, нормальные), трудные (затрудненные), нарушенные (дисгармоничные, ненормальные) семейные межличностные отношения. Используя поуровневый подход (по горизонтали) между зрелыми и трудными отношениями, в реальности выделяются практически зрелые межличностные отношения, а между трудными и нарушенными — пограничные (преднарушенные) семейные отношения.
Универсальные признаки выделенных типов отношений:
o генерализованный (общий) — степень удовлетворенности базовыми личными, семейными потребностями членов семейной группы, а также браком и семьей в целом;
o парциальные (единичные и особенные) признаки: психофизической совместимости, личностной зрелости (психофозического здоровья), межличностный мотивационный, межличностный эмоциональный, межличностный когнитивный, межличностный поведенческий и динамический в решении различных проблем в процессе жизненного цикла семьи.
Трудные семейные отношения (семейные трудности) — это негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых потребностей и требующие дополнительных усилий каждого члена семьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования.
Генерализованный признак семейных трудностей выражается в неудовлетворенности или фрагментарной удовлетворенности базовыми потребностями членов семьи (или хотя бы одного из супругов) в процессе трудностей общения, неудовлетворенности браком, семейной жизнью в целом,
Назовем основные единичные признаки наряду с эмпирическими индикаторами трудных отношений:
1. Недостаточная психофизическая совместимость, в том числе сексуальная супругов, негативное или неявное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом. Индикаторами психофизического показателя являются несоразмерность затрачиваемых усилий членами семьи для удовлетворения базовых потребностей, напряженность отношений, рассогласованность внутренних и внешних усилий, фрагментарность (в противоположность целостности) психоэнергетических связей, дискомфорт.
2. Недостаточная личностная зрелость родителей, детей (или только супругов) в зависимости от пола, возраста, ролевого места в семье. Индикаторы личностного показателя: наличие внутриличностных конфликтов, тревожность, неуверенность, психическое напряжение, симптомы невротических реакций, неврозов; трудности поведения, акцентуированные черты; недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер члена семьи; неполная адаптивность в микросоциальных процессах; трудности саморегуляции состоянием, чувствами, поведением и др.
3. Отсутствие взаимного стремления в удовлетворении базовых потребностей мужа, жены, детей со стороны супругов-родителей. Индикаторы межличностного мотивационного показателя: слабая удовлетворенность в индивидуальных физиологических, общих и специфических (мужских, женских) психологических, семейных ожиданиях и потребностях, слабое обеспечение потребности в развитии семейных отношений, семьи в целом.
4. Преобладание в контактах, связях внутри семьи негативных, деструктивных эмоций, чувств (Танатоса) наряду с позитивными, конструктивными эмоциями, чувствами (Эроса). Индикаторы межличностного эмоционального показателя: фрустрация, слабая эмоциональная привязанность, наличие чувств вины, безразличия, ненависти, враждебности, гнева, отвращения, одиночества, скуки, страхов, тревоги, а также беспокойства, разочарования, раздражения, нерешительности, злобы, нестабильности, нетерпения, страдания, хандры, неудовольствия и др.
5. Когнитивное рассогласование в восприятии, понимании, совпадении ценностей супругов, родителей и детей. Индикаторы межличностного когнитивного показателя: различия в представлениях, видении себя, партнера, социального мира в целом, несовпадение когнитивных сценариев, неполное принятие другого как личности, слабый учет мнений других членов семьи и обмен различной информацией, несовпадение культурных, личных, семейных ценностных ориентации у членов семьи и др.
6. Ригидность, конфликтность, конкуренция, бескомпромиссность, слабая адаптивность в межличностном поведении членов семьи. Индикаторы межличностного поведенческого показателя: затрудненное распределение власти (ответственность жены, старшего ребенка за семью), скрытая или явная борьба за власть, различные модели общения в семье, привязанность, изменчивость, нормированность, недостаточная активность в действиях, нетерпимость к разногласиям, скрытность, неискренность, различия в общесемейных задачах, пессимизм, неуверенность в действиях, недостаточные волевые проявления и др.
7. Затрудненный поиск методов, способов, видов решения различных проблем в процессе жизненного цикла семьи. Индикаторы динамического показателя: недостаточные знания в области видов семейной психологической помощи, недостаточное желание в зависимости от типа личности решать семейные проблемы, закрытость и замкнутость при столкновении с проблемами, сомнения в реализации методов, в обращении к специалисту, различные варианты динамики данных отношений (позитивной, негативной, застревающей) и др.
Нарушенные (дисгармоничные) семейные межличностные отношения. Нарушенные семейные отношения — это дисгармоничные, бессистемные, нестабильные, препятствующие нормальному развитию семьи установки, ожидания, ориентации ее членов относительно друг друга, обусловленные крайней степенью неудовлетворенности их базовых потребностей в процессе нарушения общения на определенном этапе жизненного цикла семьи.
Общий признак этих отношений выражается в сильной неудовлетворенности (фрустрации) членов семьи индивидуальными семейными потребностями, деструктивным браком, дисгармоничным (нарушенным) внутрисемейным общением и семейной жизнью в целом.
Приведем только основные единичные признаки нарушенных семейных отношений. Эмпирические индикаторы прямо противоположны (имеют негативную, деструктивную выраженность) индикаторам семи основных единичных признаков (характеристики) зрелых семейных отношений.
1. Психофизический показатель. Психофизическая, в том числе сексуальная, несовместимость супругов, негативное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом, нарушение психоэнергетического баланса (внутренних и внешних связей).
2. Личностный показатель. Личностная незрелость, психические нарушения (нарушения психотического, психопатического уровней, borderline, шизофренического характера и др.) или одного из родителей, или обоих супругов, или всех членов семьи.
3. Межличностный мотивационный показатель. Высокая степень неудовлетворенности базовым индивидуальным, семейным потребностями, прерывание привычного хода развития семейных отношений, семьи в целом.
4. Межличностный эмоциональный показатель. Крайняя степень доминирования деструктивных, негативных эмоций, чувств в контактах, связях внутри семьи (Танатоса).
5. Межличностный когнитивный показатель. Неадекватное восприятие друг друга, отсутствие взаимопонимания, крайняя степень несовпадения ценностных ориентации у членов семьи, неприятие другого как личности.
6. Межличностный поведенческий показатель. Сильная степень ригидности, конфликтности, дезадаптивности, конфронтации, неустойчивости в поведении членов семьи, деформация власти, нарушения коммуникативных процессов в семье.
7. Динамический показатель. Неспособность принять решение, отсутствие мотивации у большинства членов семьи (супругов,
родителя и ребенка, детей, подростков) в решении различных проблем на определенном этапе жизненного цикла семьи.
Проблема конкретизации, более четкого определения общих, единичных признаков, эмпирических индикаторов всех приведенных типов, а также практически зрелых, пограничных семейных межличностных отношений требует глубокого всестороннего экспериментального исследования и может быть названа одной из перспективных направлений в научном исследовании.
Семейная психоаналитическая психотерапия.
В построении теории семейной психоаналитически ориентированной психотерапии используются такие принципы, как системность, детерминизм, интегративностъ, принципы развития, синтеза, принцип единства внутреннего и внешнего, бессознательного и сознательного, принцип объектного взаимодействия, соотношения внутриличностного и межличностного конфликтов, индивидуальных и семейных потребностей, индивидуального и группового (семейного) уровней зрелости.
Показаниями к применению данной модели считаются преимущественно трудности, связанные с нарушением родитель-ско-детских, супружеских отношений, личностные трудности, невротические реакции, неврозы, личностные расстройства в контексте жизненного цикла семьи, семейных паттернов взаимодействия.
Значительно реже эта модель используется при трудностях родственно-семейных отношений в семьях профессиональных военнослужащих из-за специфики их проживания и практически нежелательна при borderline и психотического уровнях расстройств членов семьи, тяжелых семейных нарушениях, при распаде семьи.
Общая цель данной модели заключается в том, чтобы на основании осознания, понимания и принятия причин психологических личностных, семейных проблем, деструктивных внутренних объектных отношений достигнуть изменения в реальных объектных отношениях на конкретном этапе жизненного цикла, зрелости, гармонии каждого члена семьи и всей семьи в целом. Предлагаемая модель психотерапии позволяет: осуществлять психодиагностику основных типов личностных и семейных проблем, их базовых причин;
достигать осознания, понимания причин внутренних деструктивных объектных отношений, личностных психологических проблем, рассогласований реальных объектных отношений в семье через преодоление внутриличностных конфликтов;
изменять реальные объектные отношения в семье, достигать их зрелости, гармонизации на конкретном этапе жизненного цикла семьи;
адаптировать к новому уровню личностной зрелости, реальным согласованным объектным отношениям, новой жизненной ситуации в семье.
Этапы семейной психоаналитически ориентированной психотерапии. Мы предлагаем четыре этапа психотерапии в соответствии с ее задачами (на примере семьи военнослужащего): психодиагностический, этап осознания, реконструктивный (согласование отношений) и адаптационный.
1. Психодиагностический этап. Установление вербального и невербального контакта с семьей (членом семьи, диадой). Знакомство с каждым членом семьи, характеристикой жизненного цикла данной семьи.
Предварительная психодиагностика уровней личностной психопатологии (психологических проблем) членов семьи, типов семейных проблем (конфликтов, трудностей, нарушений), актуального состояния психофизического здоровья членов семьи и их семейных объектных отношений, взаимодействий в соответствии с индивидуальной структурой.
Начало исследования глубинно-психологических причин (родительская семья), межличностных причин (юношеский период, предбрачный этап, актуальная супружеская семья), психологических факторов воинской деятельности мужа-отца военнослужащего (объективные и субъективные факторы учебной, служебной, боевой деятельности, влияющие на объектные отношения в семье).
Дифференциация различных биофизических факторов (болезни, образ жизни, негативные привычки и др.).
Исследование актуальных причин психологических личностных семейных проблем (актуальная проблемная социально-психологическая ситуация в семье профессионального военнослужащего).
2. Этап осознания. Дальнейшее исследование глубинно-психологических, межличностных, деятельностных причин личностных и семейных проблем.
Достижение ряда инсайтов (эмоционального, когнитивного осознания) основных глубинно-психологических причин (психотравмы раннего детства, подросткового периода; неконструктивные стили воспитания (социализации); застревания (фиксации) на соответствующих стадиях психосексуального развития, ранних объектных отношениях (значимых фигурах); неадекватная психосексуальная, полоролевая идентичность и др.).
Осознание негативных, деструктивных внутренних объектных отношений и рассогласования межличностных отношений, потребностей, ожиданий, представлений и притязаний супругами.
При этом максимальное самоосознание, принятие, преодоление самих себя (сопротивления, неадекватных — переносных объектных отношений).
Достижение определенного начального уровня саморегуляции взрослыми членами семьи и подростками.
3. Реконструктивный этап (согласование отношений). Согласование, конструирование психофизической (сексуальной) составляющей, достижение относительной совместимости (в соответствии с личностными, возрастными особенностями супругов, других членов семьи, этапами жизненного цикла семьи).
Согласование, реконструкция новых объектных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, родственно-семейных), их составляющих — эмоционалыю-потребностной, когнитивной и поведенческой сферы. Достижение в целом наиболее полного понимания и принятия друг другом членов семьи, изменения их отношений в сторону гармонизации, зрелости.
4. Адаптационный этап. Приспособление к новому уровню психологической зрелости — личностей супругов, других членов семьи, их объектных отношений, к реальной жизненной ситуации на конкретном этапе жизненного цикла данной семьи. Адаптация и выход из психотерапевтического процесса членов семьи. Формирование мотивации, установок к самостоятельному преодолению в дальнейшем проблемных личностных, семейных ситуаций посредством различных методов психологической самопомощи и совместной помощи членами семьи профессионального военнослужащего.
Техники и приемы
o Аналитические приемы: традиционный анализ сновидений, свободных ассоциаций, фантазий, пересекающихся переносов-контрпереносов, индивидуального, семейного сопротивления (защит), актуальных переживаний членов семьи с помощью конфронтации, прояснения, интерпретации и тщательной проработки.
o Специальные техники семейной психоаналитической психотерапии (по Н.Аккерману, 1982): противодействие неуместному отрицанию, смещению и рационализации конфликта; трансформация скрытого, неявного конфликта в открытую форму взаимодействия; поднятие скрытого внутреннего конфликта до уровня межличностного взаимодействия; нейтрализация паттернов формирования роли «козла отпущения», укрепляющей позицию одного из супругов за счет принесения в жертву другого; преодоление сопротивления и ослабление общего конфликта, чувства вины и страха посредством конфронтации и интерпретации; проигрывание роли родителя со стороны психотерапевта, контролирующего межличностную опасность, служащего источником эмоциональной поддержки и удовлетворенности, обеспечивающего недостающие супружеской паре эмоциональные составляющие (улучшение комплиментарности отношений); использование психотерапевтом самого себя в качестве «инструмента» для тестирования реальности; просветительская функция психотерапевта и его демонстрация на собственном примере полезных моделей «здорового» взаимодействия между супругами.
o Специфические неаналитические техники: наблюдение; слушание; вопросы и резкие остановки «при пустом обсуждении»; техника улучшения коммуникативных возможностей; отстранение с целью объективного суждения; частичное вмешательство (интервенция); активность; мини-интерпретации; сопоставление позиций-метафор (конструктивный спор); откровенность как расходование ресурсов конфронтации; исследование супружеских объектных отношений по сферам (психоэмоциональная, сексуально-эротическая, культурного общения, материально-бытовая, воспитательная); сопоставление паттернов поведения в родительских семьях; анализ контекста фраз, слов, их специфики у каждого из супругов; эмпатия; конгруэнтность; принятие и полное понимание
всех членов семьи (или одного из них при индивидуальной форме).
o Организация психотерапии, сеттинг. Варианты сеттинга:
— работа с одним членом семьи (поочередно одним психотерапевтом, реже — параллельно двумя);
— работа с диадой (родитель — ребенок, супруги);
— работа с семьей (триадой и более).
>1 Частота сеансов: 1-2 раза в неделю по 1,5 часа с диадой, семьей или по 50 минут с одним членом семьи.
Продолжительность психотерапии от 20-40 сеансов до 1-3 лет (иногда более) в варианте длительной семейной психотерапии и 12-15 сеансов с частотой 2-3 раза в неделю по 90 минут каждый в варианте краткосрочной семейной психотерапии {из практики А.Н.Харитонова, И.И Андрюшина). Дата окончания оговаривается только во втором варианте.
Кабинет должен иметь объем больше, чем это принято в случае индивидуального консультирования и психотерапии, рассчитанный на 3-5 (7) человек, с игрушками, мягкими креслами, игровыми предметами и выполненный в приятной сбалансированной цветовой гамме.
Семейный психоаналитический психотерапевт должен обязательно иметь:
а) базовое психологическое или медицинское образование;
б) специализацию в области психотерапии (желательно психоаналитически ориентированного направления);
в) специальные знания в области семейной психологии, семейной психотерапии, в том числе, семейной психоаналитической психотерапии;
г) опыт решения психологических личностных и семейных проблем (конфликтов, кризисов, трудностей);
д) опыт супервизирования с более опытными коллегами (психоаналитиками, клиническими психологами, семейными психотерапевтами), т.е. 1-2 завершенных случая семейной психологически ориентированной психотерапии.
Еще раз подчеркнем, что семейный психоанализ, как один из видов (направлений) современного психоанализа имеет все основания быть самостоятельным научно-практическим направлением, и имеет все перспективы для плодотворного развития.
Литература
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней/ Пер. с англ. М.: Прогресс-культура, 1995.
2. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. М.: Когито-центр, 2002.
3. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. М.: Класс, 1998.
5. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: Рефлбук, 1997.
6. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. С.-Пб.: Питер, 2001.
7. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998.
8. Винникотт Д.В. Разговор с родителями// Пер. с англ. М.: Класс, 1999.
9. Жалюнене Е.В. Вклад Р.Фейрнбейрна в теорию объектных отношений7/ Российский психоаналитический вестник, 1994. № 3-4. С. 187- 191.
10. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. С.-Пб.: Б.С.К, 1997.
11. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/ Пер. с англ. М.: Класс, 1998.
12.Кернберг О.Ф. Отношениея любви: норма и патология. М.: Класс, 2000.
13. Ключевые понятия психоанализа/Пер. с нем. — С.-Пб.: Б.С.К., 2001.
14. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. С.-Пб.: Б.С.К., 1997.
15. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш. школа, 1996.
16. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу/ Пер. с франц. Челябинск, Урал ЛТД, 1999.
П. Обухов Я.А. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д.В.Винникотта). М.: Р МАПО, 1997.
18. 0удсхоорн Д.К. Детская и подростковая психиатрия. М: Соц. и клин, психиатрия, 1999.
19. Психоанализ в развитии: Сборник переводов/ Сост. А.Н. Поршенко, И.Ю. Романов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
20. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ. С.-Пб.: ВЕИП, 1995.
21. Семейная психотерапия. С.-Пб.: Питер, 2000.
22. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
23.Тайсон Д., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
24. Харитонов А.Н. Объект-теории как методологическая основа семейной психоаналитической психотерапии// Душевное здоровье человека — духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. СЛО.
25. Харитонов А.Н. Психоаналитический подход в семейной психотерапии // Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. С. 120-123.
26. Харитонов А.Н. Семейное психоаналитическое интервью// Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. С. 118-120.
27. Харитонов А.Н. Семейный психоанализ как самостоятельное направление семейной психологии и семейной психотерапии// Душевное здоровье человека — духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. С. 18.
28. Харитонов А.Н. Типология семейных отношений// Актуальные проблемы семьи в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2002. С. 59-61.