Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Вклад Р. Фейрбейрна в теорию объектных отношений

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Е.В. Жалюнене[1]

Рональд Фейрбейрн (1889 — 1965) — известный шотландский психоаналитик, один из основоположников теории объектных отношений. Фейрбейрн родился, получил образование и работал в Эдинбурге. Жизнь в «психоаналитической провинции» в относительной изоляции от коллег , первоначальное образование в области философии и богословия, видимо, помогли ученому развить оригинальные идеи, контрастирующие с современными ему взглядами британских аналитиков, таких как М. Клайн и Д . Винникотт, а также с взглядами американских эго-психологов, старавшихся сохранить как можно больше из классической психоаналитической теории. Фейрбейрн начинает развитие своих идей с критики основных положений теории либидо и теории психосексуального развития, что позволяет ему создать собственную теорию мотиваций, разработать оригинальную новую теорию развития личности.

Книга Фейрбейрна «Психоаналитическое исследование личности», опубликованная в 1952 г., содержит все психоаналитические статьи, написанные им, начиная с 1938 г. Первый важный вклад в психоаналитическую теорию был сделан Фейрбейрном в 1940 г. в статье «Шизоидные факторы личности». Предшествующие две группы работ падают на 1927 — 1933 гг. и 1933 — 1940 гг. В первый период он работал как представитель классической психоаналитической теории инстинктов, но, начиная с 1931 г. тяготеет к эго-анализу. Статьи, написанные после выхода вышеупомянутой книги Фейрбейрна, не изменяют его основных теоретических положений. В них приводятся главным образом клинические данные и обсуждение принципов техники психоаналитической терапии.

Анализируемая нами статья [1] посвящена теоретическим воззрениям Фейрбейрна. При обращении к психоаналитической теории развития в первую очередь возникает вопрос о том, какую роль отводит автор биологическому фактору в развитии личности. Фейрбейрн создал действительно психологическую теорию развития. Он не игнорировал биологию, но призвал к разделению организма и личности. Организм включает в себя первичные энергии, сырой материал, который определяет наследственную конституцию, нейрофизиологические механизмы для сенсорного восприятия, движения, т.е. весь механический комплекс для взаимодействия с внешним миром. По мнению Фейрбейрна, в человеческом существе нет фиксированных инстинктов, определяющих функционирование личности, в фрейдовском понимании сексуального и агрессивного. Но растущая личность располагает биологическими энергиями для действий, которые подчиняются эго личности в среде объективных отношений. По Фейрбейрну, эго не подвластно фиксированным инстинктам. Сексуальный инстинкт является одним из многих, таких как еда, питье, дыхание, хотя секс более легко включается в человеческие отношения. Агрессию, по мнению ученого, нельзя сравнивать с сексуальным инстинктом. Это феномен, параллельный тревоге. Тревога и агрессия являются эго-реакцией на угрозу не телесному существованию как таковому, а личности.

В статье «Пересмотр психопаталогии психозов и психоневрозов» (1941) Фейрбейрн пишет, что классическая теория либидо должна трансформироваться в теорию развития, базирующуюся на объектных отношениях. Основополагающим во взглядах исследователя является постулат о том, что единственная цель либидо — не получение удовлетворения, а взаимодействие с объектом. Теория психосексуального развития базируется на концепции эрогенных зон, в то время как Фейрбейрн считает их лишь каналами, через которые вытекает либидо, и они становятся эрогенными только, если либидо проходит сквозь них. В поиске объекта либидо подобно течению электрического тока, который ищет область наименьшего сопротивления. В младенчестве, вследствие определенного устройства человеческого организма, область наименьшего сопротивления объекту проходит, по-видимому, через рот. У взрослого человека генитальные органы обеспечивают наименьшее сопротивление объекту, но в этом случае только параллельно с другими областями. С точки зрения исследователя, неправильно описывать либидозную модель взрослого как генитальную, ее просто следует назвать зрелой. Он подчеркивает, что объектные отношения являются удовлетворительными не благодаря тому, что достигнута генитальная модель отношений, а, наоборот — благодаря факту установления удовлетворительных объектных отношений достигается генитальный уровень сексуальности. Настаивая на том, что главная цель либидозного удовольствия — установить связь с объектом, ученый задает постой вопрос, почему ребенок сосет свой палец? Ведь не только потому, что рот — это эрогенная зона. Он сосет палец, потому что нет груди, которую можно сосать, т.е. ребенку необходим либидозный объект.

Теория развития объектных отношений Фейрбейрна базируется на качестве зависимости от объекта. Одним из главных выводов является тот, что развитие объектных отношений есть процесс, посредством которого инфантильная зависимость от объекта постепенно переходит в зрелую зависимость. Постепенное изменение, которое появляется в объектных отношениях , сопровождается постепенным изменением либидозной цели, где первичная оральная, инкорпорация, сосание, т.е. берущая цель, сменяется зрелой целью — отдать, существующей вместе со зрелой генитальной сексуальностью. Критикуя концепцию эрогенных зон, психоаналитик проводит некоторую аналогию со своей теорией развития объектных отношений. Так, стадия инфантильной зависимости содержит две известные фазы — раннюю и позднюю оральные, а стадия зрелой зависимости соответствует конечной генитальной фазе в терминологии Абрахама. Между ними существует транзиторная фаза, характеризующая возрастающей тенденцией к избавлению от модели инфантильной зависимости. Эта транзиторная фаза соответствует трем фазам Абрахама — двум анальным и ранней генитальной. Интересно то, что Фейрбейрн провел основные свои исследования на группе наиболее тяжелых пациентов с шизоидными расстройствами и считал шизоидную группу наиболее универсальной и являющейся основой для тревожных, параноидных, навязчивых, фобических и истерических расстройств.

Перечисленные расстройства являются результатом использования какой-либо защитной техники, каждая из которых может быть проинтерпретирована как определенный метод взаимодействия с конфликтом переходной стадии. Это — конфликт между стремлением достичь модели зрелой зависимости от объекта и регрессивным нежеланием избавиться от модели инфантильной зависимости.

По мнению ученого, самое главное, вытекающее из анализа его пациентов, — это то, что им необходима уверенность в изначальной любви своих родителей и что их любовь принимается родителями. Только по мере того, как эта уверенность появляется, ребенок начинает чувствовать себя безопасно зависимым от реальных объектов и начинает освобождаться от инфантильной зависимости. В отсутствии такой уверенности его взаимодействия с объектом преисполнены очень сильной тревогой сепарации и не позволяют уйти от инфантильной зависимости. Этот уход равносилен , для него уничтожению всех надежд когда-либо получить удовлетворение своих эмоциональных потребностей. Фейрбейрн считает, что фрустрация желания ребенка быть любимым и желания того, что его любовь была принята, является для него самой большой травмой. Эта травма создает фиксацию на различных формах инфантильной сексуальности, к которой ребенок вынужден прибегать с целью компенсировать неудовлетворительные отношения с внешними объектами. Эти замещающие удовлетворяющие действия представляют собой взаимодействие с внутренними объектами, к которому личность вынуждена прибегнуть из-за недостатка взаимодействия с объектами внешнего мира.

Начиная с 1944 г., Фейрбейрн приступает к разработке психоаналитической структурной теории с помощью своих инноваций в теориях мотивации и развития. Он постулирует единое интегральное эго с его собственной либидозной энергией. Если взаимодействие эго с объектом является удовлетворительным, то эго остается целым и интегрированным. Неудачное взаимодействие с внешними объектами приводит к формированию компенсаторных внутренних объектов. Ученый вводит понятие «расщепление эго», которое является следствием связывания порций эго с внутренними объектами. Он пишет, что лишь модифицировал фрейдовскую концепцию эго, однако сама природа эго в понимании Фейрбейрна фундаментально отличается от значения этого термина в структурной теории Фрейда. Термин Фейрбейрна не подразумевает поверхностного эго, регулирующего взаимодействие гипотетического Оно с требованиями внешней реальности. Эго в понимании Фейрбейрна — это первичная психическая сущность, которая развивается под влиянием отношений с объектами. С точки зрения исследователя, взаимоотношения с матерью имеют две фундаментальные черты — удовлетворяющий компонент и неудовлетворяющий. Неудовлетворяющий аспект сопровождается некой надеждой на удовлетворение.

Таким образом, ребенок имеет как бы три различных опыта взаимодействия с матерью: с удовлетворяющей, обещающей (оставляющей надежды на удовлетворение) и депривирующей матерью. Если реальные взаимоотношения с матерью не удовлетворяют, то они интернализируются и формируется три внутренних объекта: идеальный, волнующий (обещающий удовлетворение) и резецируемый (соответствующий депривирующему аспекту матери). Кусочек эго, привязанный к волнующему объекту и идентифицированный с ним, который ищет и надеется, Фейрбейрн называет либодозным эго. Кусочек, связанный с резерируемым объектом, получил название анти-либидозного эго. Оставшаяся часть изначального эго, которую Фейрбейрн назвал центральным эго, привязано и индентифицировано с идеальным объектом. Центральная часть эго — та часть, которая способна взаимодействовать с реальными людьми внешнего мира.

Главным принципом в структурной модели Фейрберна является то, что эго и объект неразделимы. Объект должен иметь часть эго, привязанного к нему, иначе объект не воспринимается эмоционально. Эго развивается, взаимодействуя с объектами — реальными и интернализированными, подобно тому, как растение использует воду, почву и солнце. Ученый вводит новое понятие — «моральная защита». Под этим термином он подразумевает интернализацию идеального объекта. Центральное эго, таким образом, защищается от других частей эго, старается жить идеалами идеального объекта и преследует цель нормального взаимодействия с идеальными объектами, если они встретятся.

Психопаталогия вытекает из фрагментации эго и направления большей его части к внутренним объектам в ущерб взаимодействию с внешними объектами. Как уже указывалось, Фейрбейрн считал шизоидальные расстройства базисными для других видов психопаталогии. Он связывал их с неспособностью эго формировать объектные отношения. Сложности в объектных отношениях развиваются вследствие слабого, неразвитого эго. Шизоидный пациент инфантилен и зависим из-за того, что его первичный зрелый объект не способен рассматривать его как нечто реальное. В 1940 г. Фейрбейрн в своей статье [1] описал наклонность шизоидов рассматривать людей не как целые личности, а как вещи, частичные объекты. Это является результатом неспособности матери к спонтанному естественному выражению чувств, которые могли бы сделать ее реальной личностью для младенца, что в свою очередь лишает младенца возможности воспринимать себя как реальную личность для нее. Такой младенец, вырастая, становится способным только использовать, но не реально взаимодействовать с объектом. Его внутренняя неуверенность в своей реальности и в реальности своего эго заставляет постоянно играть роль, но не быть собой. Это проявляется, как указывает Фейрбейрн, в ограничении коммуникаций, тенденции брать, а не давать, так как отдавать означает опустошение себя. Шизоид строит отношения между собой и другими с помощью разума, но не чувств, внутриличностной интеллектуализации, основанной на теории, а не на реальных людях.

Таким образом, объектные отношения, по Фейрбейрну, — это больше, чем поиск безопасности, это потребность в самораскрытии, в саморазвитии для реализации и роста потенциалов эго, полного возможностей во взаимоотношениях с другими людьми. Это поднимает психоанализ выше психобиологии, на уровень действительно психодинамической теории, которая является теорией личности, а не организма и раскрывает значение термина Фрейда — «психическая реальность». Исследователь оставляет место инстинктам , но согласно его теории, инстинкты исходят из эго личности, эго не отделяется от Оно, так же как современная наука не отделяет энергию от структуры.

Собрав все свои самые важные работы в одной книге, Фейрбейрн, к сожалению, не разработал последовательного всестороннего учения. Приходится иметь дело не с единой системой взглядов, а с серией различных статей, отдельные формулировки и понятия которых не всегда согласуются. Большой вклад в систематизацию и разъяснение идей Фейрбейрна внес его ученик и коллега Г.Гантрип [5, 6], который развил некоторые идей Фейрберна. Всеобъемлющую оценку и анализ идей Фейрбейрна дает его коллега и друг на протяжении 36 лет Д.Сазерленд в своей книге «Путешествие Фейрбейрна во внутренний мир [7]. Автор приводит важные личные документальные материалы, показывающие тесную связь между жизнью и личными проблемами Фейрбейрна и его идеями. Неугасающий интерес к наследию Фейрбейрна отражает глубину и актуальность его идей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. RFairbairn. Shizoid factors in the personality, in: „psychoanalytic studits of the personality“, London, 1952, p. 3 — 27.
  2. R. Faisbairn. A reoised psyhopathology of the psychoses and psychoneuroses, in: „Psychoanalytic studies of the personality“, London, 1952, p. 28 — 58.
  3. R. Fairbairn. Endopsychic strukture considered in terms of object-telationships», in: «psychoanalytic studies of the personality», London, 1952, p. 82 — 136.
  4. S. Freud. An Outline of psuchoanalysis, Hogarth, London, 1949.
  5. H. Gunrtip. perssonality Stucture and Human interaction, Hagarth, 1961.
  6. H. Guntrip. Object relations theory: The Fairbairn — Guntrip approach. American Handbook of psychiatry, 1971, Vol. 1, p. 828 — 841.

7.1. Sutherland. Fairbairn’s Journey into the interior; London, 1989.

[1] Жалюнене Елена Владимировна — кандидат медицинских наук, специалист в области психоаналитической психотерапии, член Правления РПА.