Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм (от латинских слов electus – «избранный» и mutus –«немой») – это выборочное или избирательное молчание, немота. Страдающий этим психическим расстройством ребенок прекрасно слышит и понимает речь, может говорить, но в определенных ситуациях отказывается это делать.

Что это

Такую немоту, обусловленную психологическими факторами, называют также селективной, психогенной, парциальной, ситуационной, характерологической, добровольной. Данное расстройство довольно редкое – встречается у 1 из 150 детей, независимо от пола, географии, социального уровня. Как правило, свойственно оно ребенку, начинающему образовательный процесс: во многих ясельных группах и начальных школах есть хотя бы один такой малыш.

Однако в последнее время была выявлена такая тенденция: элективный мутизм стал чаще появляться в среде детей мигрантов (девочки), недавно переехавших из своей родной страны.

Это расстройство, относящееся к тревожным, дает о себе знать в раннем возрасте, но тогда его обычно списывают на черты характера малыша, излишнюю застенчивость и т. д. Сильнее оно проявляется в период, когда дитя начинает выходить из семейного круга и взаимодействовать с не близкими ему людьми (садик, школа). Меняется обстановка, окружение и это очень страшит маленького человечка.  

Основа элективного мутизма – пассивная агрессия, которую ребенок не может выразить другим способом в силу неуверенности в себе, робости. Средств самовыражения у него пока мало, он не может в полной мере выразить свои чувства, желания, проблемы. Молчанием  малыш протестует против давления общества, родительского контроля и непонимания, гиперопеки, травмирующей его психику ситуации. Он не желает устанавливать контакт, так как его здесь не понимают, и становится безмолвным на время, считая, что проблемы решатся сами собой.

Такая избирательная немота продолжается до нескольких месяцев и проходит сама по себе. Но есть и такие случаи, когда расстройство длится намного дольше, остается и может проявиться у подростка и взрослого человека, протекая гораздо тяжелее, чем в «нежном» возрасте. К нему прибавляются и фобии, социальные тревожные расстройства, самоизоляция. Жизнь становится невыносимой. Поэтому такую патологию обязательно следует лечить.

Причины

Развивается селективный мутизм на базе психологических особенностей человека, а спусковым крючком служит воздействие окружающей среды.

Факторы риска:

  • отклонения психики – задержка психического развития, дефекты речи, шизофрения на начальном этапе;
  • неврологические нарушения – неустойчивая нервная система, истерический невроз, черепно-мозговые травмы, опухоли, нейроинфекции и другие органические поражения мозга;
  • эмоциональная составляющая характера – ранимость, природная молчаливость, равнодушие, застенчивость, впечатлительность, любовь к уединению, тревожность, привычка подавлять агрессию;
  • особенности воспитанияинекомфортный климат в семье – полный контроль жизни ребенка, гиперопека, нехватка внимания, агрессия, насилие;
  • наследственность –неуверенные родители с депрессивными расстройствами и высоким уровнем тревожности;
  • стрессовая психотравмирующая ситуация – развод родителей, смерть близкого человека, насилие, авария, переезд семьи в другую, незнакомую страну.

Существует заблуждение, что психогенная немота связана с аутизмом. На самом же деле это совершенно разные патологии. При этом они обе могут развиться у одного и того же ребенка. 

Виды элективного мутизма

Как уже упоминалось, у детей такое расстройство может быть:

  • проходящим (транзиторным) – спровоцированное психотравмой;
  • постоянным (континуальным или непрерывным) – психологически обусловленным.

Существует и классификация по особенности теченияизбирательной немоты:

  1. Пассивно-агрессивная – «оружие» для воздействия на окружающих.
  2. Фобическая речевая. Молчание сопровождается ритуальными действиями, страхом услышать свой голос.
  3. Симбиотическая. Сильная связь с одним из родителей (родственником), к остальным отношение манипуляторное, подчиненное.
  4. Реактивная. Осложнение от стресса и полученной от него депрессии.

Симптоматика

Ребенок перестает говорить в воспитательно-образовательном учреждении в присутствии определенного или любого учителя. Может он молчать и при каком-либо взрослом человеке, при этом со сверстниками он общается прекрасно. Возможно и полное отсутствие социального взаимодействия с детьми из своей группы или одноклассниками.

Редко немота проявляется только дома, а в детском саду или в школе малыш охотливо болтает.

В учебном процессе такой ученик участвует, слушая урок внимательно. Усвоенные знания можно проверить письменно, и они вполне неплохие.

Молчащий ребенок устанавливает контакт с помощью движений, мимики. В тяжелых случаях он боится смотреть в глаза определенным людям, прикасаться к ним, поджимает ноги, скручивает тело.

Напряжение больной пытается снять ритуальными действиями: раскладыванием игрушек, канцелярских принадлежностей, мытьем рук. Со временем он становится агрессивным, непослушным. Такой сын или дочь сильно привязывается к матери, не в состоянии существовать в ее отсутствие. Далее возможна задержка речевого развития, тики,энурез, и т. п.

Отсутствие адекватного лечения грозит осложнениями: вторичными психогенными расстройствами. Развивается хроническая депрессия, страдает личностное и интеллектуальное развитие, словесно-логическое мышление. Усвоение школьной программы происходит все хуже, под угрозой поступление в специальное или высшее учебное заведение, получение профессии, хорошая работа. Человек не в состоянии наладить контакт с людьми, так как не может выразить свою мысль, самоизолируется.

Родители должны быть внимательны к своему чаду и сразу же обращаться к специалисту, не считая, что оно перерастет свою проблему и все наладится.

Бить тревогу нужно в случаях, если ребенок:

  • молчит на уроках, отказывается выступать публично, общаться на людях;
  • отлично говорит дома, наедине, в пустой аудитории;
  • не говорит около двух месяцев;
  • у него отсутствуют психические или когнитивные расстройства.

Диагностика

Для установления диагноза «элективный мутизм» необходимо обследование психиатра. Проводится наблюдение за юным пациентом, опрашиваются родители. Для подтверждения расстройства требуется выяснить следующее:

  • понимает ли ребенок речь как таковую. Определяется это тем, может ли он кивком головы выразить отрицание/согласие, выполнить команду/просьбу;
  • использует ли пациент вообще когда-нибудь устную речь, достаточна ли она для общения, способен ли он выразить понятно свою мысль.

Врачу необходимо исключить другие заболевания:

  • детскую шизофрению с присущим ей набором симптомов (галлюцинации, бред и т. д);
  • ранний аутизм,при котором речь нарушена изначально и психика развивается особым образом;
  • шоковые состояния – они сопровождаются паническим страхом, острым началом, кратковременностью, моторной заторможенностью;
  • неврологические заболевания – подтверждаются исследованиями мозга;
  • истерическую немоту, отличающуюся завышенной самооценкой, склонности к фантазированию, потребности внимания. Страдающий психогенным мутизмом пациент, наоборот, старается быть незаметным, робеет.

Поэтому психолог подключает психолога, сурдолога, невролога, отоларинголога, окулиста, используются инструментальные исследования.  

Лечение

Основной способ лечения избирательной немоты – психотерапия. Ее задачей является устранение депрессий, тревоги, социальных фобий, выработка навыков социальных коммуникаций.

Используются такие методы:

  1. Когнитивно-бихевиоральная терапия. Психолог работает с пациентом индивидуально, изыскивая способы налаживания контакта. Специалист читает сказки, вместе они лепят, рисуют. Творчество помогает ребенку выразить свои негативные эмоции, переживания. Суггестивная терапия (внушение) позволяет скорректировать отношение пациента к социуму, а игровые техники помогают получить навыки коммуникации с применением речи.
  2. Поведенческие групповые тренинги. В их ходе больной контактирует с людьми разных возрастов вербально, личностно. Так ему удается преодолеть застенчивость. Закрепленные навыки поощряются похвалой.    
  3. Семейное консультирование подразумевает работу с родителями. Им дают полную информацию об элективном мутизме, учат способам общение с детьми, говорят, насколько важна последним похвала. Они также приобретают умение стимулировать развернутые высказывания своих чад. Родителям нужно поддерживать своего ребенка, помогать ему.

В лечении принимает участие и логопед. Он поправляет артикуляционные нарушения, улучшает речь, делает ее четкой и хорошо понятной.

Редко используется фармакотерапия. Она показана при депрессиях, социальных фобиях, тревогах. Психиатр может выписать ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты.

Прогноз

Психогенной немоте ранее уделялось мало внимания, ее изучение почти не велось. Ситуация изменилась совсем недавно: медицинское и педагогическое сообщество стали подходить к отказу детей говорить более серьезно.

Постоянно идут исследования, повышается объем знаний психотерапевтов, психологов, педагогов-логопедов. Поэтому сейчас родителям не слишком сложно найти подходящих специалистов, но необходимо, чтобы они имели соответствующий опыт и квалификацию.  

Если терапия и коррекция начата своевременно, то с расстройством можно справиться за полгода. Эффективность лечения зависит от того, есть ли у пациента какие-либо дополнительные трудности, а также степени вовлечения в процесс и сотрудничества всех, кто имеет отношение к этому ребенку.

Лечение с задержкой в один – два года будет длительнее, а если она составила 3–10 лет, то улучшения будут незначительными и придется потратить очень много времени.

 Чтобы избежать развития элективного мутизмау своего ребенка, нельзя ставить его в жесткие рамки, тотально контролировать. Нужно оказывать ему помощь в решении проблем, поддерживать, учить самостоятельности. Отношения в семье должны быть построены не на подчинении, а на сотрудничестве. Человечек должен расти в благоприятной среде, в атмосфере любви.

Вот несколько советов родителям:

  • выполнять обещания. Детям важно знать, что взрослые держат слово;
  • наказывать адекватно. Жестокости малыш с неокрепшей психикой не выдерживает, поэтому вместо физического наказания целесообразней использовать понятные объяснения;
  • не выполнять любые прихоти – так он быстро научится манипулировать;
  • сменить окружение. Если расстройство возникло на почве психотравмы, которую малыш перенес в воспитательном или учебном заведении, то лучше перевести его в другое;
  • постоянно посещать психолога и невролога, относиться к рекомендациям специалистов очень серьезно.

Ребенок должен иметь право выбора, высказывать свое мнение, ему нельзя запрещать выражать свои эмоции.

Чтобы патология не была запущена и были вовремя приняты меры к ее устранению, необходим точный диагноз. Поэтому незамедлительно обращайтесь к психиатру, если ваше чадо может, но не хочет говорить в определенных ситуациях. Очень внимательно к молчаливому ребенку должны отнестись воспитатели и педагоги – как раз они первыми могут заметить что-то неладное в поведении воспитанника или школьника. Всем им нужно помнить о том, какую серьезную опасность несет элективный мутизм.