Творческий, профессиональный подход медика к диагностике, лечению и прогнозированию называют клиническое мышление. Оно основывается на знании, интуиции и опыте врача. Его формирование – это длинный путь самопознания и совершенствования, приводящий к высокому профессионализму.
Давайте разбираться подробнее, что такое клиническое мышление, как элемент врачебной практики, и как его развить.
Клиническое мышление – процесс весьма противоречивый. Получить такие навыки довольно трудно, но нужно обязательно, так как от совершенства владения ими зависит квалификация врача. КМ подчиняется обычным законам мышления, но у медицинского работника (а также психолога, юриста, педагога) оно отличается от представителей других профессий тем, что предполагает работу с людьми. Это отражается в восприятии, познании и установлении взаимопонимания таких специалистов с другим человеком.
В случае с врачами речь идет о диагностике, представляющей собой не научно-теоретическое познание человека (раскрытие смысла явлений, новых законов какой-либо науки). Она предполагает распознание известного заболевания у пациента. Точность установки диагноза во многом зависит от последнего, от его интеллектуального развития и особенностей личности. Исследование ее психологической составляющей, осознанной деятельности больного имеет значение также в последующем лечении.
Клиническое мышление (его содержание и характер) у медика особенный, так как к каждому больному он должен найти индивидуальный подход. При этом учитывается не только личность, но и:
Все это определяет клинические проявления заболевания и его сущность, помогает собрать анамнез и прочую информацию.
Современные врачи используют при обследовании достижения научно-технической революции в виде такого оборудования, как электрокардиограф, компьютерный томограф, магнитно-резонансный сканер, электроэнцефалограф и др. Но это все при всех возможностях и полезностях в точной постановке диагноза все равно не способно заменить клиническое мышление доктора. Оно начинает работать с первой минуты приема и продолжается на протяжении предварительной и точной постановки диагноза (специалист изучает полученные данные, сопоставляет с симптомами недуга, интерпретирует) и лечения.
Клиническое мышление, так как имеет в виду выбор лучшей стратегии из многих в каждой отдельной ситуации, является продуктивным. К нему врач присоединяет интегрирующее и конструктивное. Задачи специалиста:
Чтобы не запутаться и не «нырять» слишком глубоко в тему, есть смысл разобрать упрощенный вариант количественного мышления, состоящий из 5 этапов.
Работа начинается с выслушивания жалоб пациента, при этом врач задает ключевые вопросы, заносимые в историю болезни. Их дополняют информацией о перенесенных недавно недугах и данными исследований, концентрирующимися на предположительно затронутом патологией органе. Проводится и физикальный осмотр. Принятые меры позволяют сделать предположение о наличии определенного заболевания.
Далее доктор подбирает диагностические тесты – они часто нужны для подтверждения предварительного диагноза. Такие испытания могут быть неприятными для больного, дорогими или могут грозить осложнениями. Поэтому врач должен тщательно проанализировать, нужны ли такие тесты или полученной ранее информации достаточно.
Полученные клинические сведения сопоставляют с лабораторными исследованиями, а потом разрабатывают стратегию лечения.
Структурировав вышесказанное, фазы клинического мышления можно расписать следующим образом:
Практикующий врач должен проявлять следующие качества:
В этой сфере главное – болезненные переживания больного и их познания врачевателем души. Только таким образом специалист способен узнать особенности психики пациента: сравнивая душевное состояние последнего на протяжении развития его заболевания и сопоставляя закономерности изменения ментального здоровья.
Особенности диагностического мышления психиатра отличается образностью, тогда как у невролога оно пространственное. Скорее всего, в этом и кроется антипатия между представителями этих профессий.
Развить с помощью учебников клиническое мышление невозможно, каким бы замечательным ни было такое руководство. Дело в том, что оно представляет собой и решение довольно сложных задач на логику, и умение устанавливать психологический контакт, и особые доверительные отношения с пациентом, и хорошую врачебную интуицию. «Букет» таких качеств помогает составить целостную картину патологического процесса.
Усвоению такого метода большое значение придавали известные русские врачи-терапевты. Так, гений диагностики Сергей Петрович Боткин писал, что овладевший клиническим мышлением студент вполне может начинать самостоятельную лечебную деятельность. А основатель московской клинической школы Григорий Антонович Захарьин считал, что усвоивший навык индивидуализации не растеряется при любом новом для себя случае в медицинской практике.
Научиться клиническому мышлению можно только проходя практику под кураторством преподавателя с большим опытом. Такая работа должна начинаться со студенческих лет и продолжаться без остановки на протяжении всей врачебной практики. Необходимо:
В процессе обучения клиническому мышлению применяют имитационный, то есть игровой метод. В ролевых играх, при моделировании разных ситуаций и проблем студенты медицинских вузов, будущие врачи, решают разнообразные задачи, касающиеся тактики, экспертизы, лечебно-диагностической и профилактической сферы. Применяются также симуляторы и тренажеры.