Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Когнитивные расстройства (нарушения): что это такое

Когнитивные расстройства представляют собой группу психических заболеваний с нарушениями в различных сферах познавательной деятельности. Они могут затрагивать мышление, память, внимание, язык, исполнительные функции, пространственное восприятие и другие когнитивные способности. 

Такие расстройства часто оказывают серьезное влияние на повседневную жизнь человека, затрудняя выполнение привычных задач, общение и поддержание независимости.

Природа и симптомы  

Проявления когнитивных расстройств зависят от типа и степени тяжести заболевания, но можно перечислить общие симптомы:

  • забывчивость – потеря кратковременной памяти, трудности с запоминанием новых информации, повторение одних и тех же вопросов, фраз;
  • нарушение внимания – трудности с концентрацией, отвлечение на посторонние раздражители, снижение способности к многозадачности;
  • проблемы с мышлением и решением задач – трудности с планированием, организацией, принятием решений, понятием сложной информации;
  • нарушение речи – трудности с подбором слов, построением связных фраз, пониманием речи других;
  • изменения личности и поведения – апатия, раздражительность, депрессия, агрессия, потеря интереса к любимым занятиям.

Когнитивные расстройства являются результатом взаимодействия следующих факторов:   

  • биологических – генетическая предрасположенность, нарушения в работе мозга, травмы головы, инфекции центральной нервной системы, преклонный возраст;
  • психологических – хронический стресс, тревога, депрессия, травмирующие события;
  • социальных – низкий уровень образования, социальная изоляция, неблагоприятная окружающая среда.

Исторические вехи

Изучения когнитивных расстройств – это увлекательное путешествие, охватывающее века научных открытий и клинических наблюдений. От первых шагов, основанных на философских размышлениях о природе разума, до современных нейробиологических исследований с использованием передовых технологий – этот путь был отмечен как прорывами, так и заблуждениями.

Корни понимания когнитивных расстройств уходят в Древнюю Грецию. Философы Гиппократ и Платон уже задавались вопросом о природе разума и его возможных нарушениях. В средневековье религиозные взгляды доминировали в объяснении психических заболеваний, часто приписывая их демоническим силам или божественному наказанию.

Просвещением и рождением психиатрии был ознаменован XVIII век. Он ознаменовал собой переворот в подходе к заболеваниям психики. Просветители Джон Локк и Дэвид Юм подчеркивали важность эмпирического наблюдения и рационального анализа. В это же время появились первые специализированные лечебницы, где врачи начали систематически изучать симптомы и течение различных психических расстройств.

XIX век стал периодом активного развития клинической психиатрии. Эмиль Крепелин, немецкий психиатр, внес огромный вклад в классификацию психических заболеваний, выделив отдельные типы расстройств на основе их симптоматики и течения. Его работа послужила основой для современных систем диагностики, таких как DSM – Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам.

В начало XX века Зигмунд Фрейд, австрийский невролог, разработал теорию психоанализа, которая оказала глубокое влияние на понимание когнитивных расстройств. Доктор Фрейд считал, что многие психические проблемы связаны с бессознательными конфликтами и травмами, пережитыми в раннем детстве.

В середине XX века произошла так называемая когнитивная революция: ученые начали фокусироваться на мыслительных процессах, памяти, внимании и других умственных функций. Эта новая парадигма привела к созданию когнитивно-поведенческой терапии, которая доказала свою эффективность в лечении многих расстройств психики.  

Сегодня изучение когнитивных расстройств находится на передовой нейробиологических исследований. Благодаря позитронно-эмиссионной (ПЭТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) специалисты могут визуализировать активность мозга и изучать изменения в его структуре у пациентов с различными когнитивными расстройствами.

Непрерывный прогресс в изучении и достижения в области генетики, нейронауки и информационных технологий человечество стоит на пороге новых открытий. В будущем мы можем ожидать более точной диагностики, персонализированных методов лечения и, возможно, даже способов безоговорочной профилактики когнитивных расстройств.

Классификация   

Существует множество типов когнитивных расстройств, которые можно классифицировать по различным критериям. Наиболее распространена деменция (приобретённое слабоумие, чащу возрастное). Это термин, обозначающий группу заболеваний, характеризующихся прогрессирующим нарушением умственных функций:

  • болезнь Альцгеймера – наиболее частая причина деменции, проявляющаяся постепенной потерей памяти, особенно кратковременной, а также нарушением мышления и суждения;
  • сосудистая деменция – возникает в результате повреждения кровеносных сосудов мозга, что приводит к нарушениям кровоснабжения и гибели нервных клеток. Симптомы могут быть разнообразными, в зависимости от локализации поражения;
  • деменция с тельцами Леви – отличается флуктуирующим течением, галлюцинациями и нарушением внимания.

Травматическое повреждение мозга, черепно-мозговая травма, тоже может привести к разным когнитивным нарушениям в зависимости от ее тяжести. Подобное последствие можно ожидать и от некоторых заболеваний: рассеянного склероза, болезни Паркинсона, ВИЧ-инфекции.

Существуют и психические расстройства с соответствующими симптомами:

  • депрессия – часто сопровождается проблемами с концентрацией внимания, памятью и принятием решений;
  • тревожные расстройства – затруднение со сосредоточением, чрезмерная озабоченность;
  • шизофрения – нарушения мышления, речи, восприятия и поведения.

Интеллектуально-мнестические нарушения

Комплекс когнитивных расстройств, затрагивающих как интеллектуальные функции, так и процессы запоминания и воспроизведения информации в специализированных кругах называют интеллектуально-мнестические нарушения (ИМН). Термин произошел от латинского слова intellectus  – «понимание, познание» и греческого mnestis – «запоминание» или «связанное с мнезисом, то есть памятью».

Интеллектуальные нарушения охватывают снижение уровня общего интеллекта, затруднение в абстрактном мышлении, проблематичное принятие решений и планирование, ухудшение внимания и концентрации.

Мнестические нарушения проявляются в трудностях с запоминанием новой информации, забывчивостью, потерей ранее приобретенных знаний и навыков.

ИМН в зависимости от характера могут быть глобальными, когда снижаются все умственные функции (включая интеллект), и локальными ИМН. Последние затрагивают определенные области умственной деятельности, например, нарушения памяти при сохранном интеллекте или трудности с планированием при нормальной способности к запоминанию.

ИМН могут возникать в результате различных причин:  

  • органические поражения головного мозга – инсульты, опухоли мозга, травмы головы, инфекционные заболевания (менингит, энцефалит), повреждающие участки мозга, отвечающих за когнитивные функции;
  • нейродегенеративные заболевания с прогрессирующим поражением нервных клеток – болезнь Альцгеймера и Паркинсона, сенильная деменция, отрофический боковой склероз;
  • токсические воздействия, повреждающие головной мозг – алкогольная интоксикация, злоупотребление наркотиками.  

К мнестическим расстройствам также относят Корсаковский синдром (алкогольный энцефалопатия или синдром Вернике-Корсакова) – серьезное неврологическое расстройство, вызванное острым дефицитом тиамина (витамина B1) в головном мозге. Основной его  причиной является длительное злоупотребление алкоголем, который подавляет аппетит и нарушает всасывание тиамина. В редких случаях синдром может быть вызван недостаточным потреблением пищи, рвотой, хроническим заболеванием ЖКТ или хирургическим вмешательством.

Пациенты испытывают серьезные проблемы с кратковременной памятью, не могут запомнить новые события и информацию, часто забывают о произошедшем за несколько минут или часов. Вместо того чтобы признать пробелы в памяти, пациенты изобретают ложные воспоминания, которые кажутся им правдоподобными. Эти конфабуляции могут быть очень детальными и убедительными.

Корсаковский синдром также может вызывать проблемы со вниманием, концентрацией, планированием и принятием решений. Пациенты могут испытывать дезориентацию во времени и пространстве, а также трудности с обучением новому.

Диссоциативная амнезия – тоже интеллектуально-мнестическое нарушение. Это расстройство сопряжено с неспособностью вспомнить важную личную информацию, обычно связанную с травматическими или стрессовыми событиями. Оно может проявляться по-разному. Некоторые люди могут забыть отдельные события, другие – целые периоды своей жизни. В некоторых случаях амнезия может быть выборочной, когда человек помнит только часть событий или деталей.

Диагностика, лечение и прогнозы

Диагноз при когнитивных расстройствах устанавливается на основе комплексного обследования, представляющего собой:

  • сбор анамнеза – информации о медицинской истории пациента, семейных заболеваниях, образе жизни;
  • медицинский осмотр – оценка общего состояния здоровья, выявление возможных сопутствующих заболеваний;
  • неврологические исследования – проверка работы НС, включая координацию движений, рефлексы и чувствительность.
  • когнитивные тесты – оценка памяти, внимания, мышления и других когнитивных функций;  
  • анализы крови и мочи – для исключения других заболеваний;
  • МРТ и КТ – для выявления структурных изменений в мозге.

Лечение зависит от типа и причины расстройства. В некоторых случаях может быть назначена медикаментозная терапия для улучшения когнитивных функций, контроля симптомов или замедления прогрессирования заболевания (депрессии, тревоги, психоза, деменции).

Важную роль играет психотерапия. Когнитивно-поведенческий подход помогает пациентам с когнитивными расстройствами развивать стратегии для преодоления трудностей в повседневной жизни, таких как планирование, запоминание информации и управление временем.

Терапия замещения может обучить пациентов и их семьи новым навыкам и стратегиям для компенсации утраченных когнитивных функций.

Психотерапевт предоставляет пациентам и их семьям информацию о когнитивном расстройстве, его течении и доступных вариантах лечения. Это позволяет им лучше понять болезнь и принять ее.

Успешное лечение когнитивных расстройств обычно требует тесного сотрудничества между психиатром и психотерапевтом. Психиатр отвечает за медикаментозную терапию, а психотерапевт – за немедикаментозные вмешательства. Вместе они разрабатывают индивидуальный план лечения, который учитывает специфические потребности пациента.

Кроме прочего, пациенту советуют регулярно делать умеренные физические упражнения, улучшающие кровообращение в мозге и замедляющие развитие ряда когнитивных расстройств.

Сбалансированное питание, достаточный сон и отказ от курения и алкоголя способствуют поддержанию здоровья мозга.

Важно помнить, что ранняя диагностика и лечение способны существенно улучшить качество жизни человека. Если вы заметили у себя или у близких симптомы когнитивных нарушений, немедленно обратитесь к врачу.

Вопрос о возможности полного выздоровления от когнитивных расстройств является сложным и зависит от множества факторов, включая тип расстройства, его стадию, тяжесть симптомов и особенности пациента.

В некоторых случаях, например, при когнитивных нарушениях, вызванных обратимыми причинами, такими как инфекции или дефицит витаминов, полное восстановление функции мозга возможно.  

Однако при прогрессирующих нейродегенеративных заболеваниях, выздоровление в настоящее время недостижимо. В этом случае изменения в структуре мозга необратимо, что приводит постепенному ухудшению умственных способностей.

Но даже при неизлечимых когнитивных расстройствах люди могут вести полноценную жизнь. Она может быть сложной, но с правильным подходом, поддержкой близких и доступными ресурсами люди могут адаптироваться к личным ограничениям, продолжать вести активную жизнь и находить радость в повседневных делах.

Поддержка семьи и друзей, окружающие могут оказать неоценимую помощь, создавая благоприятную среду, помогая с повседневными делами и обеспечивая эмоциональную поддержку.

Общение с другими людьми, столкнувшимися с подобными проблемами, может быть очень полезным для получения информации, обмена опытом и преодоления чувства изоляции.

Профилактика  

Существует ряд мер, которые могут снизить риск развития когнитивных расстройств:

  • здоровый образ жизни – сбалансированное питание, регулярные физические упражнения, достаточный сон;
  • поддержание социальной активности – общение с друзьями и близкими, участие в социальных мероприятиях;
  • стимуляция мозга: чтение, изучение новых языков, решение головоломок, другие интеллектуальные занятия. Существуют специализированные программы, тренирующие память, внимание и языковые навыки.

Когнитивные расстройства могут серьезно повлиять на качество жизни человека. Раннее выявление и вмешательство являются ключевыми для минимизации негативных последствий этих расстройств. Кстати, они не являются неизбежной частью старения. Упомянутые выше рекомендации могут помочь сохранить нормальные умственные способности на протяжении всей жизни.

Отношение к людям с когнитивными расстройствами в обществе

Когнитивные расстройства, охватывающие широкий спектр нарушений, которые затрагивают познавательные функции, являются серьезной проблемой для общества.

Отношение к людям с такими нарушениями в социуме по-прежнему остаётся неоднозначным и часто характеризуется стереотипами, предрассудками и дискриминацией. Одно из главных препятствий на пути к включению в него – это распространение стереотипов. Часто люди с такими нарушениями воспринимаются как неполноценные, опасные или неспособные к полноценной жизни. Эти предрассудки могут быть основаны на недостатке информации о природе когнитивных расстройств, а также на страхе перед неизвестным.

Это часто приводит к дискриминации. Людей с когнитивными расстройствами сталкиваются с трудностями при получении образования, трудоустройстве, жилье и медицинской помощи.

Дискриминация может проявляться как в явном виде (например, отказ от найма на работу), так и в неявном (например, пренебрежительное отношение со стороны окружающих).

Изменение такого отношения критически важны для создания инклюзивного общества. Необходимо проводить кампании по информированию о природе когнитивных расстройств, их симптомах и последствиях. Важно разъяснять, что люди с такими нарушениями – это личности со своими уникальными талантами и способностями.

Нужно активно противодействовать стереотипам и предрассудкам, распространяемым в СМИ, литературе и повседневной жизни. Следует подчеркивать индивидуальность каждого человека и избегать обобщений.

Людям с когнитивными расстройствами нужно предоставлять необходимую поддержку, адаптацию среды обитания и создавать рабочие места, учитывающие их специфические потребности.

Каждый из нас может внести свой вклад в это дело. Надо быть толерантным, относится к людям, имеющим подобные нарушения, с уважением и пониманием, независимо от их состояния. Целесообразно больше узнать о когнитивных расстройствах, чтобы лучше понимать положение дел.