Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Типы личности и связь патологической личности с ее расстройствами

Психиатрия, как область медицины, изучающая, диагностирующая и лечащая расстройства психики, уделяет значительное внимание изучению различных типов личностей. Понимание индивидуальных особенностей личности играет ключевую роль в установлении диагноза, планировании лечения и прогнозировании исхода заболевания.

Классификация

В психиатрии не существует единой классификации типов личностей, так как каждый человек уникален и представляет собой сложный комплекс черт, мотивов, ценностей и убеждений. Однако существуют модели и подходы, которые позволяют систематизировать и описать основные типы, встречающиеся в клинической практике.

Существует модель «Большая пятёрка» (Big Five). Этот подход, также известный как OCEAN, широко используемый в современной психологии, выделяет пять основных измерений личности:

  • открытость опыту – склонность к любознательности, новизне, креативности, воображению и готовности к новым идеям, интеллектуальным интересам.
  • сознательность (совестливость) – отражает степень организованности, дисциплинированности, ответственности и целеустремленности;
  • экстраверсия – уровень общительности, энергичности, коммуникабельности и тяги к социальному взаимодействию;
  • уравновешенность (нейротизм) – эмоциональная стабильность, неуверенность, тревожность, устойчивость к стрессу, страху, негативным эмоциям;
  • доминирование – лидерские качества, уверенность в себе, амбициозность и склонность к контролю;
  • своенравие – степень независимости, упрямства, несогласия с общепринятыми нормами и стремления к самовыражению.
  • Каждое измерение варьируется от низкого до высокого уровня, что позволяет определить индивидуальный профиль личности.

Карл Юнг выделил восемь типов личности, основанных на комбинациях таких двойственостей:

  • экстраверсия/интроверсия – направленность энергии наружу или внутрь себя;
  • ощущение/интуиция – способ восприятия информации через ощущения или абстрактные идеи;
  • мышление/чувство – принятие решений на основе логики или эмоций.

Эрик Хомбургер Эриксон предложил восьмистадийную модель психосоциального развития, в которой каждый этап характеризуется специфическим конфликтом. Успешное разрешение конфликта на каждом этапе способствует формированию определенных черт личности.

DSM-5 не предлагает классификацию типов личности в традиционном смысле. Однако этот диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам включает разделы о «Личностных расстройствах», которые характеризуются устойчивыми и негибкими паттернами поведения и мышления, приводящим к клинически значимым проблемам в межличностных отношениях, работе или других сферах жизни. Он выделяет следующие кластеры личностных расстройств:

  • A (необычные) – характеризуются паранойдальностью, подозрительностью, экстравагантностью и эксцентричностью;
  • B (драматические-эмоциональные) – с такой симптоматикой, как импульсивность, эмоциональная нестабильность, нарушение отношений;
  • C (тревожные-боязливые) – с преобладанием тревоги, страха, неуверенности.

Важно отметить, что наличие определенных черт не обязательно означает наличие расстройства личности. Для постановки диагноза необходимо учитывать весь комплекс симптомов, их выраженность, продолжительность и влияние на повседневную жизнь.

Существуют и другие модели, которые могут быть полезны для самопознания и понимания своих сильных и слабых сторон, но не всегда имеют научную обоснованность и могут использоваться с осторожностью.

Важно отметить, что классификация типов личности не является абсолютной. Определение является лишь одним из инструментов, используемых психиатрами для комплексной оценки пациента.

Люди могут обладать чертами нескольких типов, и их проявление может меняться в зависимости от ситуации. Важно помнить об уникальности каждого человека и избегать стереотипного подхода к диагностике и лечению.

13 психотипов личности по Личко

Андрей Евгеньевич Личко (1926–1994 г.г.), выдающийся советский психиатр и психолог, внес значительный вклад в изучение структуры личности. Его работа опиралась на фундамент трудов Карла Леонгарда и П. Б. Ганнушкина, пионеров в области типологии личности. Развивая их идеи, он создал систему из 13 психотипов, каждый из которых характеризуется уникальным сочетанием черт характера, темперамента и склонностей.

В основе системы лежит три главные оси, определяющие психотип:

  • экстраверсия-интроверсия – степень направленности внимания и энергии на внешний мир или на внутренний мир;
  • эмоциональность-равномерность – интенсивность эмоциональных реакций и способность к их контролю;
  • рациональность-иррациональность – преобладание логического мышления над эмоциями в принятии решений.

Психотипы по Личко:

  1. Гипертимный – экстравертный, эмоциональный, оптимистичный, активный, с лидерскими качествами.
  2. Дистимный – интровертный, тревожный, пессимистичный, склонный к самоанализу и размышлениям.;
  3. Злоупотребляющий (истерический) – экстравертный, эмоциональный, эгоцентричный, склонный к манипуляции и драматизации.
  4. Лабильный – неустойчивый, импульсивный, с частыми сменами настроения.
  5. Сангвиник – оптимистичный, общительный, жизнерадостный, легко адаптируется к новым ситуациям.
  6. Меланхолик – пессимистичный, замкнутый, чувствительный, склонный к грусти и депрессии.
  7. Холерик – энергичный, решительный, но импульсивный, склонен к вспыльчивости.
  8. Флегматик – спокойный, уравновешенный, рассудительный, неторопливый.
  9. Эпилептоидный – авторитарный, агрессивный, с тенденцией к навязчивым идеям и ригидным взглядам.

10.Шизоидный – отстраненный, замкнутый, со скудной эмоциональной жизнью, склонный к аутизму.

  1. Циклотимный – склонный к перепадам настроения, с периодами гипомании и депрессии.

12. Астеник – слабый, апатичный, утомляемый, с пониженной работоспособностью.

13. Недостаточно развитый – незрелый, с недостаточной способностью к самоконтролю и социальной адаптации.

Система А. Е. Личко широко используется в психологии – дает понимание индивидуальных особенностей личности для эффективного консультирования и психотерапии. В педагогике она помогает разработать индивидуальные подходы к обучению и воспитанию, а в бизнесе – подобрать персонал, построить эффективную команду, оптимизировать коммуникации.

Патологическая личность: природа и причины возникновения

Такой термин используется в клинической психологии для описания устойчивых и глубоко укоренившихся паттернов мышления, поведения и эмоций, которые вызывают значительный дистресс и нарушают адаптацию индивида к окружающей среде. Он не является официальным диагнозом в соответствии с МКБ и DSM, а используется для обозначения комплекса черт характера, которые могут указывать на наличие более конкретного диагноза, такого как расстройство личности.

Патологические черты личности могут проявляться в различных формах и комбинациях, но обычно включают:

  • склонность к конфликтам, манипуляции и контролю, невозможность установки здоровых отношений;
  • частые перепады настроения, импульсивность, гневливость, склонность к саморазрушительному поведению;
  • недостаток эмпатии – трудности в понимании и реагировании на чувства других людей, эгоцентризм;
  • проблемы с принятием ответственности – склонность обвинять окружающих в собственных неудачах, избегание критики.

Формирование патологических черт является сложным процессом, обусловленным взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов:

  • генетическая предрасположенность – исследования показывают, что некоторые люди обычно более склонны к развитию определенных расстройств личности;
  • травматические события в детстве – физическое или эмоциональное насилие, пренебрежение со стороны родителей, могут привести к формированию нездоровых паттернов поведения и мышления;
  • неблагоприятная семейная среда – дисфункциональные отношения в ней, отсутствие поддержки и любви;
  • негативный социальный опыт, дискриминация, давление со стороны общества.

Диагноз «расстройство личности» должен быть поставлен только квалифицированным специалистом, на основе комплексного обследования и анализа истории жизни пациента.

Самодиагностика может быть опасной и привести к неправильным выводам. Если вы подозреваете у себя или близкого человека наличие патологических черт личности, обратитесь за помощью к психологу или психиатру. Раннее вмешательство и адекватное лечение могут существенно улучшить качество жизни и помочь человеку адаптироваться к обществу.

Механизмы преобразование личности

Личность человека – сложная и многогранная структура, которая формируется под воздействием множества факторов на протяжении всей жизни. Это не статичная сущность, а динамическая система, способная к изменению и развитию.

Процесс трансформации личности, или как его ещё называют «изменение личности», является естественным явлением, обусловленным взаимодействием внутренних и внешних факторов:

  • наследственная предрасположенность – гены играют важную роль в формировании темперамента, склонностей и способностей, которые, в свою очередь, влияют на развитие личности;
  • перепады уровня гормонов, особенно в подростковом возрасте и во время беременности, могут вызывать значительные сдвиги в настроении, поведении и восприятии мира;
  • физиологические возрастные изменения, отражающиеся на когнитивных функциях, эмоциональной сфере и социальном поведении;
  • воспитание – стиль общения в семье, установки и ценности родителей оказывают глубокое влияние на формирование характера и мировоззрения ребёнка;
  • социальная среда – взаимодействие с друзьями, коллегами, представителями других культур обогащает опыт, расширяет кругозор и может стимулировать переоценку собственных взглядов;
  • значимые события – травмирующие ситуации (потеря близких, развод, болезни), успехи и достижения, путешествия способны изменить приоритеты, установки и поведение человека;
  • самосознание – понимание собственных сильных и слабых сторон, ценностей и потребностей;  
  • мотивация – желание улучшить свою жизнь, достичь поставленных целей, изменить образ мышления;  
  • психотерапевтическая работа с психологом помогает осознать скрытые конфликты, переработать травматический опыт и выработать новые модели поведения.

Изменение личности происходит не мгновенно, а постепенно, через ряд механизмов. Обучение, получение новых знаний, навыков и умений расширяют горизонты, меняют способ мышления и реагирования на окружающий мир. В результате жизненного опыта человек может пересмотреть свои приоритеты, отказаться от старых убеждений и принять новые ценности.

Формирование новых важных отношений с другими людьми, будь то романтические связи, дружба или профессиональное сотрудничество, могут привести к изменениям в поведении, мировоззрении и самооценке. Осознанное изучение собственных мыслей, чувств и поведения позволяет выявить области для роста и изменения.

Сознательное стремление к личностному росту, работа над собой, преодоление страхов и ограничений – всё это способствует преобразованиям.

Изменение личности – это непрерывный процесс, который может быть как плавным, так и резким. Не стоит бояться перемен, ведь они часто ведут к улучшению качества жизни, раскрытию потенциала и достижению большей гармонии с собой и окружающим миром.

Патологические расстройства личности

ПРЛ – группа психических расстройств, характеризующихся устойчивыми и дезадаптивными чертами характера, которые приводят к значительным проблемам в межличностных отношениях, профессиональной деятельности и других сферах жизни. Они отличаются от кратковременных эмоциональных реакций или стрессовых состояний. Это глубоко укоренный шаблон поведения и мышления, который формируется в раннем детстве и сохраняется на протяжении всей жизни.

Симптомы расстройств личности зависят от типа патологии, но чаще всего проявляются:

  • нарушением межличностных отношений, адаптации – трудности в установлении и поддержании здоровых отношений, конфликтность, неспособность сопереживать. Паттерны поведения и мышления приводят к значительным затруднениям в повседневной жизни, мешают успешной работе или учебе;
  • неустойчивостью идентичности – отсутствие ясного представления о себе, частые перемены настроения и интересов;
  • импульсивностью, склонностью к необдуманным поступкам, чрезмерному употреблению алкоголя или наркотиков, азартным играм, саморазрушительное поведение;
  • неспособностью контролировать гнев – частые вспышки гнева, агрессия, враждебность;
  • чувством пустоты и отчуждения – постоянное ощущение одиночества, бессмысленности жизни;
  • дистрессом и страданиями – эмоциональный дискомфорт, тревога, депрессия или стыд из-за своих особенностей.

Причины развития патологических расстройств личности многообразны. Некоторые исследования показывают, что генетические факторы могут способствовать развитию некоторых типов расстройств личности.

Физическое или сексуальное насилие в детстве, пренебрежение или нестабильная семейная обстановка могут способствовать формированию патологических паттернов поведения и мышления.

Культура, социальные нормы и ожидания тоже могут негативно сказаться на личности.   

Полагают, что неравновесность нейротрансмиттеров в головном мозге может быть связана с некоторыми типами ПРЛ. Некоторые исследования указывают на связь расстройств с нарушениями в функционировании определенных участков мозга, отвечающих за эмоциональную регуляцию и принятие решений.

К патологическим расстройствам личности относятся:

  • антисоциальное – характеризуется пренебрежением к нормам и правилам общества, импульсивностью, агрессией и отсутствием раскаяния;
  • пограничное – отличается нестабильными межличностными отношениями, интенсивно выраженной эмоциональностью, импульсивным поведением и искаженным восприятием себя;
  • параноидное – постоянное подозрение в злых намерениях окружающих, недоверчивостью и повышенной чувствительностью к критике;
  • шизоидное – дефицит социальных навыков, изоляция от других людей и ограниченный диапазон эмоций;
  • истерическое – чрезмерное стремление к вниманию, драматизация событий и манипулятивное поведение;
  • нарциссическое – преувеличенное чувство собственной важности, потребность в восхищении и отсутствие эмпатии;
  • зависимое – сильная потребность в одобрении и поддержке других людей, боязнь одиночества, неспособность принимать самостоятельные решения;
  • обсессивно-компульсивное – перфекционизм, ригидность мышления, контроль над всеми аспектами жизни и тревога по поводу возможных ошибок.

Лечение  

Лечение ПРЛ обычно включает комбинацию психотерапии и медикаментозного лечения.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает пациентам узнать о своих дезадаптивных мыслях и поведении, а также научиться более адаптивным способам реагирования на стрессовые ситуации.

Диалектическая поведенческая терапия фокусируется на развитии навыков эмоциональной регуляции, терпения и улучшении межличностных отношений.

Антидепрессанты, стабилизаторы настроения и нейролептики могут быть назначены для облегчения симптомов тревоги, депрессии, импульсивности и агрессии.

Психотерапия позволяет понять паттерны поведения и мышления, развить более здоровые стратегии совладания с эмоциями и улучшить межличностные отношения. Медикаменты могут быть использованы для лечения сопутствующих симптомов.

ПРЛ – это хроническое заболевание, которое может требовать длительного лечения. Успех терапии зависит от многих факторов, включая мотивацию пациента, степень тяжести расстройства и доступность качественной медицинской помощи.

С правильным лечением и поддержкой люди с патологическими расстройствами личности могут вести полноценную и счастливую жизнь.

Частая проблема: возрастные изменения личности

Человеческая жизнь – это непрерывный процесс развития и трансформации. На протяжении всего жизненного цикла наша личность подвергается изменениям под воздействием множества факторов, как биологических, так и социальных. Понимание этих изменений, их причин и первых проявлений позволяет нам лучше адаптироваться к новым этапам жизни и сохранить психическое благополучие.

Возрастные изменения личности обусловлены сложным взаимодействием таких факторов:

  • биологических. С течением жизни у каждого человека происходят физиологические изменения в головном мозге, связанные с уменьшением объема некоторых структур, изменением нейротрансмиттерной активности и снижением пластичности. Они могут сказываться на когнитивных функциях (памяти, внимании, скорости обработки информации) и эмоциональной регуляции;
  • накапливающийся опыт, знания и навыки, формируют наши взгляды, ценности и убеждения. Поэтому мы пересматриваем свои приоритеты, ставим новые цели и меняем стратегии поведения. Это связано с осознанием ограниченности времени, желанием оставить след в мире или стремлением к более глубокому пониманию себя;
  • социальные – уход на пенсию, смерть близких, переезд, изменение семейного статуса, оказывают сильное влияние;
  • социальная изоляция, потеря смысла жизни и утрата привычных ролей могут привести к депрессии, тревоге и другим психологическим проблемам.

Проявления возрастных изменений личности индивидуальны и зависят от множества причин. Однако некоторые общие тенденции можно выделить:

  • изменения в когнитивных функциях. Возможны незначительные нарушения памяти, внимания и скорости обработки информации. Они не являются патологическими и могут компенсироваться с помощью стратегий обучения и тренировки мозга;
  • смена ценностей и приоритетов. Взрослые люди часто переосмысливают свои цели и стремления, уделяя больше внимания семье, здоровью, духовному росту. Может появиться интерес к новым хобби, путешествиям, волонтерской деятельности;
  • колебания настроения, повышенная чувствительность к стрессу, трудности с контролем эмоций. Важно развивать навыки эмоциональной регуляции, обращаться за поддержкой к близким или специалистам;
  • проблемы адаптации к новым социальным ролям (пенсионер, дедушка/бабушка), потерей друзей и близких. Необходимо активно поддерживать социальные связи, искать новые возможности для общения и взаимодействия.

Возрастные изменения личности не являются неизбежным процессом деградации. Существует множество способов поддержать психическое здоровье и сохранить активность в зрелом возрасте. Прежде всего, поддерживать здоровый образ жизни: сбалансированное питание, физическая активность, достаточный сон и отказ от вредных привычек положительно влияют на когнитивные функции и эмоциональное состояние.

Нужно постоянно тренировать мозга. Решение кроссвордов, чтение книг, изучение иностранных языков, участие в интеллектуальных играх способствуют поддержанию его пластичности и улучшению когнитивных функций.

Важна и социальная активность: поддержание социальных связей, участие в общественных мероприятиях, волонтерская деятельность – важные факторы для сохранения психического здоровья и чувства принадлежности к обществу.

Обращение к психологу или психотерапевту может помочь справиться с трудностями адаптации к возрастным изменениям, развить навыки эмоциональной регуляции и найти новые смыслы жизни.

Старение – это естественный процесс, который может быть наполнен радостью, смыслом и новыми возможностями. Своевременная забота о своем физическом и психическом здоровье позволит достойно пройти этот путь и сохранить качество жизни на всех этапах взросления.