Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Что означает латинский термин «дизартрия»

Впервые понятие «дизартрия» было введено французским врачом-педиатром Армано Труссо, и в дословном переводе с латинского языка это «отсутствие речи». Данное расстройство проявляется нарушением произношения, темпа и размеренности речи, бедность словарного запаса.

В последнее время проблемой дизартрии интенсивно занимаются ведущие неврологи, логопеды, психологи. Исследования, которые они проводят в этой области, заключаются в анализе основных психических функций человека, связи речи с психическими процессами, происходящими в организме. Своевременно проведенное неврологическое обследование дает возможность назначить соответствующее лечение и вовремя провести коррекцию речи.  

Определение дисфункции речи

В соответствии с медицинской терминологией под дизартрией подразумевается расстройство речевой функции, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы, которое сопровождается отклонениями в области нервной проводимости. Это выражается через дисфункцию дыхательного и (или) артикуляционного аппарата: возникают дефекты речевой моторики, дыхания, голоса, произношения звуков. Главное отличие дизартрии от смежных нарушений заключается в том, что при данном заболевании страдает вся область произношения, а не отдельных звуков речи. 

Нарушения, которыми характеризуется данная патология, в случае несвоевременного обращения к специалисту могут привести к тому, что человек начинает испытывать трудности при общении. Опасение вызывает также факт выраженной тенденции к возрастанию количества людей, страдающих данным дефектом. Так как в основе дизартрии лежит поражение ЦНС, то проблемой изучения данного расстройства занимаются не только логопеды, но и компетентные в области психиатрии и неврологии специалисты.

Клиническая симптоматика заболевания

Симптомы, которые свидетельствуют о наличии дизартрии, специалисты делят на речевые и неречевые. К первой группе относятся:

  • неправильное произношение звуков. В зависимости от тяжести заболевания больной может плохо выговаривать или не выговаривать совсем гласные и (или) согласные буквы;
  • расстройства в области просодики – наблюдается дефект ритма речи, ее темпа и интонации;
  • снижение восприятия звуков, их различий. Нечеткая речь формирует у говорящего искаженный слуховой образ;
  • усугубление общего восприятия больным собственной речи приводит к дисфункции ее грамматического строя. 

Среди неречевых признаков речевого заболевания выделяют нарушения:

  • двигательного аппарата. Если патологией страдает ребенок, то данный признак выражается на более поздних сроках развития расстройства и заключается в невозможности самостоятельно ползать, садиться, держать головку и т. п. 
  • в области эмоционально-волевой сферы. Такие дефекты проявляют себя через повышенную эмоциональность, которая приводит к полному или частичному истощению нервной системы;
  • внимания, памяти, мышления и других психических функций, несущих ответственность за интеллектуальную деятельность и умственную работоспособность;
  • артикуляции речевого дыхания;
  • познавательной деятельности. 

Все вышеперечисленные симптомы приводят к тому, что формирование личности приобретает своеобразный характер. Особенно это заметно, если признаки дизартрии начали проявляться у ребенка на раннем этапе жизни. Степень выраженности и клинические особенности патологических нарушений речи зависят от масштаба поражения мозга, а также их локализации в нем. 

Этиология формирования патологии

Поражение участков головного мозга, которые несут ответственность за речедвигательные действия человека, провоцирует начало формирования нарушений речевого аппарата. Поэтому различают врожденную или приобретенную дизартрию.

Среди основных причин, которые могут спровоцировать возникновение и развитие данной патологии:

  • гипоксия плода при внутриутробном развитии – дефицит кислорода, поступающего от матери к ребенку;
  • заболевания соматического характера, перенесенные женщиной до или в период вынашивания ребенка;
  • заболевания инфекционного характера, которым будущая мать подвергалась в период беременности, нарушения внутриутробного развития плода;
  • осложненная родовая деятельность (несвоевременные, затяжные или стремительные роды, использование механических родовспомогательных инструментов), все, что может вызвать асфиксию (удушье) ребенка, кислородное голодание мозга или механические повреждения в области головы.

Виды патологии речи

Дизартрия может развиваться в нескольких формах, которые отличаются друг от друга по типу и характеру течения заболевания. Среди них выделяют следующие:

1. Бульбарная. Данный вид характеризуется изменениями в области продолговатого мозга, который внешним видом напоминает луковицу. Отсюда и произошло название формы патологии, взятое из латыни(«бульбус» – означает «луковица»).

Характерными нарушениями при бульбарной дизартрии являются:

  • полный (частичный) паралич – утрата способности выполнять движения;
  • парез – снижение мышечного тонуса, сопровождающееся ограничением объема двигательных функций мышечных тканей гортани, глотки, языка.

Атрофические процессы мышц глотки и языка приводят к возникновению искажений во время произношения звуков, речь становится неразборчивой, нечеткой, замедленной. При этом затрудняется жевание пищи, наблюдается нарушение тональности голоса, который сопровождается выраженным назальным (носовым) оттенком.

2. Подкорковая. Данный вид речевой патологии возникает в результате травмирования подкорковых узлов мозга. Она проявляется из-за нарушения тонуса в области соответствующих мышц гортани и возникновения рефлекторных, не контролируемых человеком движений в области мимических мышц.

Больной, находящийся в состоянии эмоционального покоя, способен достаточно отчетливо произносить отдельные слова или небольшие предложения. При выходе из зоны комфорта он часто не в состоянии издать даже один звук. При этом наблюдается существенное нарушение громкости голоса, его тембра и интонации. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на коммуникативные функции человека.

3. Мозжечковая. Данная форма возникает вследствие поражения области мозжечка, что приводит к нарушению его связи с другими структурами мозга. Как отдельный вид эта речевая патология встречается достаточно редко. Проявления  – скандированная, рубленая речь, сопровождающаяся толчкообразными выкриками отдельных слов или словосочетаний. При этом заметно проявляется нарушение расстановки в предложении ударений, возможно появление гнусавости. Как правило, фразу больной заканчивает негромким голосом с унылой интонацией.

4. Корковой форме дизартрии свойственны нарушения в области произвольной моторики артикуляционного аппарата. В то же время возникают сложности с выделением и распознанием отдельных звуков. Больному трудно переключаться с одного звука на другой, что искажает общий речевой поток. При ускорении речи у человека возникают запинки, которые напоминают заикание. Особенные затруднения возникают при сочетании согласных.

Характерной особенностью корковой дизартрии выступает отсутствие у таких людей развития лексико-грамматических проблем, связанных с нарушениями речи. Посредством коррекции дефекты отдельных звуков исправляются легко, но при разговоре автоматизируются с трудом.

4. Псевдобульбарный вид. Это наиболее «популярная» форма дизартрии, которая во многом похожа на бульбарную. Причиной ее возникновения является органическое поражение головного мозга, которое больной перенес во время внутриутробного развития, родов или раннего детства.

Для нее характерна возникающая в общей и речевой моторике, артикуляционной мускулатуре дисфункция, которая проявляется через утрату языкоглоточного тонуса. Ребенок при этом плохо глотает, часто поперхивается, чрезмерно «слюнявится». Важно, что при данной форме нарушения речи возможности коррекции максимально благоприятные. 

Особенности псевдобульбарной модели дизартрии

В зависимости от того, насколько речь больного человека с псевдобульбарной формой расстройства понятна для окружающих, логопеды классифицируют ее на такие группы:

  • стертая. Эта степень расстройства незаметна для окружающих, максимально поддается коррекции. Выявить дефекты в звукопроизношении может исключительно логопед после проведения специального обследования;
  • средняя степень. Дефекты речи заметны для окружающих, однако речь сохраняет общую целостность и разборчивость;
  • тяжелая степень. Речь пациента понятна только для близкого окружения, посторонние люди вникают в ее суть частично;
  • анартрия – самая тяжелая степень патологии, при которой речь больного непонятна самым близким людям, или отсутствует вообще.  

Диагностика, терапия и прогноз  

Диагностику речевой патологии осуществляют врач-невролог и логопед.  

При неврологическом обследовании врач осуществляет тестирование, МРТ головного мозга, электроэнцефалографию, транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Логопедическая диагностика состоит из оценки специалистом речевых и неречевых нарушений. Она включает в себя проверку произносительной и письменной речи, на основании которых определяется звукопроизношение и лексико-грамматический строй предложений. 

Невролог после проведения обследования назначает терапию, которая направлена на купирование основного заболевания, спровоцировавшего развитие речевого расстройства. Для этого используются витаминные комплексы, ноотропные и сосудистые препараты. В более сложных случаях (наличие опухоли головного мозга) больной нуждается в проведении хирургического вмешательства.

Логопедический вектор лечения заключается в проведении соответствующим специалистом систематических занятий, в ходе которых происходит коррекция нарушений речи пациента. В рамках поставленной задачи логопед использует пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего закрепляет полученные навыки правильного звукопроизношения, выразительности речи. 

Тактика работы логопеда зависит от степени тяжести дизартрии, ее формы, уровня развития речевой коммуникации, на котором остановился пациент. Поэтому большое значение имеет своевременное начало терапии, при которой прогнозы лечения расстройства крайне благоприятны.

При тяжелой форме речевого нарушения специалист в силах улучшить общее состояние больного, минимизируя негативные последствия, которые патология может оказать на социализацию такой личности в обществе.