Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Формы шизофрении в детском и подростковом возрасте и ее признаки

Современное общество подвергается действию всевозможных негативных факторов, которые выступают провокаторами не только физиологических, но и психических заболеваний. К сожалению, шизофренические расстройства становятся не исключением, а логическим завершением влияния на человека окружающей среды. В медицинской практике все чаще встречаются признаки шизофрении у детей. Данное обстоятельство стало предметом дискуссий в медицинской и научной среде.

Понятие и особенности детской шизофрении

Это заболевание относится к тяжелым психическим и сопровождается эмоциональным расстройством, неадекватным поведением, нарушениям мышления. В результате человек утрачивает способность вести нормальную социальную деятельность, отторгается здоровыми членами общества, как ненужный и неполноценный элемент. 

Эндогенное заболевание шизофренического спектра начинает свое развитие, как правило, в детском или подростковом возрасте. Своевременная диагностика первых признаков патологии дает возможность начать раннюю терапию, которая позволит максимально приблизить больных к нормальному образу жизни.

Детская шизофрения дебютирует в раннем возрасте, когда психика ребенка только формируется или не окончательно развита. Симптоматика психического заболевания в силу юного возраста пациента носит неадекватный, атипичный характер, чем отличается от признаков взрослой формы патологии. 

Симптоматика

Основные симптомы детской шизофрении подразделяются на два вида:

  • позитивные, которые проявляются в виде бредоподобных фантазий и/или галлюцинаций. У малолетних детей они встречаются редко, чаще в подростковом возрасте;
  • негативные – снижение мотивации и силы воли, уплощение и обеднение эмоциональных реакций.

Определение признаков заболевания – первый шаг к своевременной коррекции и лечению патологии.  Важно учитывать, что проявления расстройства бывают более или менее ярко выражены в зависимости от возраста ребенка.

  1. Наличие диссоциативного дизонтогенеза, который заключается в неравномерности развития – в одной сфере ребенок развивается акселеративно, с опережением нормы (заговорил сразу целыми фразами), в другой наблюдается задержка (поздно научился ходить). 
  2. Стойкие фантазии со странным смыслом. Личность, склонная к шизофренической патологии в раннем детстве, не ощущает разницы между собой и воображаемым персонажем. Ребенок может позиционировать себя подводной лодкой или домашним животным. При этом он упорно настаивает на том, чтобы окружающие относились к нему соответственно выбранной им роли.
  3. Беспочвенный страх. Ребенок может четко объяснять, чего именно он боится, описывает свою фобию, придавая ей реальные, живые очертания, либо замыкается в себе, старается не обсуждать свои страхи с окружающими людьми. В медицинской практике описан случай, когда маленький мальчик боялся одного определенного предмета в доме – розетки. Позже он рассказал психиатру: ему казалось, что из нее высовывалась страшная большая рука, которая хотела утащить его за собой. 
  4. Резкое снижение уровня общебытовой и социальной деятельности. Первым признаком этого является пассивность ребенка – он перестает следить за собой, выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Раньше общительные личности замыкаются в себе, предпочитают уединенное времяпрепровождение. Одновременно ухудшается успеваемость в учебных заведениях.
  5. Больной часто теряет нить беседы, в ходе которой может начать осматриваться по сторонам, прислушиваться ко всем звукам. Нередко его речь теряет смысл, становится бессвязной, прогрессирующий процесс развития заболевания приводит к полному или частичному распаду речи, фразы становятся примитивными. Подросток может слышать несуществующие голоса, которые приказывают, кричат, комментируют и т. д.
  6. Неадекватное поведение сопровождается жестокостью и повышенной, немотивированной агрессией, которую больной проявляет по отношению к окружающим людям или животным. Меняется эмоциональный фон больного: вместо смеха он может плакать и наоборот.
  7. Ребенок начинает рисовать картинки, на которых изображает устрашающие чудовища и пугающие сюжеты. Контрастная цветность перестает отвечать действительности – фиолетовые листья на деревьях, красные водоемы и т. д. 

В связи с особенностями развития шизофрению тяжело диагностировать у детей в возрасте до 12 лет. Практикующие специалисты отмечают, что мальчики более подвержены психическому отклонению, чем девочки.

Максимально внимательно следует  относиться к тем детям, которые имеют предрасположенность к возникновению шизофрении. О начале развития у них патологии психики могут свидетельствовать такие признаки:

  • у ребенка сохраняются все познавательные функции и нормальный интеллектуальный уровень, при этом он не утрачивает способность к самообслуживанию;
  • больной начинает избегать любой двигательной активности, отдавая предпочтение сидячим, спокойным играм в одиночестве. Нередко такие забавы не понимает никто, кроме самого игрока;
  • общение начинает носить избирательный характер, угнетается способность отстаивать свои интересы;
  • в раннем возрасте шизофреник часто находится в тоскливом, угрюмом настроении, без внешней видимой причины начинает плакать;
  • столкнувшись с любой проблемной ситуацией, уходит в себя, эмоциональные реакции становятся менее выраженными и заметными для окружения. 

Сложность диагностики болезни заключается также в том, что в некоторых случаях признаки патологии похожи на воспитательные упущения: избалованный ребенок часто капризничает, проявляет агрессию, прекращает общаться со сверстниками. Взрослые часто списывают такое поведение на возрастные изменения, и начальная стадия заболевания оказывается пропущенной. Нередко родители не различают бредовые состояния шизофреника и обычные детские фантазии, которое свойственны большинству малолетних детей.

Формы

Разноплановость детской и подростковой шизофрении заключается в формах психического отклонения:

  1. Простая. Характеризуется трудным характером ребенка, частыми вспышками агрессии, постепенным обеднением эмоциональной сферы и снижением социальной активности.
  2. Резидуальная. Сопровождается общей заторможенностью и равнодушием к происходящему. При этом позитивные симптомы болезни (галлюцинации, бред) отсутствуют.
  3. Параноидная. Появляются первые признаки бредовых идей (ошибочное трактование происходящих событий или собственных переживаний). Нередко наблюдается дисморфомания – нахождение у себя несуществующих дефектов и недостатков внешности.
  4. Гебефреническая. Наиболее часто встречается в переходном возрасте: подросток гримасничает, становится слишком манерным. Поведение приобретает признаки, не соответствующие реальному возрасту.
  5. Кататония. Сопровождается непродуктивной двигательной активностью, больной часто впадает в ступор, и проводит длительное время, не двигаясь, в самых необычных позах. Ярко проявляется негативизм ко всему, что происходит вокруг, и ко всем, кто окружает больного.

Причины возникновения

Эксперты по поводу причин, которые могут спровоцировать начало шизофренического процесса в подростковом возрасте, едины во мнении, называя их многофакторными. Они ограничиваются не только возрастными изменениями, когда наступает кризис переходного возраста.

Болезнь, в зависимости от скорости ее течения, может иметь разные формы. У одних погружение в эндогенное заболевание шизофренического спектра более глубокое, и требует серьезного медикаментозного стационарного лечения. У других симптоматика после терапии максимально ослабевает, и они в состоянии вести в дальнейшем полноценную активную социальную деятельность.

За одной из гипотез ученых все причины патологии психики условно подразделяются на три вида:

  • генетические. Риск возникновения шизофрении существенно возрастает у категории подростков, у родственников которых эта патология наблюдалась.  Наследственность усугубляется сильным стрессом, другим серьезным заболеванием в области психического здоровья или обстановкой в семье;
  • биологические. Переходный возраст характеризуется изменениями, которые происходят в мозговых структурах. Часть нейронных связей со временем исчезает, вместо них образуются другие, более стойкие и прочные. У некоторых личностей с особой неустойчивой психикой может наблюдаться неприспособленность самостоятельно справляться с сильными чувствами или напряженными ситуациями;
  • психоаналитические. Те дети, которые бессознательно воспринимают себя в качестве части материнского тела, более склонны к возникновению психического отклонения шизофренического характера. Такая эмоциональная привязанность приводит к тому, что молодое поколение не приспособлено самостоятельно перенести травмирующую еще не развитую психику ситуацию, предполагающую возможное отделение от родителей – экзамен в учебном заведении, развод, смерть родного человека.

Наиболее распространенными причинами заболевания являются сильные эмоциональные потрясения, злоупотребление алкогольными напитками, прием наркотических и других сильнодействующих средств, инфекционные и воспалительные процессы в головном мозге, травмы головы.

Особенности подростковой шизофрении

Подростковый период весьма труден как для самого подростка, так и для восприятия его окружающими. В это время происходит перелом восприятия и окончательное формирование личности. Поэтому часто начало шизофренического процесса путают с возрастными изменениями, которые сопровождаются неустойчивым эмоциональным состоянием.

Девушка или юноша в этот период может начать гримасничать, дурачиться, или вести себя отстраненно по отношению к социуму. Родители часто упускают этот момент, не принимая возникшие странности в поведении серьезно.

Для подростка не являются отклонением попытки самоутвердиться в обществе, желание общаться со своими сверстниками, пробовать что-то новое. Однако серьезным поводом для беспокойства могут стать апатичное настроение подростка, безынициативность, недостаток мотивационного потенциала для занятий какой-либо деятельностью.

Скрытую генетическую патологию нервной системы врач может диагностировать именно в переходном возрасте. Наличие у подростка на протяжении месяца не менее двух нижеуказанных симптомов является достаточным поводом для обращения к специалисту.  

  1. Бредовые состояния, которое заключаются в расстройстве мышления. Больной имеет твердые убеждения, искажающие интерпретацию реальности. Например, подросток, который испытывает тяжелое чувство вины, может видеть бригаду «мстителей», желающих его похитить и наказать.
  2. Галлюцинации – нарушения восприятия, которые сопровождаются несуществующими звуками и образами. Чаще всего это слуховые миражи, когда больной слышит несуществующий голос, отдающий команды или комментирующий происходящее.
  3. Дезорганизованность в речи, ее бессвязность, регулярно повторяющиеся слова или фразы.
  4. Состояние кататонического ступора, впадение в состояние неподвижности, дезорганизованное поведение, чрезмерная двигательная и эмоциональная активность.
  5. Эмоциональная подавленность, безвольность, аффективное уплощение.

Диагностика и лечение

Очевидные признаки шизофренического процесса проявляются в возрасте 14–15 лет. Это представляет особую опасность по причине того, что до этого времени у ребенка болезнь протекала в скрытой форме, и был упущен момент ее дебюта.

Генетическую патологию нервной системы диагностируют на протяжении 5–6 месяцев. В этот период специалист наблюдает за общим психическим состоянием больного, его поведением. По результатам проведенной диагностики назначается соответствующая терапия.

Методы диагностики делятся на два вида:

  • клинические (консультация у психотерапевта);
  • патопсихологические исследования (применение нейротестов и нейрофизиологической тест-системы).

Лечением эндогенного шизофренического заболевания должен заниматься опытный специалист. Первостепенное воздействие на больного происходит с помощью индивидуальной и семейной психотерапии. Она заключается в регулярных беседах с врачом в частном порядке, а также работа с близким окружением шизофреника.

Положительные результаты показывает групповая терапия, где больные проходят социальную реабилитацию, возвращают навыки общения с окружающими. В процессе лечения психотерапевт назначает больному препараты: транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты, ноотропы. Сложность их назначения заключается в том, что большинство из них рассчитаны на прием только взрослыми людьми. Поэтому квалификация врача играет особенно важную роль. 

В зависимости от состояния больного, прогресса или регресса болезни психиатр своевременно меняет препараты или корректирует их дозировку. Беспрекословное выполнение пациентом всех предписаний и рекомендаций врача гарантирует стойкий, длительный период ремиссии.  

Случай из практики

Интерес заслуживает один из случаев подростковой шизофрении, который описан в медицинской литературе. К психотерапевту обратилась мать 15-летнего юноши. В 10 лет он пережил сильнейшее эмоциональное потрясение: на почве злоупотребления алкогольными напитками покончил с жизнью его отец. Мать относилась к доминантному типу людей, обладала волевым, сильным характером, своевременно не обратила внимания на психическое состояние сына.

В школе подросток учился неплохо, но круг общения был небольшой. После девятого класса по настоянию родительницы поступил в профессионально-техническое учебное заведение и переехал жить в студенческое общежитие. Оказавшись без гиперопеки, стал лениться, пропускал занятия. Был подвергнут механизму подражания: периодически юноша принимал алкоголь, курил наркотические средства.

После очередного эпизода испытал приступ сильного ужаса: ему показалось, что в соседней комнате находится кто-то очень устрашающий. Поделившись этим с друзьями, был поднят ими на смех, что еще больше обескуражило подростка. 

После этого стал избегать компаний, стал тревожен, был уверен в том, что в соседней комнате живет человек, напускающий ему в помещение специальный, невидимый дым, который способен отбирать волю. Постепенно юноша полностью перестал посещать учебное заведение: слежка и внешнее воздействие на его психику ему чудились уже везде. Появилась глубокая бессонница. 

Страх начал проявляться в домашних условиях, юноша начал заглядывать в окна соседей, чтобы обличить обидчика и раскрыть всем его злые умыслы. К матери и родственникам относился с глубоким презрением, стал неуправляем, агрессивен. Обвинял мать в смерти отца. Только тогда она решилась обратиться к врачу, который и поставил молодому человеку диагноз «параноидальная шизофрения, отягощенная приемом спиртных и наркотических средств».

Работа специалиста была начата с семейной встречи, на которой больной и его родственники были проинформированы об окончательном диагнозе и методах лечения заболевания. Четкие правила поведения, которые были установлены врачом, предполагали ответственность больного за их нарушение (повышался объем домашней работы) или стационарную госпитализацию.

Одновременно было назначено лечение фармакологическими препаратами. Регулярно с парнем врач проводил индивидуальные беседы, корректировал прием лекарств. Постепенно психическое состояние юноши стало улучшаться: его поведение стало более упорядоченным, компенсировалось эмоциональное состояние. У подростка начала вырабатываться критика к своим страхам, мышления приобрело более стройный, упорядоченный характер.

Первые сеансы составляли не более 30 минут, под конец лечения – более часа. Через некоторое время специалист включил в процесс сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии, на которых подросток заново учился общаться, справляться со своими аффективными состояниями.

Спустя полгода после начала лечения юноша вернулся в общество, возобновил учебу. Раз в полгода молодой человек посещает психотерапевта с целью не допустить рецидива.

 

Своевременное обращение к квалифицированному специалисту – начало пути к улучшению состояния ребенка. Поэтому каждый родитель должен быть максимально внимательным к своему чаду и обращать внимание на самые незначительные изменения, которые с ним происходят. Гораздо легче предупредить заболевание, не позволить ему прогрессировать, чем потом остановить уже запущенный процесс.