Современное общество подвергается действию всевозможных негативных факторов, которые выступают провокаторами не только физиологических, но и психических заболеваний. К сожалению, шизофренические расстройства становятся не исключением, а логическим завершением влияния на человека окружающей среды. В медицинской практике все чаще встречаются признаки шизофрении у детей. Данное обстоятельство стало предметом дискуссий в медицинской и научной среде.
Это заболевание относится к тяжелым психическим и сопровождается эмоциональным расстройством, неадекватным поведением, нарушениям мышления. В результате человек утрачивает способность вести нормальную социальную деятельность, отторгается здоровыми членами общества, как ненужный и неполноценный элемент.
Эндогенное заболевание шизофренического спектра начинает свое развитие, как правило, в детском или подростковом возрасте. Своевременная диагностика первых признаков патологии дает возможность начать раннюю терапию, которая позволит максимально приблизить больных к нормальному образу жизни.
Детская шизофрения дебютирует в раннем возрасте, когда психика ребенка только формируется или не окончательно развита. Симптоматика психического заболевания в силу юного возраста пациента носит неадекватный, атипичный характер, чем отличается от признаков взрослой формы патологии.
Основные симптомы детской шизофрении подразделяются на два вида:
Определение признаков заболевания – первый шаг к своевременной коррекции и лечению патологии. Важно учитывать, что проявления расстройства бывают более или менее ярко выражены в зависимости от возраста ребенка.
В связи с особенностями развития шизофрению тяжело диагностировать у детей в возрасте до 12 лет. Практикующие специалисты отмечают, что мальчики более подвержены психическому отклонению, чем девочки.
Максимально внимательно следует относиться к тем детям, которые имеют предрасположенность к возникновению шизофрении. О начале развития у них патологии психики могут свидетельствовать такие признаки:
Сложность диагностики болезни заключается также в том, что в некоторых случаях признаки патологии похожи на воспитательные упущения: избалованный ребенок часто капризничает, проявляет агрессию, прекращает общаться со сверстниками. Взрослые часто списывают такое поведение на возрастные изменения, и начальная стадия заболевания оказывается пропущенной. Нередко родители не различают бредовые состояния шизофреника и обычные детские фантазии, которое свойственны большинству малолетних детей.
Разноплановость детской и подростковой шизофрении заключается в формах психического отклонения:
Эксперты по поводу причин, которые могут спровоцировать начало шизофренического процесса в подростковом возрасте, едины во мнении, называя их многофакторными. Они ограничиваются не только возрастными изменениями, когда наступает кризис переходного возраста.
Болезнь, в зависимости от скорости ее течения, может иметь разные формы. У одних погружение в эндогенное заболевание шизофренического спектра более глубокое, и требует серьезного медикаментозного стационарного лечения. У других симптоматика после терапии максимально ослабевает, и они в состоянии вести в дальнейшем полноценную активную социальную деятельность.
За одной из гипотез ученых все причины патологии психики условно подразделяются на три вида:
Наиболее распространенными причинами заболевания являются сильные эмоциональные потрясения, злоупотребление алкогольными напитками, прием наркотических и других сильнодействующих средств, инфекционные и воспалительные процессы в головном мозге, травмы головы.
Подростковый период весьма труден как для самого подростка, так и для восприятия его окружающими. В это время происходит перелом восприятия и окончательное формирование личности. Поэтому часто начало шизофренического процесса путают с возрастными изменениями, которые сопровождаются неустойчивым эмоциональным состоянием.
Девушка или юноша в этот период может начать гримасничать, дурачиться, или вести себя отстраненно по отношению к социуму. Родители часто упускают этот момент, не принимая возникшие странности в поведении серьезно.
Для подростка не являются отклонением попытки самоутвердиться в обществе, желание общаться со своими сверстниками, пробовать что-то новое. Однако серьезным поводом для беспокойства могут стать апатичное настроение подростка, безынициативность, недостаток мотивационного потенциала для занятий какой-либо деятельностью.
Скрытую генетическую патологию нервной системы врач может диагностировать именно в переходном возрасте. Наличие у подростка на протяжении месяца не менее двух нижеуказанных симптомов является достаточным поводом для обращения к специалисту.
Очевидные признаки шизофренического процесса проявляются в возрасте 14–15 лет. Это представляет особую опасность по причине того, что до этого времени у ребенка болезнь протекала в скрытой форме, и был упущен момент ее дебюта.
Генетическую патологию нервной системы диагностируют на протяжении 5–6 месяцев. В этот период специалист наблюдает за общим психическим состоянием больного, его поведением. По результатам проведенной диагностики назначается соответствующая терапия.
Методы диагностики делятся на два вида:
Лечением эндогенного шизофренического заболевания должен заниматься опытный специалист. Первостепенное воздействие на больного происходит с помощью индивидуальной и семейной психотерапии. Она заключается в регулярных беседах с врачом в частном порядке, а также работа с близким окружением шизофреника.
Положительные результаты показывает групповая терапия, где больные проходят социальную реабилитацию, возвращают навыки общения с окружающими. В процессе лечения психотерапевт назначает больному препараты: транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты, ноотропы. Сложность их назначения заключается в том, что большинство из них рассчитаны на прием только взрослыми людьми. Поэтому квалификация врача играет особенно важную роль.
В зависимости от состояния больного, прогресса или регресса болезни психиатр своевременно меняет препараты или корректирует их дозировку. Беспрекословное выполнение пациентом всех предписаний и рекомендаций врача гарантирует стойкий, длительный период ремиссии.
Интерес заслуживает один из случаев подростковой шизофрении, который описан в медицинской литературе. К психотерапевту обратилась мать 15-летнего юноши. В 10 лет он пережил сильнейшее эмоциональное потрясение: на почве злоупотребления алкогольными напитками покончил с жизнью его отец. Мать относилась к доминантному типу людей, обладала волевым, сильным характером, своевременно не обратила внимания на психическое состояние сына.
В школе подросток учился неплохо, но круг общения был небольшой. После девятого класса по настоянию родительницы поступил в профессионально-техническое учебное заведение и переехал жить в студенческое общежитие. Оказавшись без гиперопеки, стал лениться, пропускал занятия. Был подвергнут механизму подражания: периодически юноша принимал алкоголь, курил наркотические средства.
После очередного эпизода испытал приступ сильного ужаса: ему показалось, что в соседней комнате находится кто-то очень устрашающий. Поделившись этим с друзьями, был поднят ими на смех, что еще больше обескуражило подростка.
После этого стал избегать компаний, стал тревожен, был уверен в том, что в соседней комнате живет человек, напускающий ему в помещение специальный, невидимый дым, который способен отбирать волю. Постепенно юноша полностью перестал посещать учебное заведение: слежка и внешнее воздействие на его психику ему чудились уже везде. Появилась глубокая бессонница.
Страх начал проявляться в домашних условиях, юноша начал заглядывать в окна соседей, чтобы обличить обидчика и раскрыть всем его злые умыслы. К матери и родственникам относился с глубоким презрением, стал неуправляем, агрессивен. Обвинял мать в смерти отца. Только тогда она решилась обратиться к врачу, который и поставил молодому человеку диагноз «параноидальная шизофрения, отягощенная приемом спиртных и наркотических средств».
Работа специалиста была начата с семейной встречи, на которой больной и его родственники были проинформированы об окончательном диагнозе и методах лечения заболевания. Четкие правила поведения, которые были установлены врачом, предполагали ответственность больного за их нарушение (повышался объем домашней работы) или стационарную госпитализацию.
Одновременно было назначено лечение фармакологическими препаратами. Регулярно с парнем врач проводил индивидуальные беседы, корректировал прием лекарств. Постепенно психическое состояние юноши стало улучшаться: его поведение стало более упорядоченным, компенсировалось эмоциональное состояние. У подростка начала вырабатываться критика к своим страхам, мышления приобрело более стройный, упорядоченный характер.
Первые сеансы составляли не более 30 минут, под конец лечения – более часа. Через некоторое время специалист включил в процесс сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии, на которых подросток заново учился общаться, справляться со своими аффективными состояниями.
Спустя полгода после начала лечения юноша вернулся в общество, возобновил учебу. Раз в полгода молодой человек посещает психотерапевта с целью не допустить рецидива.
Своевременное обращение к квалифицированному специалисту – начало пути к улучшению состояния ребенка. Поэтому каждый родитель должен быть максимально внимательным к своему чаду и обращать внимание на самые незначительные изменения, которые с ним происходят. Гораздо легче предупредить заболевание, не позволить ему прогрессировать, чем потом остановить уже запущенный процесс.