Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Люди с синдромом Аспергера в обществе

Аспергера является самой слабовыраженной формой аутизма. Людей с данным расстройством называют Аспи. По некоторым данным, их количество от общего числа аутистов составляет примерно 20 %. Однако точную распространенность патологии определить сложно, поскольку синдром Аспергера очень тяжело выявить и отличить от высокофункционального аутизма.

Расстройство может возникнуть у людей различной национальности, пола и расы. Но замечено, что мужчины с синдромом Аспергера встречаются чаще, чем женщины.

В последнее время изучению синдрома Аспергера и особенностям интеграции людей с таким расстройство в общественную жизнь стало уделяться очень много внимания. Это объясняется тем, что у Аспи, как правило, достаточно высокий интеллект и нет проблем с речью. При адекватной терапии такие люди могут найти свое место в социуме, добиться успехов в карьере и создать крепкую семью.

ОСОБЕННОСТИ ПАТОЛОГИИ

Синдром Аспергера и аутизм стали бичом нашего времени. Эти расстройства не являются органическими заболеваниями, от них не существует лекарств, ими нельзя заразиться и нельзя от них вылечиться.

Аутизм, как отдельная патология, возник около 70 лет назад. До этого времени аутистов причисляли к шизофреникам или слабоумным. Синдром Аспергера самостоятельным диагнозом стал еще позднее. Впервые о нем заговорили в конце прошлого века. Синдром получил свое название в честь Ганса Аспергера. Этот австрийский психиатр и педиатр в 1944 году ввел термин «аутистическая психопатия». Так он назвал расстройство, характеризующееся ограниченной эмпатией у детей по отношению к сверстникам, неспособностью выстраивать невербальную коммуникацию и физической неловкостью.

Современное название синдром получил в начале 80-х годов прошлого века. Тогда же появилась современная концепция, а чуть позже были разработаны основные принципы диагностики.Синдром Аспергера часто называют самой легкой формой аутизма, характеризующейся такими особенностями:

  • расстройство не затрагивает интеллектуальное и речевое развитие. Оно сказывается на поведении, восприятии мира, а также на процессе построения взаимоотношений с окружающими людьми;

  • Аспи плохо понимают различные социальные знаки. Они не распознают тон голоса и особенности выражения лица, не воспринимают намеки. То же самое происходит с выражением собственных чувств – эмоции могут проявляться способом, который будет непонятен окружающим;

  • несмотря на то, что у Аспи интеллектуальные способности бывают достаточно высокими, все же у них часто наблюдаются сложности в обучении. Такие проблемы возникают на фоне неспособности понять и принять нормы поведения школьника;

  • человек с синдромом Аспергера не только может работать, он с большей долей вероятности достигнет высот в своем деле, выбранном по душе. Но для того чтобы построить счастливую семейную жизнь, Аспи придется приложить намного больше усилий.

Диагностируется аутизм в раннем возрасте, но сделать это непросто. Постановке диагноза предшествует многочасовая работа психологов и психиатров, социальных работников и других специалистов.. С синдромом Аспергера все еще сложнее. У детей заметить проявления синдрома крайне сложно. Именно поэтому многие люди узнают о своем расстройстве уже в зрелом возрасте.

Например, известный британский актер Энтони Хопкинс о своем расстройстве узнал в 80 лет. С раннего детства он испытывал трудности с обучением, страдал дислексией, с трудом освоил письмо и чтение. Истинной причиной всех этих проблем был синдром Аспергера, о котором актер узнал уже в столь преклонном возрасте.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

На сегодняшний день синдром Аспергера является наименее изученным расстройством. Ученые так и не пришли к единому мнению по поводу его возникновения, высказывая разные теории:

  1. Дефект Х-хромосомы. Синдром Аспергера является генетической патологией, которая чаще встречается у мальчиков. Поскольку у представителей мужского пола только одна Х-хромосома, то ее дефект может привести к развитию патологического состояния.

  2. Негативное воздействие окружающей среды. Ряд исследователей отмечают взаимосвязь между протеканием беременности и токсичностью воздуха. Но эта теория достаточно спорна, потому что неблагоприятные условия могут привести к развитию самых разных патологий у плода.

  3. Наследственность. Генетически обусловленный синдром иногда передается по наследству. Известны случаи, когда в одной семье синдром Аспергера был диагностирован сразу у нескольких членов семьи. При этом выраженность патологии была разной.

Большинство исследователей среди причин развития синдрома Аспергера называют причины, которые схожи с предпосылками развития аутизма и других психических расстройств.

С большой долей уверенности можно сказать, что учеными до сих пор не найдены генетических и биохимических маркеров, которые были бы характерны исключительно для синдрома Аспергера.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Все расстройства аутистического спектра, в том числе и рассматриваемое, не поддаются лечению. Врачи лишь пытаются научить человека жить в обществе с учетом своего состояния. Существует гипотеза, что чем раньше будет выявлено это отклонение, тем эффективнее будет терапия. Аспи будет легче пройти обучение в школе, выстроить социальные связи, раскрыть свой потенциал и жить продуктивной жизнью. Но для того чтобы начать лечение в детстве, необходимо диагностировать расстройство, а в случае с синдромом Аспергера сделать это непросто.

Диагноз подтверждается заключением психолога, психиатра, невропатолога и дефектолога. Все эти специалисты должны иметь опыт работы именно с детьми, поскольку все занятия и беседы с ребенком проводятся в игровой форме. Ведется также сбор анамнеза при помощи родителей, дается оценка уровню интеллектуального, психоречевого развития ребенка и его способности к коммуникации.

К основным методам диагностики синдрома относятся:

  1. Тестирование при помощи специальных опросников. Такие тесты доступны не только узким специалистам. Найти анкеты и расшифровки к ним можно на специализированных сайтах в интернете.

  2. Ультразвуковое исследование головного мозга. В ходе такого обследования можно обнаружить или исключить различные патологии, способные вызывать симптомы расстройства.

  3. ЭЭГ также дает возможность оценить состояние ЦНС. Достаточно часто расстройства аутистического спектра сопровождаются эпилепсией, которая обнаруживается именно в ходе ЭЭГ.

  4. ЛОР-обследование. Ребенок может не реагировать на окружающих из-за проблем со слухом. Перед постановкой диагноза важно исключить тугоухость.

Лечение синдрома Аспергера сводится к психотерапевтическому воздействию. Весьма эффективны такие методы, как психоанализ и поведенческая терапия. Основной задачей специалистов становится социальная адаптация Аспи в обществе. Ребенка нужно научить жить со своей особенностью.

Кроме психотерапевта, коррекцией расстройства также должен заниматься нейропсихолог.

При своевременной терапии прогноз более чем благоприятный. Аспи может вести нормальную жизнь, строить карьеру и создать семью. Но следует помнить, что хотя с возрастом симптомы расстройства немного сглаживаются, полностью синдром не исчезнет.

ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Людям с тяжелыми формами аутизма реализоваться в обществе можно, но сделать это довольно сложно. Проблемы начинаются с раннего возраста. Детей аутистов берут в детские сады. Но с ними трудно работать неподготовленным педагогам, поэтому родители вынуждены искать другие учебные заведения и специалистов. Позже возникают проблемы с обучением в обычных школах, колледжах и вузах. Работодатели тоже не горят желанием трудоустраивать людей с такими особенностями.

Люди с синдромом Аспергера практически не испытывают подобных проблем. Благодаря их высокому интеллекту, а иногда и выдающимся способностям, их очень ценят там, где нужно выполнять много рутинной работы, концентрироваться на деталях, обрабатывать большие объемы информации и замечать закономерности. Аспи в коллективе никогда не создают конфликтных ситуаций, их не интересуют интриги, и они практически никогда не меняют место работы.

Найти достойного спутника жизни непросто любому человеку. Аспи сделать это еще сложнее. Брак будет счастливым в том случае, если партнер не будет пытаться изменить человека с синдромом, а постарается принять его особенность. Женщины с синдромом могут иметь детей, хотя не все решаются на этот шаг. Потому что Аспи и так очень тяжело дается ежедневное нахождение в социуме, а с появлением детей усилий придется прикладывать еще больше.

В развитых странах мира изучению синдрома Аспергера уделяется большое внимание со стороны государственных структур. Ранее людям с таким расстройством ставился диагноз шизофрения, после чего к ним применялись соответствующие методы лечения. Все это приводило к полной недееспособности человека.

Нередко забота о таких людях перекладывалась на государство. Теперь же удается полностью социализировать людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Они не только обслуживают себя, но и приносят немалую пользу обществу.

В США и других развитых странах людям с различными видами аутизма, в том числе и с синдромом Аспергера, уже давно оказывают поддержку во всех областях жизни. Их активно берут на работу, особенно в ІТ-сфере. В России ситуация обстоит иначе: потенциал Аспи еще только раскрывается отечественными работодателями.

Ряд исследователей считает, что среди гениев, оставивших след в истории, было много аутистов и Аспи. Конечно, диагностировать у них синдром теперь можно лишь по косвенным признакам, поскольку во времена их жизни о подобном расстройстве никто не знал. К таким людям причисляют Вольфганга Амадея  Моцарта, Авраама Линкольна, Льюиса Кэррола и Леонарда да Винчи.

В последнее время знаменитости стали откровенно рассказывать публике о своих проблемах. Недавно Илон Маск, который основал компании Tesla и SpaceX, рассказал в интервью, что у него синдром Аспергера. По его словам, заново изобрести электромобиль и отправить людей на Марс мог только такой необычный парень.

КАК ОБЩАТЬСЯ С АСПИ

Женщины и мужчины с синдромом Аспергера воспринимают окружающий мир совсем не так, как нейротипичные (не имеющие РАС) люди. Если вы хотите лучше их понять, то стоит помнить о таких особенностях восприятия ими окружающей действительности:

  • люди с РАС не могут концентрироваться на речи собеседника, если вокруг него очень шумно. В норме мозг человека отсекает шум, являющийся фоновым, что дает возможность человеку концентрироваться на конкретном разговоре. ЦНС человека, страдающего синдромом Аспергера, воспринимает все звуковые потоки сразу. То есть Аспи будет слышать одновременно звук проезжающих машин, пение птиц, разговоры окружающих людей, музыку и т.д. Чтобы расслышать собеседника, ему необходимо приложить колоссальные усилия, возможно, он попросит повторить сказанное несколько раз;

  • люди, страдающие синдромом Аспергера, могут не распознавать намеки, которые легко понимают люди без РАС. Общаясь с Аспи лучше говорить прямо, не используя метафоры, игру слов, иронию и сарказм. Но не стоит думать, что все люди с РАС не способны понимать нюансы разговорной речи. Многие Аспи могут научиться считывать невербальные сигналы, однако для этого им приходится прикладывать много усилий;

  • иногда Аспи и людям с высокофункциональным аутизмом сложно осознать фразу, в которой мало информации для понимания контекста. Например, недостаточно просто сказать: «Смотри, какая птица!». Фраза должна быть развернутой: «Смотри, какой красивый голубь прилетел на нашу скамейку»;

  • Аспи очень сложно понять, когда уместно начинать беседу с другими людьми. Если девушке интересен мужчина с синдромом Аспергера, то стоит с ним заговорить первой. В ходе беседы лучше задавать короткие прямые вопросы. Дальнейшее общение можно продолжить при помощи сообщений. Такой формат больше подходит людям с синдромом, так им не придется напрямую контактировать с собеседником и очень быстро отвечать на вопросы;

  • поскольку для многих людей с синдромом Аспергера разговор требует внимательного осмысления, то речь их становится медленной и монотонной. Они могут начать заикаться, вдаваться в детали, кажущиеся им нужными. Несмотря на то, что нейротипичному человеку такой разговор покажется странным, все же не стоит торопить собеседника. Старайтесь слушать внимательно, всячески демонстрируя свой интерес. Даже если Аспи научится имитировать непринужденное общение, внутри для него это будет очень тяжелая работа. Именно поэтому многие люди с синдромом предпочитают общаться при помощи текстовых сообщений;

  • люди с синдромом Аспергера очень плохо запоминают лица других людей. Лицевая слепота объясняется не плохой памятью, а не способностью воспринимать лицо человека как единое целое. Аспи концентрируется на деталях, запоминает рот, нос, а также одежду и другие мелочи. Даже себя на фотографиях люди с синдромом узнают с трудом, ориентируясь на цвет волос, одежду и т.д.;

  • не стоит ожидать, что Аспи будут выражать эмоции понятным для вас способом. Их реакция на события будет зависеть от восприятия происходящего, а оно очень сильно отличается от общепринятого. Например, хорошая оценка на вступительном экзамене может привести к сильной тревоге, а не к радости. Потому что, поступление в новое учебное заведение приведет к изменению привычного образа жизни и распорядка дня.

Все люди, страдающие РАС, разные, и расстройство может проявляться по-разному. Однако проблемы у них общие. Синдром Аспергера оказывает влияние на то, как человек чувствует, видит, слышит и выстраивает отношения с окружающими. Но эти особенности могут оказывать различное влияние на его жизнь.

Облегчить проблемы, связанные с синдромом, можно при помощи своевременно начатой терапии. Если вы заметили особенности в поведении своего ребенка или сами испытываете сложности в построении взаимоотношений с окружающими, то обязательно проконсультируйтесь с психотерапевтом.

Сегодня найти хорошего специалиста не составит труда. В Москве есть много разных клиник, среди которых особое место занимает Московский Городской Психоэндокринологический Центр. В этом медицинском учреждении работают высококвалифицированные специалисты различных медицинских специальностей.

Автор статьи
Волкова Ольга Михайловна
Детский психоневролог, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 30 лет

Свободное время

Время загружается, пожалуйста подождите...

расписание на месяц