Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Просим вас в случае признаков простуды воздержаться от посещения Центра.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Нарушения речи и их механизмы

Любые отклонения от принятых в установленной языковой среде норм называют нарушениями речи. Они ухудшают качество жизни человека, ограничивая его социальную адаптацию, общение и принося множество других проблем. Кроме того, такие патологии способны негативно воздействовать на развитие психики ребенка, поэтому считаются довольно серьезными.

Почему развивается

Благодаря достижениям исследователей в медицинской генетике, биологии, иммунологии и других дисциплинах, представление о развитии рассматриваемых проблем значительно углубилось. Выделены центральные и периферические причины, а также функциональные. Специалисты теперь понимают психофизиологический механизм нарушения речи, спровоцированный какими-либо негативными воздействиями на ребенка. Все это позволяет разработать правильную тактику коррекции расстройства речи и даже предупредить его.

Итак, такая патология возникает при воздействии на организм ребенка внутренних или внешних факторов, а также тех и других в комплексе. Они и определяют ее специфику, клиническую картину.

Эндогенные (внутренние) причины

Обычно это внутриутробная патология и повреждение нервной системы малыша в процессе родов, вредоносного влияния на него в первые дни жизни. Они обусловлены не только наследственностью матери (дефектным геном), но и ее состоянием и поведением во время беременности. Это может быть:

  • вирусные заболевания;
  • аллергия;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • работа на вредном производстве;
  • токсикоз;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;  
  • падения и травмы.

Поражение подкорковых отделов мозга (отвечают за произношение звуков и слух) может произойти при резус-конфликте – иммунологической несовместимости матери и вынашиваемого ею плода. В этом случае антитела проникают через плаценту и губят эритроциты последнего.

При гипоксии ткани (в силу низкого уровня гемоглобина у беременной, узлов на пуповине и других ее патологий) плацента и плод не получают достаточного количества кислорода.  От гипоксии структуры мозга не созревают должным образом, повреждается нервная система.

Особенно опасен промежуток беременности с 4 недель до 4 месяцев. Именно в это время формируется речевой аппарат. Неблагоприятные факторы приводят к появлению у малыша такого врожденного изъяна, как расщелины неба, раздвоенной (заячьей) губе и другим нежелательным явлениям.

Упомянутые угрозы на последних сроках беременности, некоторые заболевания во младенчестве, могут затормозить развитие ребенка, что, конечно же, повлияет на речь.

Механическое воздействие на плод во время родов (например, асфиксия) может повредить его. Это родовая травма, при которой страдает позвоночник, а именно шейный отдел. Задеваются его артерии, а ствол вместе с разными отделами мозга перестают получать достаточно питания с кровью. Из-за хронической ишемии страдают структуры мозга, ответственные за поведение, внимание, эмоции, речь.

Интенсивные мероприятия по реанимации и малый (меньше 1500 грамм) вес новорожденного, недоношенность и переношенность – тоже предрасполагающие к речевой патологии факторы.

 Экзогенные (внешние) причины

 В этой категории – травмирующие психику ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, плохие социально-бытовые условия жизни, наличие у близких родственников нарушений речи, глухоты.

Если ребенка окружает негативная эмоциональная атмосфера, то его речь будет задерживаться в развитии. Нарушения в ней также возникнут при обычном для детей подражании – они будут нечетко произносить звуки, заикаться, тянуть слоги, говорить с нарушением темпа, как и воспитывающие их или оказывающие большое влияние взрослые.

Речевые нарушения, иногда довольно тяжелые, возникают как следствие сильных переживаний при разлуке с близкими (и по другим причинам), острых психических травм разного рода.

Следует упомянуть, что на первых годах жизни ребенка нервно-психическое или общее заболевание, как правило, сопровождается проблемами речевого развития. Оно может быть разным и зависит от причины, времени появления, степени течения, выраженности симптомов.

Виды

Существует две классификации нарушений речи, предполагающие рассмотрение одних и тех же патологий с разных точек зрения:

  • клинико-педагогическая – учитывает детальное описание расстройства от общего к частному. В ней учитывается первопричина и механизм развития болезни, психолого-лингвистические критерии. Рассматривает нарушения речи и письма;
  • психолого-педагогическая – группировка производится от частного к общему с учетом лингвистических и психологических критериев. В ней обращается внимание на изменение средств общения и нарушения в коммуникациях.   

Особых противоречий между упомянутыми квалификациями нет, они лишь дополняют друг друга, позволяя точнее разработать тактику коррекции.

Клинико-педагогическая классификация

Расстройства устной речи проявляются в отдельных или комплексных нарушениях:

  • темпа;
  • интонации;
  • образования и произношения звуков.

Выделяют такие речевые патологии:

  • дисфония – речь либо сильно нарушена, либо вообще отсутствует в силу нарушения работы или строения голосового аппарата (функциональное или органическое поражение);
  • тахилалия – ускорение речи, причем фонетическая, грамматическая и лексическая сферы остаются нормальными. Если в ней присутствуют паузы, то данное расстройство уже называют полтерн;
  • брадилалия – речь заторможенная, растянутая по слогам, нечеткая;
  • дислалия – неправильное произношение звуков, перестановка их последовательности из-за дефекта или неправильного формирования артикуляционного аппарата; 
  • заикание – темп речи замедлен из-за спазмов (судорожного сокращения) мышц речевого аппарата;
  • дизартрия – нарушено произношение, так как поражены нервы центрального отдела речедвигательного анализатора;
  • ринолалия – меняется тембр голоса вследствие повреждения речевого аппарата (анатомического), он становится гнусавым, а речь – монотонной и невнятной;
  • алалия – отсутствие речи или она недостаточно развита по причине органического поражения определенных зон головного мозга;
  • афазия – ЧМТ или поражение нервной системы инфекцией приводит к тому, что человек теряет возможность говорить.

С письмом связано такое нарушение, как дислексия, возникающая при поражении ЦНС. Ребенок не распознает буквы, использует их неправильно и переставляет слоги. Еще одно – дисфагия, при которой буквы меняются на другие, пропускаются. Если ребенок вообще писать не может, то это аграфия.

Психолого–педагогическая классификация

Как уже упоминалось, в этом случае существует два вида нарушений:

  • средств общения – общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое. Первое – часто диагностируют у пациентов с дизартрией, дислалией, алалией и ринолалией. Оно может быть у детей умственной отсталостью в сопровождении расстройств компонентов речи или у вполне здоровых ментально. Второе связано с проблемой произношения из-за неправильного его формирования;
  • расстройство использования средств общения – заикание и мутизм (ребенок понимает речь и способен говорить, но не хочет этого делать). 

Когда и кому обращаться

Родителям нужно быть очень внимательным к своему ребенку и предположить у него наличие нарушения речевого развития по таким признакам:

  • новорожденный не кричит от голода;
  • в 4 месяца он не улыбается и не гулит;
  • в 5 месяцев не следит взглядом за показанными предметами и не прислушивается к звукам;
  • в 7 мес. не различает голосов близких людей, их интонаций, не реагирует на музыкальную игрушку;
  • в 9 мес. не лепечет и не делает попытки повторить слоги;
  • в 10 мес. не приветствует и не прощается жестами;
  • в 12 мес. не понимает, что его просят сделать, не реагирует на обращенную к нему речь и сам не произносит ни слова;
  • в 16 мес. все еще не говорит и никак не идентифицирует сказанное взрослыми с определенными действиями и предметами;
  • в 2 года неспособен по просьбе взрослого указывать на свои части тела, не узнает знакомых людей на фото;
  • в 2, 5 года не понимает разницы между хорошим и плохим или подобными смыслами;
  • в 3 года не может рассказать о себе, воспринимать короткие рассказы и воспроизвести их, не видит различия размеров;
  • в 4 года не способен выучить стишок и не распознает цвета;
  • в 6–8 лет не определяет звуки и не может запомнить буквы, их определяющие;
  • в 7 лет не может научиться читать и писать.

Если раньше нарушениями речи занимались неврологи, применяя клинико-психологическую классификацию, то сейчас эта прерогатива перешла к логопедам. На их плечах лежит комплексное обследование ребенка и они, как уже говорилось, для диагностики и выбора лечения используют обе классификации.

Однако тяжелые нарушения речи требуют привлечения детского психолога – если есть задержка речевого развития, а при дефектах строения речевого аппарата придется обращаться к хирургу. Если же проблемы вызваны неврологическими причинами, то понадобится помощь невролога. К нему нужно идти, если у ребенка, кроме нарушения речи, наблюдаются:

  • регулярные головные боли;
  • метеозависимость, плохое самочувствие при магнитных бурях;
  • частые перемены настроения;
  • навязчивости – обкусывание ногтей, хождение по кругу, раскачивание.
  • непоседливость и непослушание.

Своевременное обращение к специалисту при нарушениях речи и других проблемах поможет вовремя их опознать, начать коррекцию или лечение. Это позволит восстановить нормальность речевых функций и избежать осложнений.