Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Олигофрения: что это и какие меры принимать

Умственная отсталость, малоумие или олигофрения – это стойкое нарушение интеллектуального развития, которые проявляются в ограничении познавательных способностей, адаптивных навыков и социальной интеграции. Данное состояние является следствием повреждения головного мозга, которое может быть вызвано различными факторами. Оно проявляется в детском или юношеском возрасте.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, олигофрения затрагивает приблизительно 1–3% населения мира. Распространенность данного состояния может варьироваться в зависимости от социально-экономических факторов, доступа к медицинской помощи и методов диагностики.

Причины

Причины умственной отсталости можно разделить на три большие группы: генетические (хромосомные аномалии, которые возникли спонтанно или были унаследованы от родителей), внутриутробные (нарушение развития плода в утробе матери), послеродовые.

  • Генетические факторы. Они могут быть связаны с нарушением структуры и количества хромосом, наследственными заболеваниями, мутациями генов – синдромы Дауна, Фраксиля, Вильямса (лицо эльфа) Мартина — Белла Прадера — Вилли, Ангельмана (лицо Петрушки) и т. д.
  • Пренатальные факторы (повреждение плода во время беременности) – воздействие вредных факторов на плод во время беременности, включая инфекции (сифилис, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз), токсины (алкоголь, табакокурение, наркотики), кислородное голодание, плохое питание будущей матери, врожденное нарушение работы щитовидки (гипер- и гипотериоз).
  • Перинатальные факторы (осложнения во время родов) – асфиксия, преждевременные роды или травмы головного мозга.
  • Постнатальные факторы (появившиеся после рождения) – инфекции (менингит, энцефалит), травмы головы, отравления (например, свинцом) и другие серьезные заболевания в раннем детстве.  

Патогенез малоумия может включать проблему в миграции нейронов. В ходе эмбрионального развития нейроны перемещаются в определенные области мозга. Нарушения этого процесса могут привести к аномальному формированию мозговых структур.   

Снижение синаптогенеза, то есть количества синапсов или их неправильное формирование, может привести к нарушению когнитивных функций. Напоминаем: синапсы – это связи между нейронами, отвечающие за передачу информации в мозге.

Дефицит нейромедиаторов (химических веществ, участвующих в передаче нервных импульсов) дофамина или серотонина связан с нарушениями внимания, памяти и т. д.

Классификация 

Олигофрения классифицируется по степени выраженности интеллектуальных нарушений:

  • легкая степень (IQ 50–70) – ограничение в обучении и адаптации, но возможность самостоятельной жизни. Дети могут обучаться в специальных школах, овладевать простыми навыками и профессиями, работать под присмотром и вести относительно самостоятельную жизнь;
  • средняя (IQ 35–50) – серьезные ограничения в обучении и адаптации, необходимость постоянной опеки и поддержки, способность выполнять несложные работы под присмотром;
  • тяжелая (IQ 20–35) – глубокие нарушения интеллекта, значительные трудности в обучении, самообслуживании и адаптации к окружающей, выраженные ограничения в умственном и физическом развитии, нужда в постоянном уходе;
  • глубокая (IQ ниже 20) – имеются самые серьёзные нарушения развития (отсутствует речь, имеются нечленораздельные звуки, бессмысленное возбуждение), требуется круглосуточный присмотр.

Легкая форма умственной отсталости обнаруживается у 75 процентов детей, средняя и тяжелая – от 10 до 30, а тяжелая – у 0,1. Раньше такие состояния называли дебилизм, имбецильность, идиотия (соответственно), но в настоящее время эти термины не употребляются в силу нетерпимости к навешиванию ярлыков в обществе (толерантности).

Выявление олигофрении на ранних стадиях

Умственная недостаточность представляет собой серьезное нарушение развития, характеризующееся значительным снижением когнитивных способностей. Раннее выявление и вмешательство играют ключевую роль в оптимизации развития и качества жизни ребенка с этой проблемой.

Общие признаки малоумия у детей могут проявляться по-разному, в зависимости от степени тяжести состояния:

  • задержка речевого развития – малыш поздно начинает говорить, имеет ограниченный словарный запас или испытывает трудности с построением грамматически правильных предложений;
  • проблемы с обучением – ребенку сложно усваивать новые знания и навыки, он отстает в учебе от сверстников, испытывает трудности с чтением, письмом и математикой;
  • ограниченные способности к решению проблем – планированию, организации и принятия решений даже в простых ситуациях;
  • нарушения внимания и памяти – сосредоточиться на задании тяжело, ребенок забывает инструкции и важные детали.
  • трудности с социальной адаптацией – общении со сверстниками, пониманием социальных норм и правил поведения.

Конечно, все вышеперечисленное не всегда свидетельствует о наличии олигофрении. Многие дети развиваются с разной скоростью, и задержки могут быть связаны с другими факторами.

Симптомы умственной отсталости по возрасту ребенка

По годам жизни проявления УО выглядят таким образом

Ранний возраст (0–3 года). Симптомы могут быть менее очевидными, чем у старших детей. Родители могут заметить у малыша:

  • задержку психомоторного развития – поздно начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить;
  • ограниченное общение – не реагирует на свое имя, не улыбается, не гулит, не пытается произносить слова;
  • сниженная активность – вялый, апатичный, мало интересуется окружающим миром;
  • трудности с кормлением – проблемы с сосанием, глотанием, отрыгиванием.

Дошкольный возраст (3–6 лет). В этом возрасте умственная отсталость ребенка становятся заметнее:

  • задержка речевого развития – говорит поздно, имеет ограниченный словарный запас, испытывает трудности с пониманием речи;
  • проблемы с обучением – трудно осваивать простые навыки (счет, рисование, складывание пазлов);
  • неумение участвовать в ролевых играх, не проявляет интереса к игрушкам;
  • трудности с самообслуживанием – одеванием, едой, пользованием туалетом;
  • поведенческие проблемы – гиперактивность, импульсивность, агрессивность, с контролем эмоций.

Школьный возраст (6–18 лет) – симптомы проявляются в учебных и социальных затруднениях:

  • низкие академические показатели из-за слабого усвоения учебного материала, плохого выполнения домашних заданий;
  • снижена концентрация внимания – ребенку трудно сосредоточиться на одной задаче, он отвлекается на посторонние стимулы;
  • социальная изоляция – ученик испытывает трудности в общении со сверстниками, имеет проблемы с установлением и поддержанием дружеских отношений%;
  • деструктивное поведение, склонность к риску, нарушение правил.

Напомним: это лишь общие симптомы, которые могут быть разными в зависимости от степени тяжести УО и особенностей ребенка.

Родители (и педагоги) должны внимательно следить за развитием дошкольников и учеников, отмечая любые отклонения от нормы. Если вы замечаете какие-либо из перечисленных проявлений у вашего сына или дочери, следует обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу или генетику. Ранняя диагностика и начало лечения могут значительно улучшить качество жизни ребенка с олигофренией.

Диагностика

Для выявления малоумия у детей на ранних стадиях необходимы комплексные диагностические мероприятия. Это сложный и многоступенчатый процесс, требующий комплексного подхода с привлечением специалистов различных профилей.

Врач-невролог или психиатр собирает анамнез: беседует с родителями/опекунами о росте, развитии и поведении ребёнка с момента рождения. Важно выяснить наличие наследственных факторов, осложнений беременности и родов, инфекционных заболеваний в раннем возрасте, травм головы и других условий, которые могут быть связаны с развитием олигофрении.

Понадобится наблюдение за поведением ребенка некоторое время.

Тщательные медицинские обследования нужны для исключения других причин задержки развития: нарушения слуха, зрения, неврологических заболеваний или генетические аномалии.

Невролог оценивает состояние нервной системы ребёнка, обращая внимание на рефлексы, мышечный тонус, координацию движений, а также наличие неврологических симптомов (например, судорог).

В зависимости от клинической картины, врач может назначить дополнительные исследования:

  • генетическое тестирование – для выявления хромосомных аномалий или генетических мутаций, связанных с олигофренией;
  • электроэнцефалографию – для оценки активности мозга и выявления возможных нарушений;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга – для визуализации его структуры и нахождения изменений, которые могут быть причиной УО.

Психологическое тестирование

Для точной диагностики и определения уровня интеллектуальной недостаточности, а также для планирования индивидуальной программы реабилитации и обучения, широко используются методы психологического тестирования. Его цели состоят в определение уровня интеллектуального развития: оценке когнитивных способностей человека с олигофренией, таких как память, внимание, мышление, восприятие и речь. Результаты стандартизированных тестов сравниваются с нормативными данными для определения степени интеллектуальной недостаточности;  

Тестирование может помочь выявить конкретные области, в которых у ребенка наблюдаются наибольшие трудности. Например, он может испытывать затруднения с вербальной памятью, пространственным мышлением или абстрактным рассуждениями.

Тесты могут оценить способности человека с олигофренией к самостоятельности в повседневной жизни, его навыки общения, социальные взаимодействия и способность к обучению.

Результаты тестирования служат основой для разработки индивидуальных программ обучения, терапии и социальной адаптации, которые учитывают специфические потребности и способности ребенка.

Существует широкий спектр психологических вопросников, применяемых в диагностике олигофрении:

  • шкала интеллектуальных способностей Векслера (WAIS) – один из наиболее широко используемых тестов для оценки общего интеллектуального уровня;
  • шкала интеллекта Стэнфорда – Бине – альтернатива WAIS;
  • тесты памяти – оценка кратковременной и долговременной памяти, а также способности к запоминанию и воспроизведению информации;
  • тесты внимания – оценка способности концентрироваться, игнорировать отвлекающие факторы и выполнять задачи, требующие устойчивого внимания;
  • тесты мышления – оценка способности к логическому рассуждению, решению задач, анализу информации и формирования выводов;
  • шкала адаптивного поведения Вайнленда – оценивает навыки самообслуживания, коммуникации, социальные навыки и приспосабливаемость к окружающей среде.

Психологическое тестирование должно проводиться квалифицированным специалистом, имеющим опыт работы с людьми с олигофренией. Его результаты тестов являются лишь одним из элементов комплексной оценки состояния человека с олигофренией, и не должны рассматриваться изолированно.

Коррекционная работа и лечение детей с олигофренией

Цель коррекционной работы – помочь ребенку максимально развить свои способности, приобрести необходимые навыки для самостоятельной жизни и интеграции в общество. Рассмотрим основные ее направления, заключающиеся в развитии следующих способностей.

Интеллектуальных:

  • использование методов обучения, адаптированных к уровню развития малыша;
  • применение игровых техник, наглядных пособий, методов активизации внимания и памяти;
  • тренировка логического мышления, решения задач, абстрактного мышления.

Речи:

  • коррекция речевых нарушений – дизартрии, афазии;
  • развитие коммуникативных навыков – умения выражать свои мысли, понимать речь других людей, вести диалог.

Мелкой и крупной моторики: занятия с использованием различных материалов (пластилин, конструктор, мяч) для развития координации движений, ловкости, точности.

Обучение навыкам самообслуживания: одевание, еда, гигиена.

Социальная адаптация:

  • формирование умения взаимодействия с окружающими людьми;
  • обучение правилам поведения в обществе, этикета;
  • умение работать в коллективе, решать конфликты.

В некоторых случаях олигофрения может быть связана с другими заболеваниями, требующими медикаментозной терапии. К ним относятся: эпилепсия (антиконвульсанты), аутизм (применение препаратов, улучшающих коммуникацию и социальное взаимодействие), нарушения внимания (стимуляторы для повышения его концентрации).

Назначение препаратов является вспомогательным и не может полностью устранить умственную отсталость.

Вызовы и прогнозы

Лечение малоумия у детей является комплексным процессом, направленным на минимизацию негативных последствий нарушения и улучшение качества жизни. Чем раньше оно было выявлено, тем эффективнее будет терапия. Ранние программы вмешательства помогают развить когнитивные навыки, социальные умения и навыки самообслуживания.

Специальное образование с индивидуальным подходом к потребностям ребенка играет ключевую роль в его развитии. Педагогические программы должны быть адаптированы к уровню интеллектуальных способностей и включать практическое обучение умениям, необходимым для самостоятельной жизни.

Так как задержка речевого развития часто сопровождает слабоумие, то занятия с логопедом помогают ребенку освоить навыки общения и выражения своих мыслей.

Дети с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в эмоциональной сфере. Психологическая помощь направлена на развитие навыков саморегуляции, преодоление страхов и тревожности, а также повышение самооценки.

Прогнозы для детей с олигофренией зависят от степени тяжести нарушения, сопутствующих заболеваний и своевременности лечения. 

В легких случаях с адекватной поддержкой дети могут достигать значительного прогресса в обучении, социализации и адаптации к взрослой жизни, а в более тяжелых прогноз может быть менее благоприятным. Но даже при значительных ограничениях возможно улучшение качества жизни ребенка за счет развития его потенциала и предоставления необходимой помощи.

Олигофрения – не приговор. С помощью ранней интервенции, специального образования и поддержки семьи ребенок с интеллектуальной недостаточностью может вести полноценную жизнь, реализовать свои возможности и найти свое место в обществе.

Особенности жизни детей с ограниченными интеллектуальными возможностями и как им помочь

Жизнь ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями характеризуется рядом специфических особенностей. Они затрагивают все сферы его развития: физическую, когнитивную, социальную и эмоциональную. Понимание этих особенностей является ключом к созданию условий, способствующих гармоничному развитию и социализации таких детей.

Сниженные интеллектуальные способности проявляются в трудностях с усвоением информации, решением задач, обобщением и анализом. Уровень умственной недостаточности (низкое ай-кью) диктует необходимость индивидуального подхода к обучению и развитию.

Некоторые дети с УО могут иметь сопутствующие физические нарушения: задержку моторного развития, эпилепсии, нарушения зрения или слуха. Они могут влиять на повседневную жизнь ребенка, его способность к самообслуживанию и взаимодействию с окружающим миром.

Страдающие олигофренией часто испытывают трудности в общении и построении социальных связей. У них есть проблемы с пониманием социальных норм и правил, выражением своих эмоций и установлением границ. Из-за этих трудностей они могут быть более уязвимы к эксплуатации, социальной изоляции и стрессу.

Таким детям требуется специализированное образование, адаптированное к их особенным потребностям: индивидуальные учебные планы, учитывающие уровень интеллектуальных способностей ребенка, его интересы и сильные стороны. Необходимо использование альтернативных методов обучения: визуальное, новые технологии, тактильный опыт.

Семья играет ключевую роль в жизни ребенка с УО, обеспечивая ему любовь, поддержку и заботу. Важно создать в семье атмосферу принятия и понимания, где он бы чувствует себя защищенным и любимым.

Советы родителям

Диагноз «умственная отсталость» может стать для родителей тяжелым испытанием. Но вам следует его принять, хоть это и может быть эмоционально сложно, что позволит начать действовать в интересах своего ребенка.

Изучите информацию об интеллектуальной инвалидности. Постарайтесь понять специфику состояния вашего ребенка, его потенциальные трудности и возможности.

Найдите специализированную поддержку. Обратитесь к психологу, дефектологу, неврологу и другим специалистам, которые смогут оценить состояние вашего ребенка и разработать индивидуальный план развития.

Обеспечьте для ребенка пространство, где он может свободно исследовать, играть и учиться. Удалите потенциальные опасности и создайте структурированную обстановку с ясными правилами.

Используйте игры, занятия и терапии, которые соответствуют уровню развития вашего ребенка, стимулируйте его, поощряйте любопытство, самостоятельность и стремление к новым знаниям.

Рассмотрите возможность инклюзивного образования. В зависимости от степени интеллектуальной инвалидности, ваш ребенок может учиться в обычной школе с необходимой поддержкой от учителей и помощников.

Важна социальная интеграция, поэтому поощряйте общение вашего ребенка с другими детьми. Создайте возможности для участия в групповых занятиях, играх и мероприятиях.

Учитесь вместе с ребенком, постоянно развивайте свои навыки и знания, чтобы лучше понимать его потребности.

Не бойтесь просить о помощи. Обращайтесь к специалистам, социальным службам и другим организациям.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сфокусируйтесь на его сильных сторонах, помогите развить таланты и интересы.

Любовь, терпение и понимание – ключ к успеху.  

Общество также несет ответственность за создание условий для интеграции особенных детей. Имеется в виду доступность образования, социальная адаптация, борьба со стигматизацией.

Можно получить помощь от специалистов, психологов и групп поддержки для семей, столкнувшихся с подобной проблемой. Существуют организации и центры, которые оказывают помощь семьям детей с олигофренией, предоставляя информацию, консультации, образовательные программы и социальную поддержку.

Умственная отсталость не должна определять жизнь вашего ребенка. Жизнь детей с ограниченными интеллектуальными возможностями полна вызовов, но при этом богата потенциалом. Своевременное вмешательство, специализированное образование и поддержка семьи и общества играют ключевую роль в раскрытии этого потенциала и обеспечении достойной жизни для таких детей. Необходимо помнить, что каждый ребенок уникален и заслуживает права на развитие, счастье и полноценное участие в жизни социума.