Процесс, формирующий у ребенка половое самосознание, называют психосексуальным развитием (psychosexual development). Он связан с биологическим развитием, в том числе и половым созреванием. Считается, что начальный его этап включает планирование ребенка, зачатие, первые месяцы жизни малыша и заканчивается периодом вступления в зрелую сексуальность (около 20 лет).
В ходе взросления у ребенка вырабатываются предпочтения, которые связанны с его сексуальной направленностью и поведением. Это и есть психосексуальное развитие, формирующее половую роль, самосознание и сексуальную ориентацию. На него оказывает непосредственное влияние такие факторы, как:
Существует несколько теорий психосексуального развития, из которых самой популярной (что не значит верной) является психодинамическая. Ее выдвинул основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд. Согласно его концепции, либидо, то есть сексуальное влечение – это основа психики человека.
Данная теория подразумевает, что ребенок обладает сексуальной энергией с момента рождения и ее можно направить в любую сторону. То есть, младенцы, по мнению Фрейда, не относятся к какой-либо половой группе, они полиморфны. Кроме того, он утверждал, что у ребенка изначально есть тяга к кровосмешению и он должен это использовать: переработать (сублимировать) эту энергию в полезные действия – для развития взрослой сексуальности.
Психиатр считал, что у сексуальности есть не только психологическая сторона, но и физиологическая, проявляющаяся в реакциях тела и поведения.
До состояния зрелости сексуальности нужно пройти несколько этапов, занимающих определенное время. Это считается Фрейдом догенитальным развитием, то есть, у ребенка центром психосексуального переживания являются не гениталии, а что-то другое. При взрослении либидо ребенка локализуется в разных зонах тела, а все заканчивается ее его концентрацией в зоне половых органов.
Все этапы должны быть пройдены полностью и в положенное для них время. Несоблюдение таких условий чревато так называемым застреванием (фиксацией) и вытекающими из этого обстоятельства проблемами и отклонениями.
Каждый этап формирует определенную черту личности, характер которой будет проявляться в дальнейшем в зависимости, насколько благополучно была пройдена такая стадия. Ее течение во многом связано с родителями, их отношением к ребенку.
Если происходит упомянутая задержка (застревание), то у ребенка в бессознательном остается память о приведшей к этому психической травме или о целом периоде. Когда он станет взрослым, похожая психотравмирующая ситуация возвратит к неприятным переживаниям.
Стоит отметить, что научно подтверждающих теорию «отца» психодинамики данных не существует. А вот заключения исследований, указывающих на наличие фальсификаций в утверждении обязательности прохождения упомянутых фаз, имеются. Мы все же их рассмотрим, чтобы иметь представление.
Психосексуальное развитие ребенка, согласно теории Зигмунда Фрейда, включает пять этапов с четкими возрастными границами.
Первичным источником удовольствия в это время становится рот, которым младенец сосет и глотает молоко во время кормления. Рот на всю последующую жизнь индивида остается одной из эрогенных зон. Подтверждение этому: тяга к поцелуям, оральному сексу, алкоголю, обкусыванию ногтей, еде, курению, жеванию резинки.
Отлучение малыша от материнской груди всегда сопряжено с трудностями – он очень не хочет лишаться такого удовольствия. И чем это проблематичней, тем сильнее будет фиксация на оральной стадии. Вследствие этого формируется пассивная личность, жаждущая материнского отношения, зависимая, ищущая одобрения и поддержки окружающих, излишне доверчивая.
Другую часть этой фазы, которая начинается в возрасте от полугода, Фрейд обозначил как садистскую (агрессивную). У малыша начинают прорезываться зубки, которыми он пользуется для выражения недовольства: кусается, если мать отсутствует или он не получает желаемого. При застревании на этой стадии у людей появляется пессимизм, особая любовь к спорам, цинизм, доминирование и желание эксплуатации других людей в целях удовлетворения своих нужд.
Этот тот период, когда малыш, получает навык управления своим телом через контроль дефекации и мочеиспускания. Он приучается к горшку, получая удовольствие при сдерживании физиологических позывов, а потом осуществляя их.
При возникновении конфликта с родителями, которые проявляют излишнюю настойчивость и командную стратегию, приучая свое чадо к горшку, ребенок может не проситься и специально какать в штаны, чтобы им «насолить». В этом случае у него развивается педантичность, жадность, методичность, скупость, невыносимость к неопределенности и беспорядку. Другой вариант последствий анальной фиксации – беспокойство, жестокость, доходящая до садизма, импульсивность.
Если же родители действуют правильно, поощряя и хваля малыша за то, что он регулярно ходит на горшок для опорожнения кишечника, то у их чада в дальнейшем разовьются творческие способности, позитивная самооценка и способность контролировать себя.
Третья фаза ознаменована изучением ребенка своего тела, половых органов – он их рассматривает и трогает, расспрашивает, откуда берутся дети, может подсматривать за интимной жизнью взрослых. В это время он начинает идентифицировать себя с родителем своего пола и испытывает интерес к противоположному. Ребенок начинает готовить себя к определенной половой роли, присущей ему.
У мальчиков развивается комплекс Эдипа (у девочки – Электры), предполагающий благоволение к матери и агрессию к отцу (во втором случае наоборот). Преодолевая этот комплекс, мальчик вытесняет сексуальное желание к матери, идентифицируя себя с отцом, четко усваивает модель мужского поведения и моральные нормы. То же самое, только по женскому типу, происходит с девочкой.
Если же произошло застревание на фаллической стадии, то мужчина получается хвастуном, ведущим себя опрометчиво и дерзко, по типу Донжуана завоевывает женщин, постоянно доказывает свой мачизм. Женщины склонны к флирту, обольщению, быть выше мужчин, они напористы и самоуверенны.
Неразрешенный эдипов комплекс Фрейд считал виновником невротического поведения, в частности, фригидности, гомосексуальности, импотенции.
На данном этапе половой интерес снижается, а энергия либидо, не имеющая выхода, переносится на установление теплых отношений, дружбы с ровесниками и взрослыми, не входящими в семейный круг, а также освоение знаний, общечеловеческого опыта. Ребенку нравится общаться, достигать успехов в учебе и других видах деятельности –искусстве, спорте и т. д.
Фиксация на этой стадии обычно происходит под влиянием родителей и педагогов, благодаря чему главным для человека становится работа (так формируются трудоголики), карьеристы, властолюбцы. Неудачи в школьные годы формируют пассивность, комплекс неполноценности.
В подростковом возрасте, когда наступает период полового созревания, происходит формирование зрелых сексуальных отношений. Интерес и влечение к противоположному полу становятся сильнее.
В раннем пубертатном периоде, по мнению Фрейда, каждый ребенок проходит гомосексуальную фазу, предпочитая компанию однополых сверстников и даже допуская гомосексуальные игры. Постепенно это проходит и идет переключение на объект противоположного пола. Это в дальнейшем влияет на выбор партнера и создание семьи.
Завершается психосексуальное развитие психологической зрелостью, предполагающей:
Недостаток теории Фрейда заключается в наделении сексуальной сферы слишком большой значимостью в психике, да и всей жизни человека. Но его заслуга заключается в том, что он первый начал изучать внутриличностные конфликты, чем и привлек внимание исследователей к бессознательному людей.