Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
33 года
на страже здоровья
Москва, ул. Арбат, 25/36
+7 (495) 691-71-47
с 9:00 до 21:00
Ежедневно
Записаться на прием
Записаться на прием

Шизотипическое расстройство личности у детей: признаки и способы коррекции

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения шизотипического расстройства у детей. Точная статистика в этой области не ведется, но специалисты отмечают, что все большое количество маленьких пациентов нуждаются в их помощи.

К психотерапевтам и психиатрам дети с шизотипическим расстройством личности попадают чаще всего в старшем возрасте, хотя выявить проблему можно намного раньше. Родители зачастую списывают странности в поведении на особенности характера и наследственности, стремясь сделать их «такими же, как все». Такой подход к воспитанию лишь усугубляет положение.

Дети с расстройством обычно не имеют проблем с интеллектуальным развитием, их отличает повышенная тревожность, неумение строить отношения с окружающими и перепады настроения. А это, как правило, мало беспокоит окружающих.

Даже если родители видят проблемы, они не спешат отправляться за помощью к психиатру. Они боятся, что в больнице ребенку поставят клеймо «псих», тем самым испортят ему жизнь. Однако игнорирование расстройства приводит к еще большим проблемам. Своевременное вмешательство профессионалов и терапия позволит ребенку значительно повысить качество свое жизни в будущем.

Первые признаки

Прежде всего стоит отметить, что шизотипическое расстройство и шизофрения являются различными состояниями. В первом случае наблюдается пограничная патология, которая действительно имеет схожие с шизофренией проявления. Специалисты часто называют шизотипическое расстройство одной из разновидностей вялотекущей шизофрении.

Выявить подобное расстройство при помощи лабораторных исследований невозможно. Их проводят для выявления физических причин «непонятного» поведения. Если таковые не выявлены, то ребенок может быть направлен для консультации к психотерапевту или психиатру.

Дети с шизотипическим расстройством могут демонстрировать самые разные формы поведения.

  1. Дети очень категоричны в своих высказываниях. Они часто дают обещания, в которых фигурируют слова «никогда» или «всегда», но выполнить обещанное не получается. Подобные нарушения обещаний приобретают хронический характер.
  2. Шизотипическое расстройство часто выражается в гипертрофированном восприятии и обидчивости. Могут возникать вспышки гнева по отношению к родителям и членам семьи.
  3. Избегание общения с другими людьми является своеобразной защитной реакцией. Таким образом дети с психическими проблемами снижают уровень ответственности за свои поступки, вероятность получения критики или отторжения окружающими.
  4. При шизотипическом расстройстве люди склонны к излишней «катастрофизации». Они предполагают самый худший сценарий развития событий, в результате этого они отказываются от каких-либо действий.
  5. Вокруг детей с шизотипическим расстройством царит хаос. Они создают беспорядок, разрушая все вокруг, и создают условия для риска.
  6. Цикличность рассуждений. Поток мыслей идет бесконечно, при этом речь содержит шаблоны, повторяющиеся друг за другом.
  7. Отрицание событий из прошлого, ставшими болезненными или травмирующими для ребенка.
  8. Невозможность позаботиться о себе и болезненная зависимость от взрослого человека. Это касается как эмоционального благополучия и физического состояния, так и необходимости самостоятельно принимать решения.
  9. Депрессия также может свидетельствовать о наличии психического расстройства.
  10. При шизотипическом расстройстве дети незаслуженно ожидают от окружающих людей создания более благоприятных условий. Восприятие собственных прав является нарушенным, в итоге у ребенка может развиться фаворитизм – привычка получать особое положение в любом окружении.
  11. Богатая фантазия приводит к тому, что ребенок начинает выдумывать события и верить в них. Так он создает себе другую, более счастливую жизнь и убегает от реальности.
  12. Резкие перепады настроения, особенно часто они возникают в момент семейных праздников или других событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания и воспоминания.
  13. При расстройстве ребенок начинает проявлять гипербдительность. Он демонстрирует заинтересованность в чужих комментариях и мыслях, а также поведении других лиц. Кроме того, может наблюдаться слишком бурная реакция на разочаровывающие события. Такая истерия является способом отвлечь себя и окружающих от реальных проблем.

К другим тревожным симптомам можно отнести заниженную и неадекватную самооценку, перфекционизм и патологическую ложь. У ребенка с шизотипическим расстройством проявления патологии бывают периодическими. В моменты ясности он может чувствовать «неправильность» своего поведения и даже пытаться загладить свою вину перед окружающими. Но чаще всего пациенты с шизотипическим расстройством отрицают наличие у них проблем.

Но данные признаки не являются диагностическими критериями — некоторые из них могут свидетельствовать о педагогической запущенности, излишней избалованности ребенка или наличии других проблем с психикой. В любом случае подобное поведение ребенка должно насторожить родителей, стать поводом для обращения к специалистам для оказания профессиональной помощи.

Диагностика

Для постановки диагноза специалисты используют специальные тесты, а также диагностические критерии. Шизотипическое расстройство выявляется при наличии 4-х признаков из этого списка:

  • безразличие к окружающим людям и событиям, асоциальность;
  • повышенная раздражительность, особенно при знакомстве с новыми людьми;
  • беспричинные вспышки гнева;
  • чудаковатая манера поведения или пристрастие к «странной» одежде;
  • наличие собственных навязчивых идей, часто противоречащих общепринятым нормам, а также неадекватное мышление;
  • излишняя подозрительность, граничащая с паранойей;
  • у подростков могут наблюдаться расстройства сексуального характера;
  • бессвязная речь, визуальные и слуховые галлюцинации;
  • общение с придуманными персонажами или несуществующими людьми.

При знакомстве с пациентом психотерапевт проводит первичный осмотр, а также долго беседует с ним. Все это позволяет выявить нарушения в мышлении и восприятии, свойственные для шизотипического расстройства. Если эти проявления наблюдаются у пациента на протяжении длительного периода, то высока вероятность того, что ему будет поставлен диагноз – шизотипическое расстройство.

Принципы терапии

Шизотипическое расстройство является хроническим и вялотекущим заболеванием. Если его диагностируют у пациента, то ему может быть присвоена вторая группа инвалидности, однако этот вариант развития событий возможен только в самых тяжелых случаях. Такой ребенок не сможет служить в армии или правоохранительных органах в будущем, также могут возникнуть сложности с получением водительских прав. Но это не значит, что обращаться к специалистам не нужно. Наоборот, чем раньше расстройство будет выявлено, а также будут приняты адекватные меры к коррекции состояния ребенка, тем более высокой будет вероятность того, что он сможет вести нормальную жизнь.

Сложность терапии при шизотипическом расстройстве состоит в том, что больные не признают своей «ненормальности» и эксцентричности. Инициатором лечения обычно выступают родственники пациентов, а те категорически от него отказываются. Работа психотерапевта построена на постоянном общении с больным, которое направлено на коррекцию поведения, снижение агрессивности и обучения общению с родственниками и окружающими людьми.

Терапия при шизотипическом расстройстве ведется по нескольким направлениям:

  1. Прием медикаментозных препаратов. На сегодняшний день не существует таблетки от шизофрении или расстройств, схожих с ней. Лекарства применяют для нормализации состояния пациента, снижения тревожности, налаживания режима питания и сна. Кроме того, прием некоторых препаратов делает больных более восприимчивыми к психотерапии.
  2. Психотерапия. Сегодня существует много различных направлений психотерапии, каждый из которых может быть использован при коррекции шизотипического расстройства. Выбор конкретной методики во многом зависит от специализации психотерапевта и состояния пациента. Психотерапия может проводиться индивидуально или в группах, но при работе с маленькими пациентами групповое общение бывает затруднено. Кроме того, психотерапевт работает и с родителями, поскольку они зачастую сами не понимают, как необходимо строить отношения со своим «особенным» ребенком.
  3. Вспомогательные методы. При вялотекущей шизофрении весьма эффективными бывают методики, направленные на расслабление пациента. Чаще всего специалисты используют арт-терапию, полезным будет общение с животным, например, дельфинами, лечение музыкой и т.д.

Программа коррекции патологии будет различной в каждом конкретном случае, и положительная динамика также зависит от индивидуальных особенностей пациента и его состояния.

Современная психиатрия выделяет довольно большое количество состояний, которые называются словами, содержащими приставку «шизо-». Порой разграничить их очень сложно, даже специалистам не всегда это под силу. Но четкого понимания, как они возникают до сих пор не существует. Именно поэтому лечение патологии часто бывает симптоматическим. То есть, у пациента будут лечить апатию и депрессивные состояния, помогут нормализовать сон и избавиться от тревожности, но о полном выздоровлении речь не идет.

Тем не менее, применение современных методов психотерапии позволяет социализировать детей с шизотипическим расстройством. Чтобы избавить их от навязчивых мыслей можно предложить занятие, требующее концентрации и собранности, например, кулинария. Ребенок должен будет выполнить определенные инструкции, порезать продукты и т.д. Приятным бонусом является приготовленная собственными руками вкусная еда. Некоторым пациентам помогает игра на музыкальных инструментах, музицирование также помогает избавиться от тремора рук.

При поддержке родителей ребенок, у которого диагностировали шизотипическое расстройство или вялотекущую шизофрению сможет стать самодостаточном, получить специальность и даже создать семью. Однако это возможно лишь при своевременно начатой терапии.