Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Дизартрия с латыни дословно переводится как «нарушение членораздельной речи». То есть наблюдается неправильное произношение слов, возникающее как следствие нарушенной иннервации речедвигательного аппарата.

Стертая дизартрия является легкой степенью расстройства. Она проявляется негрубыми речевыми дефектами, в первую очередь фонетической и просодической стороны речи.

Как развивается

Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.

В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:

  • корковая – формируется при появлении небольших патологических очагов в речедвигательном центре. Страдает фонетический, то есть произносительный компонент речи;
  • экстрапирамидная – формируется при повреждении подкорковых ядер и нервных узлов и приводит к нарушению просодики речи. То есть она теряет свою выразительность;
  • псевдобульбарная – поражает проводящие пути, объединяющие кору ГМ с ядрами черепно-мозговых нервов. Вызывает дефект как фонетической, так и просодической стороны речи;
  • смешанная.

Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода. 

Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.

В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.

У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.

Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.

Фонетическая часть речи

При стертой дизартрии страдает, прежде всего, произношение звуков, из-за чего речь таких людей не совсем понятна для восприятия. Однако встречаются такие формы заболевания, при которых речевые дефекты весьма скромные и на первый взгляд не различаются.

При данной патологии наблюдается смешение, искажение, замена или пропуск отдельных звуков. В первую очередь страдают те из них, которые требуют в своем произношении вмешательства кончика языка. Самый показательный признак, диагностируемый в 80% случаев, это искажение произношения звука [р], в 65% случаев страдает звук [л]. Они заменяются ребенком на более простые в произношении звуки [й] или [г].

Распространено также межзубное произношение шипящих и свистящих, например, [ж], [ш], [з], [с], и оглушение звонких звуков.

Интересно то, что если эти звуки произносятся человеком изолированно, то сложностей в этом не возникает. Но стоит включить их в речь, контроль теряется, и их произношение искажается. То есть, таким людям сложно поставить их на автоматическое воспроизведение.

Установлено, что большинство детей со стертой формой дизартрии не используют в обиходе много стандартных слов, путают близкие по произношению слова, при сочетании нескольких согласных в слове, опускают их.

Речь дизартриков с легкой степенью расстройства смазанная и не совсем разборчивая.

Просодическая часть речи

У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.

В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.

В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.

Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.

Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.

Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.

Другие отклонения

Нарушение иннервации отдельных групп мышц не только расстраивает привычный для нас характер речи. Обращает на себя внимание и общий вид больного. Обращает на себя внимание дефицитом мимики. Носогубная складка и углы рта асимметричны. В процессе речевой активности беспокоит гиперсаливация, поскольку нарушается способность сглатывания слюны.

При парезах лицевых мышц они теряют тонус. Губы и углы рта опущены, язык малоактивен, не в полную силу участвует в словообразовании. Такие особенности влияют на интонацию и выразительность сказа. За счет слабости жевательных мышц нижняя челюсть не удерживается в приподнятом положении, из-за чего теряется возможность держать закрытым рот. Слабость мышц усиливается при артикуляционной нагрузке.

При спазме мимической мускулатуры мимика отсутствует, мышцы твердые на ощупь и напряженные. Губы как будто постоянно находятся в улыбке за счет спазма верхней губы. Они практически не участвуют в словообразовании. Невозможно сложить их в трубочку или вытянуть вперед. 

Страдает артикуляция, нарушается переход от одной артикуляционной позы к другой. Из вегетативных расстройств наблюдают потливость, цианоз рук и стоп.

Дизартрики способны выполнить практически все артикуляционные пробы: улыбнуться, надуть щеки и т.д. Однако их качество выполнения заметно страдает, отличается нечеткостью, смазанностью, недостаточной амплитудой, вялостью.

Такие дети легко возбудимы, чрезмерно суетливы или, наоборот, заторможены. Снижается работоспособность, страдает внимание и память.

Возникают трудности в мелкой моторике рук, а также и в общей моторике. При физических нагрузках дети быстро утомляются, им сложно поддерживать ритм и темп движений, переключаться с одного их вида на другой.

Последствия

Деткам, которых расстройство настигло в раннем возрасте, оно грозит не только нарушением произношения, но и понимания обращенной к ним речи. Они начинают говорить позднее других детей. По мере взросления, учитывая дефекты произношения и сниженную способность улавливать на слух новые слова, у них формируется довольно скудный словарный запас. Отсутствует также способность к словообразованию и изменению слов, страдает грамотность.

В школе у детей появляются сложности с усвоением учебной программы. Кроме того, развивается дисграфия. В начальных классах они с трудом осваивают письмо. Встречается так называемое зеркальное написание букв, одни буквы заменяются другими.

В старших классах в письме отмечаются ошибки с нарушением структуры предложения. Отмечаются пропуски отдельных слов или неуместные вставки, неправильное использование предлогов, приставок. Несколько слов сливаются в одно. Порой обнаруживаются обрывки, недописанные окончания. Буквы, схожие в написании, замещаются друг другом.

Почерк у таких подростков плохой, неаккуратный, в тексте присутствует много исправлений. Особые трудности возникают в написании диктантов. Страдает чтение: оно ошибочное и медленное. 

Учитывая такие особенности в обучении, нередко эти дети имеют трудности с успеваемостью. С другой стороны, искаженная речь у подростков становится причиной развития комплекса и недооценки себя. Такие дети могут испытывать насмешки и издевательства со стороны сверстников. На этой почве они замыкаются в себе, в дальнейшем доходя до полной социальной изоляции. Ощущение своей неполноценности становится поводом к развитию депрессивного состояния.

Многие подростки, даже со стертыми дизартрическими дефектами, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Существуют такие сферы деятельности, где подобные нарушения являются недопустимыми. Так, военные училища, факультеты иностранных языков, журфаки становятся для таких подростков недосягаемыми. Нередко случается, что они бегут в срочном порядке к логопедам для исправления дефекта.

В легкой форме стертая дизартрия не препятствует обучению ребенка в школе и не отражается на его успеваемости. Если дизартрия была приобретена в подростковом возрасте, то страдает исключительно произношение. Письмо, словарный запас сохраняются на прежнем уровне.

Патология выявляется в процессе логопедического обследования, после исследования артикуляции, мимических мышц, речевого дыхания, моторики, просодической и фонематической стороны речи. Проверяется грамматика и лексический запас.

Для подтверждения диагноза необходим и неврологический осмотр, инструментальные и лабораторные исследования.

Стертая дизартрия, даже с минимальными проявлениями, требует своевременной коррекции, поскольку в будущем может строить некоторые препятствия для самореализации личности. Лечение проводится с использованием физиотерапевтических методов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коррекции речевых расстройств. Обязательным является использование техники логопедического массажа.