Ребенок говорит невнятно, его дыхание сбивается, фонация и артикуляция нарушены, интонация и ритмика речи отсутствует? Это свидетельствует о том, что у вашего чада тяжелое нарушение, называемое дизартрией. Такое расстройство произношения связано с органическими поражениями ЦНС (отдела речедвигательного анализатора) и потерей нормальной взаимосвязи мышц артикуляционного аппарата с ним.
Дизартрия стоит на втором месте в списке нарушений устной речи – встречается у 3–6% детей. Но последние статистические данные свидетельствуют, что доля этой патологии постоянно растет. Так как она напрямую связана с центральной и периферической нервными системами, то ее изучением занимается не только логопедия, но и психиатрия, а также неврология.
Предпосылки для такого нарушения речи обычно возникают в период развития плода, при родовом процессе и первых годах жизни малыша (65-85%). Этим оно сходно с ДЦП, а также сопровождает его, причем, чем тяжелее двигательные нарушения при такой серьезной патологии, тем сильнее выражена дизартрия.
Перинатальные причины:
Другие факторы:
У взрослых людей дизартрия может появиться вследствие травмы головы, перенесенного инсульта, нейрохирургической операции, а также в связи с опухолью мозга.
Такая патология, кроме ДЦП, может быть у страдающих болезнью Паркинсона, олигофренией, рассеянным склерозом, миастенией, нейросифилисом и др.
Классифицируют это серьезное нарушение речи по локализации и согласно клиническим синдромам.
Форма |
Место поражения речедвигательного аппарата |
Бульбарная |
Ядра нервов:
|
Псевдобульбарная |
Корково-ядерные проводящие пути |
Корковая |
Кора головного мозга |
Экстрапирамидная (подкорковая) |
Подкорковые ядра головного мозга |
Мозжечковая |
Мозжечок и проводящие пути |
У людей с ДЦП, отталкиваясь от синдромов заболевания, встречается атактико-гиперкинетическая дизартрия и целый список связанных со спазмами, утратой двигательных функций, то есть спастичностью: спастико-гиперкинетическая, -атактическая; -ригидная; -паретическая.
В логопедии своя классификация – по степеням, основанная на понимании речи слушателями:
1 степень – дефекты почти не слышны и могут быть выявлены только при обследовании специалистом.
2-ая – речь в основном понятная, но все же окружающие замечают некоторые дефекты.
3-я – речь понимают только те, кто часто общается с дизартриком.
4-ая – понять то, что говорит больной, не могут даже самые близкие люди. Иногда речь отсутствует вовсе.
Говорит человек с дизартрией непонятно, нечетко, у него, что называется «каша во рту». Происходит это из-за плохой взаимосвязи (иннервации) мышц голосовых складок, дыхательной мускулатуры, языка, мягкого неба, губ – всего того, без чего невозможно воспроизведение речи.
Артикуляционная моторика бывает разной, и связано это с состоянием мышц:
Звукопроизношение зависит от степени дизартрии. Так, стертая характеризуется слабыми искажениями и некоторой смазанностью, а 2 и 3 – речью невнятной, очень медленной, безэмоциональной, звуки в которой пропускаются или неправильно произносятся. Тотальный паралич мышц, участвующих в речи – самая тяжелая степень, 4-ая, при которой что-то сказать вообще невозможно.
Звуки при дизартрии артикулируются тяжело, это относится и к согласным, и к гласным. Свистящие и шипящие произносятся между зубами или боковым способом, твердые звуки смягчаются, звонкие – приглушаются.
Речевое дыхание нарушено при различных видах патологии – оно учащено и даже прерывисто, на выдохе укорочено. Голос слабый, утихающий, глухой, назализированный. Речь монотонная, отсутствуют модуляции.
Прежде чем разобраться в наличии вербализма мышления у детей со стертой дизартрией, необходимо разобраться, что это такое.
Вербальным называют мышление, в котором речь, слова – его основной распространитель. Оно сродни логике, и особое место в нем уделяется правильному, грамотному использованию речевых навыков. Свои мысли человек облекает в слова. Вербальные способности человека определяются по тому, насколько точно он способен применять слова и речь для озвучивания своих мыслей.
Вербализм мышления влияет на развитие разумной практической деятельности ребенка. Чтобы достичь высшей стадии, необходима активная умственная деятельность, знания особых и общих признаков предметов, а также явлений, выражаемых определенными словами.
Существует несколько линий развития мышления у ребенка, среди которых речь играет важную роль для постановки и решения интеллектуальных задач. Дизартрия, к сожалению, отрицательно влияет на ее формирование, а вместе с этим, и на совершенствование вербального (словесного) мышления.
Современные подходы ведущих логопедов, психологов, педагогов к изучению дизартрии породили множество мнений. Одни исследователи на основании экспериментальных исследований утверждают, что у маленьких детей со стертой дизартрией вербальное мышление формируется несколько замедленными темпами. Это связано с задержкой формирования речи. Хоть и первые слова такие малыши произносят уже до года, а говорить фразами умеют уже к возрасту 2–3 года, понять их могут только родители.
По мнению других, у дошкольников с 1 степенью дизартрии формирование мышления может протекать вполне нормально, но только до 5–6 лет.
Вот некоторые данные, опубликованные специалистами в своих работах.
1. Задания на диагностику мышления дизартрики выполняли хуже сверстников, у которых отсутствовало нарушение речи. Они действовали нехотя, неуверенно, негативно реагировали, быстро уставали. Но никаких признаков умственной отсталости это не носило, а, скорее, являлось свидетельством общей слабости организма, сопровождающимся снижением внимания и памяти.
Многие дети со стертой дизартрией продемонстрировали неврологическую симптоматику в легкой форме. Это говорит об органическом поражении ЦНС и его влиянии на формирование психики. Последний факт объясняет нарушения интеллектуальной деятельности: низкую работоспособность, проблемы с памятью и вниманием. К тому же оптико-пространственные и пространственно-временные представления, конструктивный праксис (умение рисования «из головы», складывание из палочек геометрических фигур и т. д.) формируются медленнее нормы.
На основании исследований был сделан вывод: недостаточность формирования мыслительных операций у детей со стертой дизартрией происходит из-за трудностей в выделении важных связей и торможении побочных. Виноваты в этом нарушения деятельности мозга.
2. Другое экспериментальное исследование ставило цель определить, как дети-дошкольники усваивают смысл, то есть значение слова и оборота речи. Здоровый малыш овладевает понятийным ядром значения слова – денотативными признаками, а в дальнейшем осознают и лексико-семантические признаки.
Денотативный признак – отражение особенностей предмета в значении слова, им названным. Лексико-семантический (понятийный) признак – отражение понятий, обобщение признаков, смысловая связь слов.
Дизартрики понятийной структурой овладевают с трудом, им не дается дифференциация внутри семантического поля. Таким детям тяжело усвоить, что, к примеру, слова «папа» и «отец» означают одно и то же. Поэтому они терпят фиаско при выполнении таких заданий, как:
При объяснении значения слова дети с легкой патологией речи обычно используют признаки денотата: мебель – сделана из дерева, овощи – растут в земле. Понятийные признаки применяют малое количество из таких детей. То есть, элементы языка, слова и речи они осознают недостаточно, мыслительные операции у них работают в полной мере.
На основании продолжительных исследований был сделан вывод: у детей со стертой дизартрией кроме нарушения произношения звуков и лексико-грамматической сферы речи имеются проблемы в формировании вербального мышления. Их необходимо и, главное, можно устранить.
В задачу логопеда в этом случае входит проводить с таким ребенком упражнения и занятия в форме игры, ставя перед собой такие цели:
Чем раньше начнется коррекционно-педагогическое воздействие, тем быстрее и лучше будет результат. Его успех зависит от профессионализма специалиста, усердия маленького пациента и посильной помощи его родителей.
Ребенок со стертой дизартрией может овладеть навыками нормальной речи, говорить правильно, точно выражая свои мысли и так, чтобы окружающие его хорошо понимали. Он может учиться в общеобразовательном учебном заведении вполне успешно, но ему придется посещать логопеда – школьного, в поликлинике или в частном порядке.