Одним из самых распространенных психических нарушений, встречающихся у детей, является задержка психического развития (ЗПР). В этом состоянии психика ребенка, его мышление, восприятие и память развиваются с существенным отклонением от нормы, принятой для детей конкретного возраста.
Чаще всего, диагноз ЗПР ставят детям в возрасте от 4 до 5 лет. Если признаки недоразвитости отдельный функций психики сохраняются у школьников, то диагноз может быть пересмотрен в сторону конституционального инфантилизма или умственной отсталости.
Все причины, которые могут привести к возникновению задержек в формировании психических функций ребенка, можно разделить на две категории. К первой относятся повреждения центральной нервной системы органического происхождения, имеющие локальный характер. В результате таких дефектов некоторые отделы головного мозга затормаживаются в своем созревании.
Биологическими причинами чаще всего являются:
В некоторых случаях ЗПР может иметь наследственную природу. Известны случаи, когда этот диагноз был у нескольких поколений родственников.
Также задержки развития могут быть вызваны и социальными причинами:
Задержки в развитии, вызванные социальными причинами, характеризуются педагогической запущенностью.
Диагностировать задержки в психическом развитии должен специалист с соответствующей квалификацией. Необходимо наблюдать за ребенком в течение определенного времени, чтобы распознать психические нарушения.
Поскольку у детей с замедленным развитием недоразвита нервная система, они не способны воспринимать информацию так же быстро, как их ровесники, не имеющие подобных отклонений. Это может проявляться в таких моментах:
У большинства детей, имеющих отсталость в развитии, заметно снижена потребность в общении с другими людьми. Это касается как сверстников, так и взрослых.
Но диагноз ЗПР не является приговором. В истории есть масса примеров, когда дети, считавшиеся в детстве слабоумными, достигали немалых вершин в науке и искусстве. Среди таких людей Альберт Эйнштейн, начавший говорить в 3 года. Врачи предполагали, что будущий нобелевский лауреат имеет врожденную умственную неполноценность.
Подобные проблемы были у Исаака Ньютона, Томаса Эдисона и Константина Циолковского, но все они смогли справиться со своими проблемами при поддержке близких и докторов того времени.
Не откладывайте обращение к специалистам Психоэндокринологического Центра, и, возможно, ваш ребенок тоже станет выдающимся ученым и признанным гением!
Большую роль в коррекции такого психического нарушения, как задержка развития, играют именно родители ребенка. Они, прежде всего, должны осознать, что сложности в обучении связаны не с природной леностью малыша или простым нежеланием трудится, а с особенностями развития его нервной системы.
Не стоит игнорировать тревожные симптомы, это может привести к еще более тяжелым психическим расстройствам. Для того, чтобы ребенок с ЗПР стал обучаемым, смог закончить общеобразовательную школу и получить профессию, необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.
В московском Психоэндокринологическом Центре работают специалисты, которые при коррекции ЗПР у детей придерживаются новейших методик и разработок. На всем этапе лечения с ребенком работают педиатры, детские психологи и неврологи, а также психиатры, логопеды и дефектологи. При этом основная часть коррекции проводится психотерапевтическими методами. Медикаментозное лечение назначается в редких случаях.
При совместной работе специалистов, родителей и педагогов ЗПР поддается успешной коррекции в большинстве случаев.