Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
33 года
на страже здоровья
Москва, ул. Арбат, 25/36
+7 (495) 691-71-47
с 9:00 до 21:00
Ежедневно
Записаться на прием
Записаться на прием

Заикание по-научному и без цензуры

Заикание – это сложное психоневрологическое заболевание. По-научному характеризуется как нарушение темпо-ритмической стороны речи, вызванное судорожными сокращениями речедвигательных мышц. Говоря проще, это речевые нарушения с удлинением, повторением, глотанием отдельных звуков, слогов и слов, искажающие плавность и неразрывность повествования.

История заболевания

Заикание имеет несколько родственных названий. Его можно встретить в рамках таких понятий, как логоневроз и лалоневроз, логоклония, бальбуцио, а также баттаризм по имени царя Батта, тоже страдавшего от данного дефекта.

На планете логоневроз наблюдается у 1% взрослого населения и 3% детей. Обычно заболевание манифестирует в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда начинает формироваться речь. Находясь, так сказать, в сыром, недозревшем виде, она является довольно уязвимой и при любом сбое в работе нервной системы подвергается искажению.

Расстройство известно с древности. Такой дефект имел пророк Моисей, фараоны Египта. Одним из самых известных личностей с логоклонией был Демосфен, ставший, тем не менее, знаменитым оратором Древней Греции. Его история интересна тем, как он пытался справиться со своим недостатком, какие своеобразные техники философ применял для этого. Самая популярная – произнесение фраз с камнями во рту. Наряду с этим, Демосфен также прибегал к чтению на фоне шума морских волн, проговаривал слова мысленно, в уме. Еще один нестандартный метод борьбы с заболеванием, который применял Демосфен, заключался в прослушивании тишины, сидя в пещере. Выдуманные философом способы ликвидации заикания оказались действительно действенными, поскольку превратили его в выдающегося оратора.

С древности и вплоть до 20 века расстройство обрастало тенью загадочности. Врачи различных специальностей пытались разгадать его секрет, но все оказывалось безрезультатным. Заиканию приписывали статус таинственного недуга, считали его результатом поражения органов речи. Пытались бороться с ним с помощью трав, заклинаний, рукоприкладством и даже кровавыми операциями в ротовой полости, но видимых улучшений это не приносило.

В конце 19 века произошел революционный переворот в понимании природы логоневроза. Осуществил его русский психиатр Сикорский И.А. Ему принадлежит идея, что логоклония зарождается в детстве в момент формирования речевой активности. Способствуют его возникновению патологии нервной системы и наследственные факторы. Сикорский связал понятие заикания с неврозом.

Неоценимый вклад в развитие теории расстройства внес Тартаковский И.И. Ему принадлежит идея лечения заболевания. В частности, он доказал эффективность воздействия индивидуальной и групповой психотерапии в терапии недуга.

Отдельная отрасль – логопедия сформировалась уже в 20 веке, она и по сей день занимается проблемами речевой активности.

Механизм формирования

В основе возникновения лалоневроза лежит появление мышечных судорог органов, отвечающих за речеобразование. К этим органам относят:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо;
  • гортань.

В процесс также вовлекаются мышцы лица.

Причиной судорожных сокращений мышц речедвигательного аппарата становятся патологические процессы, возникающие в головном мозге.

Нормальную работу высшей нервной деятельности обеспечивает гармоничное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре и подкорке головного мозга. По ряду причин эта гармония может нарушаться, приводя к гипервозбуждению или преобладанию торможения в центрах речи. Незрелые, незащищенные речевые области у детей подвергаются такому воздействию в первую очередь, приводя к заиканию. Подобная подверженность также связана с отсутствием у детей тормозных условных рефлексов, что приводит к повышенной возбудимости и ее распространению.

В мозге существуют специальные нервные центры, отвечающие за речевую активность. Самые значимые из них:

  • центр Брока – голосовой, самая крупная речевая инстанция мозга. Приводит в работу мышцы и связки, формирующие речевую активность;
  • центр Вернике – слуховой. Участвует в распознавании собственной и чужой речи;
  • ассоциативный центр – анализирует сказанное и дает команду голосовому центру действовать.

Получается, что все три очага работают по кругу. Под действием голосового центра мы произносим фразу, при этом активизируется слуховой центр, заставляющий ассоциативный анализировать информацию. После анализа он позволяет снова включиться в работу голосовой области.

Это слаженный механизм, действующий строго и четко. Проблема возникает, когда изменяется скорость работы центров. Чаще всего это происходит из-за гипервозбуждения центр Брока. Увеличивается скорость его действия, что влечет за собой размыкание круга. Возбуждение переносится на близлежащие двигательные отделы коры мозга. Это приводит к появлению судорог. Затем голосовой центр расслабляется, круг снова замыкается.

Другая причина кроется в нарушении деятельности стриопаллидарной системы. Данная система отвечает за сокращение и расслабление мышц или за поддержание нормального мышечного тонуса и его перестройку. Если в ее работе происходит сбой, то это приводит к дисбалансу тонуса артикуляционных, дыхательных, голосовых мышц, вызывая их спазм. Они находятся в постоянном напряжении, что не может не отразиться на качестве речи.

Еще одна причина заикания – борьба между правым и левым полушариями мозга. Первое  отвечает за ритмичную, четкую речь, тогда как второе – за аритмичную. В норме правое полушарие должно подчиняться левому, но у заик они развиты одновременно хорошо, из-за чего вступают в конкуренцию. Нарушение закономерности их взаимодействия влечет за собой сбивчивость речевого ритма.

Классификация и причины расстройства

Заикание может классифицироваться по разным критериям. В первую очередь разделяют лалоневроз:

  • клонический;
  • тонический;
  • смешанный.

В основе клонического лалоневроза лежат клонические судороги мышц речедвигательного аппарата. Они характеризуются мелкими мышечными подергиваниями, в результате чего человек монотонно повторяет один и тот же звук либо слог, слово. Например, о-к-к-к-кно.

Для тонических судорог характерен длительный спазм мускулатуры. При этом мышца застывает в одном положении и как бы деревенеет. В этом случае проявлением расстройства станет длительная пауза в слове или в речи: ко…..рова. Больному речь дается с большим трудом.

Смешанная форма совмещает в себе признаки обоих предыдущих форм.

По локализации логоневроз делят на:

  • артикуляционный – сопровождается спазмами мышц лица, губ, неба;
  • голосовой – спазм происходит во время произношения гласных звуков. При этом больной может издавать невнятные звуки вместо слова или «распевает» гласную. В крайней степени человек вообще не может ничего произнести по причине смыкания голосовых связок;
  • дыхательный – затрудненный вдох или выдох мешает больному беспрепятственно говорить, образуя паузы в речи.

Но самая значимая классификация разделяет расстройство на невротическое и неврозоподобное.

Неврозоподобный лалоневроз возникает при наличии конкретной физиологической патологии. У таких детей отмечается отклонение показателей на ЭЭГ, обнаруживаются мозговые расстройства, нарушения моторики, повышенное внутричерепное давление, спазмофилия. Причины данной формы заикания:

  • внутриутробные, родовые травмы;
  • отягощенная беременность матери;
  • инфекционные заболевания.

Обычно неврозоподобное заикание проявляется в 3-4 года и нарастает постепенно. Его характер не имеет ситуационной зависимости. Дети начинают говорить с опозданием. Характерны нервные тики, ритуальные движения, выраженные дефекты речи.

Мальчик, 8 лет. Беременность матери протекала тяжело. В родах у ребенка наблюдалась асфиксия. Впоследствии он находился на учете у невролога по поводу перинатального поражения нервной системы. Получал лечение. Мальчик отличался повышенной возбудимостью и двигательной активностью с рождения. Заикание проявилось в 3 года спонтанно, без причины, обострялось на фоне простудных заболеваний.

Невротический лалоневроз возникает без физиологических нарушений нервной системы. Изначально для ребенка характерно нормальное и даже раннее речевое развитие. Как правило, можно проследить конкретную причину, которая вызвала расстройство. Оно может вовсе отсутствовать в спокойной обстановке и обостряться под влиянием стрессовых факторов. К его возникновению предрасполагают следующие факторы:

  • перегруз нервной системы ребенка по причине завышенных требований родителей;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • сильный испуг или стрессовая ситуация;
  • подражание заикающимся членам семьи;
  • напряженная обстановка в семье, ссоры, конфликты;
  • неправильная модель воспитания: гипер- или гипоопека;
  • раннее речевое развитие;
  • издержки обучения, скудный словарный запас.

Заикание также существует в 3 степенях своего развития:

  • легкая – дефект проявляется периодически, под воздействием травмирующей ситуации;
  • средняя – речь нарушается при беспокойстве, эмоциональном напряжении;
  • тяжелая – заикание присутствует у больного постоянно.

Проявления

Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.

К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.

Нередко лицо заикающегося человека искажают гримасы и тики. Это своеобразная попытка справиться с ненавистным дефектом.

При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.

Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.

Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:

  • задержку психического развития;
  • проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
  • энурез;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • акцентуации характера, неврозы;
  • по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.

Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.

Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:

  • топтание с ноги на ногу;
  • касание мочки уха;
  • похлопывание рукой по бедру.

Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.

Мальчик, 11 лет. Диагноз: «Заикание, тяжелая степень, смешанная форма. Ритуальные движения. Логофобия». Воспитывался мнительными, гиперопекающими родителями. Несмотря на то, что одноклассники относились к нему хорошо, чрезмерно переживал по поводу своего заикания, опасался, что станет объектом насмешек.

Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.

В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.

Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.

Как лечат

Лечение заикания – комплексное. Проводится с привлечением специалистов разного рода: педагогов, психологов, терапевтов.

Основа терапии – коррекционные занятия, проводимые логопедом и дефектологом. Программа разрабатывается индивидуально для каждого пациента.

Дополнительно применяют массаж, призванный улучшить кровообращение в судорожных мышцах и расслабить их. Дыхательная гимнастика помогает сформировать правильный темп и ритм дыхания.

Если заикание имеет стрессовую природу, больной напряжен и тревожен, назначается медикаментозная терапия в виде седативных препаратов, транквилизаторов.

В случае неврозоподобной формы привлекается терапевт и невропатолог для лечения органической патологии.

Неотъемлемой частью терапии является психотерапия. В тяжелых случаях применяется гипноз для кардинального избавления от дефекта. Обычно ему подвергают детей в возрасте от 10 до 18 лет.

Психотерапия необходима для того, чтобы выявить психические причины заикания. С ее помощью также проводят терапию фобий и навязчивых действий, используют групповые и индивидуальные ее формы.

Лечение логоневроза должно быть не только комплексным, но и полноценным, завершенным. Это очень важный аспект лечения, поскольку расстройство имеет тенденцию возвращаться, особенно в кризисные периоды развития человека. К таковым относят, например, социально значимые события: поступление в школу, ВУЗ, период полового созревания.