Шизофрению можно назвать одним из самых загадочных заболеваний. Симптомы ее в разгаре процесса разнообразны и специфичны, тогда как начало – размыто и расплывчато, не имеет конкретных указателей. К тому же до сих пор доподлинно неизвестно, из-за чего возникает расстройство.
Ученые неустанно проводят исследования, пытаясь разобраться в его причине. На сегодняшний день существует немалое количество гипотез, предполагающих развитие шизофрении.
В основе развития болезни лежит патологизация физиологических процессов мозга, которые и провоцируют дисбаланс в психике, ее продуктивные симптомы.
Одной из самых достоверных считается дофаминовая теория. Согласно ей, шизофрению вызывает сверхвысокий или сверхнизкий уровень нейромедиатора дофамина, стойко удерживающийся длительное время. Если его слишком много, то появляются продуктивные симптомы расстройства: бред, галлюцинации, дезорганизованность мышления. Если его количество находится на низком уровне, то преобладает негативная симптоматика: апатия, безволие, депрессия.
Кроме дофамина, отмечается дисбаланс и других медиаторов: ГАМК, серотонина, ацетилхолина, норадреналина, глутамата.
Установлена связь между сбоем работы печени, эндокринной системы (в результате чего происходит нарушение белкового обмена) и шизофренией.
Однако при расстройстве нарушается не только химический баланс, но и собственно структура мозговой ткани.
Благодаря методам мозговой визуализации ученым удалось установить, что происходит с мозгом человека, больного шизофренией. К этим методам относят:
В первую очередь, такие больные страдают дефицитом нейронных отростков. Следовательно, уменьшается количество синапсов, осуществляющих передачу нервных импульсов.
Во вторую, как оказалось, объем мозговой ткани у таких людей меньше нормы. Уменьшается количество, как белого, так и серого вещества. Нехватка белого вещества играет главную роль в возникновении таких патологических признаков расстройства как нарушение внимания, памяти, мышления, апатия, потеря способности устанавливать цели и идти к ним.
Это связывают с тем, что белая субстанция содержит длинные миелиновые волокна, объединяющие между собой отделы головного мозга. Естественно, что при снижении объема белого вещества, этих волокон становится меньше. Связь прерывается, нарушая, соответственно, координацию работы мозга.
В пубертатном периоде небольшая потеря серого вещества считается нормой. Проблема может возникнуть тогда, когда потеря мозговой массы происходит стремительно.
Точно установить причину дефицита мозгового вещества пока не удается. Предполагается, что виной тому может стать воспалительный процесс в головном мозге. Он разрушает нейронные связи, что и вызывает дезорганизованность работы мозга, а вместе с ним и психики. Среди способствующих факторов, вызывающих воспалительные реакции в организме, выделяют нейроинфекции: менингит, энцефалит и др.
Удивительно то, что деструктивные изменения подобного рода видны во время исследования еще до проявления расстройства.
Среди патологических процессов в организме при шизофрении различают:
Иммунологическое воздействие, провоцирующее развитие шизофрении, имеет два направления.
Первое из них заключается в том, что иммунная реакция искажается в ответ на действие вируса. Второе кроется в аутоиммунном процессе, когда собственные иммунные клетки разрушают мозговую ткань.
В эндокринном дисбалансе особую роль отводят таким гормонам, как инсулин, пролактин, гормон роста.
Физиологические теории шизофрении стали толчком к развитию таких методов лечения как инсулинотерапия, в процессе которой пациенту вкалывали высокие дозы инсулина и вводили его в гипогликемическую кому.
Психотропные препараты позволили добиться установления баланса нейромедиаторов в ЦНС, что стало большим шагом в купировании расстройства.
Генетическая теория, объясняющая, почему возникает шизофрения, играет не последнюю роль в общей картине предоставляемых возможных причин. Однако до сих пор окончательно не выяснено, какой же ген виновен в появлении расстройства. Раньше к таковым относили 72 гена, но это так и не нашло научного подтверждения.
Считается, что особую роль в развитии заболевания играют гены, отвечающие за обмен нейромедиаторов. Если в них формируется дефект, то медиаторы либо выделяются в недостаточном количестве, либо их структура изменена, и рецепторы не распознают их. В результате нарушается передача нервных импульсов, и, как результат, появляются сбои в деятельности ЦНС.
В зависимости от того, насколько поражен тот или иной ген, человек может:
Несмотря на то, что в генетической теории шизофрении существует множество пробелов, но факт остается фактом. Прослеживается печальная зависимость наследования заболевания, если кто-то из родственников имеет расстройство:
Если в семье носителем заболевания является мать, то риск получить его в наследство у ребенка возрастает, нежели если болен отец.
Все вышеперечисленные причины развития шизофрении относятся к медицинской или биологической теории. Однако существует и другая группа факторов, причастная к проявлению расстройства. К ней относят модель воспитания ребенка, главную роль в которой играет мать. Выделяют несколько материнских позиций, провоцирующих развитие болезни даже в зрелом возрасте.
Шизофреногенная мать. Это понятие пришло из психоанализа, и обозначает женщину, которая тотально доминирует над своим ребенком. Она холодная, бесчувственная, не считается с интересами своего чада. Одна из главных черт такой матери – полный контроль. Ребенок не может без ее вмешательства сделать даже малейшего шага. Она постоянно следить за его действиями, не дает ему свободы и возможности научиться приспосабливаться, искать выход из сложившейся ситуации. В общем, лишает его самостоятельности.
На желания, потребности ребенка такая мать не обращает никакого внимания. Создается впечатление, что малыш в ее руках – это орудие для удовлетворения своих амбиций и не свершившихся надежд. Она принимает за него решение, и в отдельных ситуациях это доходит до абсурда. Например, такая родительница заставит малыша играть зеленой машинкой, несмотря на то, что ему отчаянно хочется красную.
Матери данного склада забирают у своих детей возможность самостоятельно постигать мир, преодолевать трудности, приспосабливаться к жизни в социуме. В результате этого у ребенка появляется замкнутость, отгороженность, невозможность налаживать контакты, впоследствии и приводящая к процветанию расстройства.
Гиперопекающая мама не отличается жестким контролем и доминированием. Она стремится удовлетворить все потребности своего чада. Опекает его, потакает всем его желаниям, выполняет за него все обязанности. Например, такой ребенок не знает, как это собрать свои игрушки, заправить постель, разложить одежду по местам.
Отсутствующая мать не принимает практически никакого участия в жизни ребенка. Она осуществляет уход, следит, чтобы малыш был накормлен, одет, обут, но эмоциональная связь с ним отсутствует. Ребенок не чувствует поддержки, внимания, вселения уверенности, а получает только упреки, потакания. Как результат, уже повзрослевший человек ощущает себя ущербным, недостаточно «хорошим», он не верит в собственные силы, не чувствует уверенности в себе.
Деструктивная мать. Этой модели соответствует жестокое, насильственное отношение к ребенку как с физической, так и с моральной стороны. Такое воспитание нарушает процесс развития и формирования личности, приводя к психопатиям. В дальнейшем они способны трансформироваться в более серьезные психические нарушения, в том числе и шизофрению.
Пример: парень, 28 лет, называет себя потомком Николая II, утверждая, что он его внебрачный сын. Бред величия сопровождается характерным поведением: речь нарочито правильная, жесты с тенью превосходства, манерность движений, характерная горделивая поза больного шизофренией.
Со слов матери, бред начался 2 дня назад, до этого отмечалась смена поведения. Парень стал малоразговорчив, с пренебрежением относился к ней. Стал скрытным, закрывался в своей комнате. Ночами просиживал в ней, не спал. Был возбужденным, нервным.
В ходе опроса выяснилось, что мать с сыном проживают вдвоем. Парень работает дома, занимается интернет-продажами. Вся работа по дому и хозяйству лежит на плечах матери. Она готовит сыну, стирает, гладит, обхаживает его со всех сторон. Как утверждает мать, друзей у сына практически нет, девушки тоже. Все свободное время он проводит с ней, они ходят на прогулки, по магазинам и т.д.
В детстве сын также не отличался дружелюбностью. В школе у него часто возникали проблемы с одноклассниками. Его считали белой вороной, называли маменькиным сынком. Отца парень не знал, так как он ушел из семьи, когда ребенку был год, и отношений не поддерживает.
Из примера видно, как материнская гиперопека послужила поводом для проявления параноидной шизофрении.
В последнее время ученые достаточно активно говорят о модели «стресс – диатез» в формировании шизофрении. Диатезом называют биологическую предрасположенность человека к болезни. Это может быть генетический сбой, наследственность, нейрохимический, эндокринный дисбаланс, аутоиммунные реакции. Но наличие подобных дефектов отнюдь не говорит о том, что у человека обязательно разовьется шизофрения. Для ее возникновения необходимо, чтобы подобный «диатез» прореагировал с предрасполагающим фактором. В этом случае такой фактор станет пусковым механизмом, который запустит патологический процесс.
Провоцирующим фактором может стать:
Таким образом, не последнюю роль в формировании расстройства играет провоцирующий фактор. В благоприятной обстановке, даже при наличии предрасполагающего элемента, болезнь останется в зачаточном состоянии.
Деток, предрасположенных к шизофрении, можно распознать по их поведению. Они замкнутые, предпочитают играть одни, спокойные, не привлекающие к себе внимания. Избегают общения с посторонними людьми, не смотрят в глаза, отводя взгляд. Среди их увлечений встречаются довольно странные: игры с веревочками, корочками, бумажками. Они могут отдавать предпочтение страшным, отталкивающим игрушкам, пугающим рассказам.
Такие малыши выражают странные страхи. Например, боязнь какого-либо цвета или полотенца. Они привередливы в еде, интересуются загадочными науками: психологией, палеонтологией, археологией. Их развитие может опережать сверстников. Они проявляют математические и другие способности в довольно раннем возрасте.
Что же может подтолкнуть к развитию шизофрении таких деток? Это, прежде всего, стрессовые воздействия. Насилие, жесткость в воспитании, любые негативные эмоциональные всплески. Например, идя на прием к врачу, ребенка стоит заранее подготовить.
Одна из ошибок родителей, проявляющаяся очень часто – это навязчивое, принудительное развитие их сверхспособностей. Ребенок проявляет повышенные способности к иностранным языкам, и родители всячески пытаются их усилить. Не стоит насильничать над ребенком. Все должно проходить на добровольных началах в той дозе, которую определяет сам малыш. Высокие нагрузки разрушительно воздействуют на психику детей.
Нельзя потакать отстраненности, холодности детей. Нужно всеми усилиями стремиться воспитывать в них эмоциональный ответ, вовлекать их в социум.
Детки, предрасположенные к шизофрении – это особая, тонкая категория людей. Неблагоприятная обстановка в семье, садике или школе с большой вероятностью провоцирует у них развитие стойкого заболевания.
В возникновении шизофрении «замешаны» как биологические, так и психоэмоциональные причины. Все выдвинутые гипотезы не являются однозначными. И не объясняют в полной мере природу расстройства.
Ученые всего мира не оставляют надежду установить всю цепочку патологических связей в генезе заболевания. Ведь именно доподлинно установленная причина даст возможность в полной мере повлиять на патологический процесс и найти средство полного излечения, которое, к сожалению, на данный момент невозможно.