Психические отклонения – это бич современного общества, где на сегодняшний день очень важно быть адаптированным, приспособленным к разным жизненным условиям. Ученые в области психиатрии классифицировали несколько видов умственной отсталости (интеллектуальной инвалидности, олигофрении, малоумия, когнитивной недееспособности).
На протяжении длительного периода времени к людям с такими отклонениями относились отчужденно, безразлично. В настоящее время поведенческая концепция изменилась – на потребностях умственно отсталых личностей стали концентрировать больше внимания. Это существенно упрощает их жизнь, делает более защищенными перед агрессивным социумом.
Отклонения психического развития – далеко не всегда вина самого субъекта. Физиологические и психологические особенности, которые наблюдаются у людей с интеллектуальной инвалидностью, не всегда превращают их в полностью недееспособных личностей, не отдающих отчет за свое поведение.
Под умственной отсталостью подразумевается ряд значимых ограничений в практических навыках, наличие которых является необходимым для психически полноценного индивидуума в обычной жизни. Субъекты с диагнозом «интеллектуальная инвалидность» испытывают трудности и неудобства при взаимодействии с окружающим их социумом: у них возникают проблемы в области коммуникации и адаптивного поведения.
Основная часть общепринятых практических навыков формируется, как правило, до наступления совершеннолетия. Поэтому если на протяжении этого периода человеку будет оказана необходимая поддержка, которая носит персонализированный характер, качество его дальнейшей жизни будет значительно лучше. Отдельные ведущие специалисты-психотерапевты не признают когнитивную недееспособность психическим заболеванием, а называют ее отклонением от нормы.
Важно дифференцировать разные виды типы умственной отсталости от инвалидности по развитию. Второй термин имеет более объемный смысл, включает не только интеллектуальную инвалидность, но и паралич головного мозга, нарушения аутистического характера.Симптоматика и диагностика малоумия
Диагностику такого отклонения проводят с учетом личностных индивидуальных особенностей, а также окружения индивида. В отдельных случаях внешние факторы определяют решающую роль в адаптации человека с психическим отклонением в социуме.
Согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, определять малоумие следует по таким признакам:
Трудности с ведением социально-общественной деятельности проявляются через:
Несвоевременное социальное формирование, запаздывание с процессами развития моторики речи. При тяжелой форме интеллектуальной инвалидности такие признаки можно заметить на начальном этапе жизни ребенка, при легкой – в начале процесса школьного обучения. Когнитивное развитие умственно отсталые люди проходят в том же порядке, но за более продолжительное время. Взрослый олигофрен с тяжелой моделью отклонения может размышлять и выстраивать формулу своего поведения, как маленький ребенок.
Заторможенность интеллектуального развития генетического характера нередко сопровождается характерным внешним видом.
Приобретенное малоумие может проявить себя сразу после перенесенного инфекционного заболевания (менингит, энцефалит) или механических травм головы, которое может быть нанесено также при внутриутробном развитии.
Люди с таким диагнозом в несколько раз чаще, чем здоровые члены общества, страдают от сопутствующих заболеваний, носящих неврологическую, физическую, умственную этиологию. Проблемы состояния их психики характеризуются высокой степенью распространения – у них чаще наблюдаются расстройства сна, тревожные состояния, шизофренические проявления.
Больные больше подвержены таким физическим отклонениям и болезням, как лишний вес, нарушения уровня сахара в крови (диабет), деменция, эпилепсия и др.
Олигофрены с легкой степенью хорошо выговаривают слова, владеют адекватной речью. Чем тяжелее тип отклонения, тем больше нарушений наблюдается в области языковой деятельности.
Нарушения поведения, вызванные разными факторами: дискомфортом общения, сложностью выразить свои чувства или эмоции. В результате субъект демонстрирует неадекватное поведение – нервозность, чрезмерное волнение, фрустрацию. Такие проблемные действия в дальнейшем оказывают негативное влияние на субъективное формирование индивидуума, возможность участия в окружающей общественной жизни.
Современная диагностика малоумия дает возможность разделить ее на следующие уровни:
Данная дифференциация базируется на оценке IQ (коэффициента интеллектуальных способностей), которую определяют с помощью тестирования. Средний показатель IQ нормального человека составляет от 90 до 110:
У субъектов с данным типом отклонения развития психики наблюдается нарушение абстрактного мышления и когнитивной гибкости, при этом обиходная речь развита достаточно хорошо. Память носит кратковременный характер, что усложняет функциональное применение таких элементарных навыков, как чтение, возможность самостоятельного распоряжения личными денежными средствами и т.п.
Больной способен усваивать специальные программы, методика которых предусматривает использование конкретно-наглядного обучения. В результате такие люди заканчивают специализированные школы, профтехучилища, и в дальнейшем самостоятельно ведут активную трудовую деятельность.
По сравнению со своими ровесниками в социальной сфере такой индивидуум выглядит незрелым, слабо ориентируется в общественных взаимодействиях, с трудом формирует собственные суждения. Это в значительной степени увеличивает риск попадания его под чужое, часто негативное, влияние. При выполнении непростых повседневных вопросов человек с легкой степенью интеллектуального малоумия нуждается в посторонней помощи.
Личность с данным характером патологии для выполнения обыденных заданий нуждается в беспрерывном контроле и руководстве им со стороны. В некоторых случаях близкие люди вынуждены взять на себя часть его обязательств, например, письменно заверить сознательное согласие больного на проведение терапии.
Устная речь, которая выступает одним из основных инструментов общения между социальными элементами, у индивидов примитивная, однако они в состоянии поддерживать беседу. Они нередко неправильно интерпретируют конкретные общественно принятые условные знаки и сигналы. С целью формирования благоприятных условий для межличностных отношений люди с относительным типом малоумия нуждаются в посторонней поддержке и понимании.
В результате длительного обучения и помощи окружающих олигофрен с умеренным типом имбецильности способен развивать разные навыки, которые дают возможность ему выполнять базовые трудовые функции. Больные максимально адаптируются в хорошо знакомых им условиях, но при любом отклонении от привычной обстановки попадают в затруднительное положение.
Характеристика умственной отсталости тяжелой формы:
При данном типе олигофрении моторные и сенсорные функции не позволяют больному использовать предметы согласно их функциональному предназначению. Концептуальные навыки очень ограничены, и могут затрагивать физические процессы – больной с патологией развития не может самостоятельно передвигаться, стоять.
Он может владеть минимальным визуально-пространственным опытом, например, указывать на что-то. Речь состоит из нескольких простых слов или не сформирована вообще.
Олигофрен с глубоким типом психической патологии понимает исключительно простые инструкции, может демонстрировать базовые потребности и желания при помощи примитивной невербальной техники – жестикуляции. Однако основные такие навыки остаются очень ограниченными.
В повседневной жизни такие люди полностью зависимы от окружающих, в особо тяжелых случаях не понимают обращенную к ним речь, не узнают близких людей, неспособны развивать представление о пространстве, вкусах, запахах и пр. Выполнение ими базовых действий возможно только при отсутствии сенсорных и моторных нарушений. Тип поведения варьируется от вялого и малоподвижного до возбужденного, сопровождающегося однотипными движениями.
Факторы, провоцирующие начало развития интеллектуальной инвалидности, могут быть разными, начиная от генетических отклонений, и заканчивая нарушениями, вызванными внешними раздражителями. Психотерапевты объясняют причину возникновения психического отклонения воздействием на индивида социальных, поведенческих, образовательных и биомедицинских факторов. Данные риски могут передаваться от родителей к детям и присутствуют на протяжении всей жизни человека.
Причины пренатального характера, возникающие в период внутриутробного развития плода |
Перинатальные основания |
Постнатальные причины |
|
Биомедицинские факторы |
Генные и хромосомные нарушения, врожденный синдром и возраст родителей |
Начало преждевременной родовой деятельности, ранние роды, механические родовые травмы у ребенка |
Черепно-мозговые травмы, некачественное питание, инфекционные или дегенеративные заболевания, |
Социальные факторы |
Домашнее насилие, однообразное или недостаточное питание матери, отсутствие доступа к медицинским услугам |
Недостаточный уход родителями (опекунами) за ребенком |
Отсутствие взаимодействия между ребенком и родителями |
Поведенческие факторы |
Злоупотребление родителей вредными веществами (алкоголем, табачными изделиями, наркотическими препаратами) |
Отказ от ребенка одним или двумя родителями |
Общественная изоляция, жестокое обращение, недостаточные меры безопасности |
Образовательные факторы |
Неподготовленность родителей к воспитанию ребенка, их когнитивная недееспособность |
Недоступность медицинских услуг после рождения ребенка |
Поздняя диагностика, недостаток воспитания, педагогическая запущенность, некачественное медицинское обслуживание |
В зависимости от этиопатогенеза олигофрению разделяют на несколько групп состояний:
Дифференцированные формы умственной отсталости относятся к разряду заболеваний, имеющих самостоятельный характер, имеют установленный врачами этиопатогенез и соответствующие клинические проявления. Нередко в данном случае олигофрения – это лишь один из симптомов сопутствующего тяжелого психического отклонения. В некоторых случаях определить этиологические факторы возникновения отклонения невозможно, поэтому их определяют, как недифференцированные типы.
Самым ощутимым проявлением олигофрении является интеллектуальная несостоятельность, которая представляет собой часть общего недоразвития психики. Известный врач-психиатр, профессор Исаев Д.Н. в зависимости от особенностей нарушений в эмоционально-волевой области выделяет следующие степени малоумия:
У каждого человека олигофрения развивается по-разному. Современные исследования дают возможность проводить раннюю диагностику малоумия, что позволяет начать корректирующее медицинское вмешательство на самых ранних сроках развития патологии.
Люди с данным психическим отклонением нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих. Помощь должна носить персонализированный характер и основываться на проведенной специалистом предварительной оценке потребностей и индивидуальных особенностей субъекта. Несмотря на одинаковый диагноз, интеллектуально отсталые люди нуждаются в разных методиках терапии и их интенсивности.
На сегодняшний день приоритетом является разработка специальной системы поддержки людей с психическими патологиями, которая проектируются на основании индивидуального подхода к каждому субъекту. Для повышения общего качества жизни психически отсталых индивидуумов учитываются их желания, потребности, жизненный опыт, сильные стороны.
Согласно наблюдениям врачей-психиатров, в большинстве случаев больные олигофренией пребывают в относительно стабильном (непрогредиентном) состоянии. Ситуацию в худшую или лучшую сторону могут изменить внутренние и внешние факторы, играющие важную роль в динамике протекания патологии.
В случае легкой и умеренной интеллектуальной инвалидности, при условии своевременного и активного проведения воспитательных и медицинско-корректирующих мероприятий, больной может вести достаточно активную трудовую и общественную деятельность. Под влиянием терапевтических мероприятий, а также благодаря возрастной эволюции у них наблюдается уменьшение двигательной расторможенности, количества астенических состояний, периодов выраженного негативизма и пр.
Отрицательную динамику патологии могут спровоцировать такие дополнительные патогенетические процессы, как поражения коры головного мозга, алкоголизм, неблагоприятное социальное окружение, возрастные кризисы и т. п.
Диагноз «умственная отсталость»– далеко не приговор и не повод для того, чтобы полностью изолировать человека от общества. Современные медикаментозные и психологические методики дают возможность максимально купировать прогресс психического отклонения. Необходимо помнить, что большое значение для больных с патологией психики играет ближайшее окружение: такие люди крайне чувствительны и ранимы, поэтому нуждаются в помощи и поддержке близких.