Шизофрения – серьезное психическое заболевание, сопровождающееся бредом и галлюцинациями. Но среди людей, им страдающих, есть гении, и специалисты утверждают, что стать таковыми «помог» именно их недуг.
Грань между безумием и гениальностью очень условна. Благодаря необычному взгляду на жизнь и созданию собственных миров позволила ряду художников, которых сейчас мы называем великими, создать шедевры. При этом о наличии расстройства психики (шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, аутизма и др.) у некоторых из них специалисты по душевным болезням доказали лишь в наше время, детально изучив творчество известных мастеров кисти.
Посетители Третьяковской галереи надолго задерживаются у завораживающего полотна Александра Иванова (годы жизни 1806–1858 гг.) «Явление Христа народу» – единственной значимой в его творчестве. У психиатров он не наблюдался, но современники рассказали о странностях художника.
Прежде всего, Иванов время от времени запирался, не хотел никого видеть, питался только сваренными собственноручно крутыми яйцами и хлебом. Конечно, это могло быть и особенностями характера, нежеланием, чтобы ему мешали писать картины, и глубокой увлеченностью творчеством до такой степени, что не оставалось времени для нормального питания. Но также это очень напоминает бред и манию.
Исследователи обратили внимание на множество этюдов для «Явления» с изображением голых мальчиков. Количество таких рисунков явно превышает необходимое, хоть полотно действительно масштабное, со множеством персонажей. Психиатры, основываясь еще и на том, что у Иванова не было отношений с женщинами, предположили наличие латентного гомосексуализма.
Такие странности подкреплялись алкоголизмом, тоже дававшим свои плоды в виде неадекватного поведения. Скорее всего, со временем художник мог стать пациентом психиатрической клиники, если бы не внезапная смерть. Умер он от нервного потрясения, связанного с продажей его картины.
Создатель русской бытовой жанровой живописи, внесший огромный вклад в развитие критического реализма, прожил всего 37 лет. Из-под его кисти вышли такие замечательные картины, знакомые нам с детства, как «Вдовушки», «Сватовства майора», «Игроки», «Анкор, еще анкор!». Сильное напряжение глаз и ума во время работы, а перед мольбертом он проводил по много часов, сказалось на его душевном здоровье.
Находясь в тяжелом материальном положении, Федотов ходил по улицам и раздавал прохожим деньги. Он мог зайти в любой дом и начать свататься, заказать для себя гроб, пропасть и т. п. Сильные головные сопровождались припадками, галлюцинацией и бредом.
В конце концов, Федотов попал в психиатрическую лечебницу. В то время душевные болезни лечили кнутом – им и били больного. В 1852 году, находясь в клинике, он заболел плевритом и умер.
Современные психиатры, основываясь на симптоматике, поставили художнику диагноз «шизофрения». Они полагают, что Федотов мог рассчитывать на ремиссию, которая позволила бы ему продолжать полноценно творить еще некоторое время, но соматическое заболевание не дало это сделать.
Литовец Чюрленис родился в 1875 году и стал знаменитым при жизни, посвятив себя одновременно живописи и музыке. Будучи художником и композитором, в своих работах он объединял зрительное и слуховое восприятие, выражая его необычными красками и образами.
У Чюрлениса периодически возникали приступы шизофрении, которые вырывали его из обыденных рамок и позволяли воспроизводить собственный, ни на что не похожий, оригинальный мир, напоминающий сказку.
К своему психическому состоянию ни художник, ни его близкие, серьезно не относились и не принимали меры к лечению. Это привело к обострению заболевания, что потребовало госпитализации в частную психиатрическую клинику. Чюрленис пробыл там долгое время и умер в 1911 году.
Диагноз «шизотипическое расстройство» Павлу Филонову (1883 г.р.) был поставлен через много лет после его смерти от истощения в блокадном Ленинграде. Он создал аналитический метод – художественный стиль в живописи, который обосновывал теоретически, и даже имел учеников, обучая их своей манере. Психиатры утверждают, что именно шизофрения и стала основой появления этого направления.
Болезненное состояние психики Филонова, скорее всего, удавалось сглаживать его супруге. Она, будучи намного старше, окружила мужа материнской заботой, контролировала поведение, что гасило приступы болезни и не делало ее явной.
Чаще этого великого испанского художника называют коротко – Гойя, а его картины считаются бесспорными шедеврами. То, что он страдал многими заболеваниями, в том числе и психическими, тоже не вызывает сомнения.
Прежде всего, в юности Гойя (1746–1828 гг.) перенес заболевание ушей, приведшее к частичной глухоте. Потом у него был сифилис. Изучавшие его творчество специалисты говорят, что в своей работе художник постоянно использовал белую краску, которые назывались свинцовые белила, так как содержали свинец. Она вполне могла спровоцировать разные болезни, так как опасна для организма в целом и мозга в частности.
Тридцатилетний Гойя впал в продолжительную (10 лет) тяжелую депрессию, из-за которой почти ослеп и парализовался. Ему удалось постепенно нормализовать свое состояние, но через некоторое время приступ опять его настиг, приведя к полной глухоте.
Последние годы жизни гений провел во Франции, расписывая стены своего дома ужасными, устрашающими рисунками. На картине «Автопортрет с доктором Арьетой», которую он написал незадолго до кончины, видны размытые лица. Искусствоведы считают, что так он отобразил мучащие его кошмары.
По мнению современных медиков, Гойя страдал либо шизофренией, либо параноидальным расстройством, вызванными перенесенными за всю жизнь заболеваниями и губительным воздействием свинцовых белил.
Этот гениальный французско–нидерладский художник оказал огромное влияние на живопись 20 века, постоянно совершенствовался в ней. Он написал 2100 картин с подсолнухами, кипарисами, характерными звездами и т. д., но был признан психически больным еще при жизни. Многим Ван Гог известен благодаря «Автопортрету с отрезанным ухом и трубкой», причем ухо он отрезал себе сам.
Родившийся в 1853 году художник много раз лежал в специализированных клиниках, где наблюдался врачами, оставившими подробные записи о его состоянии. Психиатры не сомневались в душевной нестабильности такого пациента, но расходились в диагнозах: они утверждали, что это эпилепсия, другие – шизофрения, третьи – биполярное расстройство или пограничное расстройство личности, четвертые – психоз на фоне отказа от алкоголя. Специалисты продолжают спорить об этом до сих пор, но настаивают, что непосредственно в момент приступов он творчеством не занимался.
В 1890 году Ван Гог покинул психиатрическую лечебницу, где добровольно находился целый год, и через два месяца застрелился при обострении душевной болезни. Произошло это возле Овер-сюр-Уаз, французской деревушки, где он поселился.
Такой факт недавно опровергли исследователи, потратившие много лет на выяснение обстоятельств смерти мастера. Они выяснили, что его случайно смертельно ранил в поле местный подросток, который баловался с оружием рядом с местом, где Ван Гог работал над эскизом новой картины. С тяжелым ранением он прожил двое суток, но мальчика, которого хорошо знал, не выдал.
Камилла Клодель (1864-1943 гг.) больше прославилась как скульптор и связью с гениальным Огюстом Роденом. Он был для женщины не только любовником, но и учителем, патроном. Клодель, получившая признание при жизни, создала великолепные графические картины и очень чувственные скульптурные работы «Вальс», Волна», «Эпоха зрелости».
В 1905 году она, после уничтожения в паранойе многих своих работ, попадает в психиатрическую клинику, где ей диагностируют шизофрению. Там она и умирает в 1943 году, при этом за все тридцать лет родственники ее не навестили.
Исследователи считают, что Камилла была не опасна, ее редкие вспышки гнева никому из близких не грозили. Даже врачи периодически просили забрать женщину домой, но на это семья не пошла. По таким фактам был сделан вывод: необходимости в изоляции не было, а таким образом от нее избавился брат-художник, который ревновал более талантливую сестру из-за ее успеха.
Современная художница, страдающая шизофренией – шведка Майя Мякила. Она живет в Стокгольме и пишет ужасающие психоделией картины. Кто видел ее жуткие работы, утверждает, что на них страшно смотреть, но Майя говорит, что она показывает правду.
Манера творчества некоторых художников поражает необычностью и заставляет усомниться в их душевном здоровье.
К таковым можно отнести основоположника кубизма Пабло Пикассо и яркого представителя сюрреализма Сальвадора Дали. Их полотна настолько необычны и оригинальны, что кажутся плодом фантазии психически больного человека. Но никто не смеет называть их шизофрениками или приписать какое-либо сумасшествие.
Дали и Пикассо стали новаторами художественного искусства ХХ века, великолепными мастерами в полном рассудке. Эти удивительные личности просто были настолько талантливыми, что писали свои картины, находясь между реальностью и вымыслом. Именно такое пограничное состояние и позволило явить миру шедевры живописи.
Сейчас психиатры просят пациентов, больных шизофренией, рисовать. На основании таких работ специалисты могут лучше понять, как автор видит мир, что испытывает, насколько тонкая у него грань между явью и «потусторонним».
Картины больных шизофренией, многие из которых очень художественно одарены, поражают буйством красок и неординарностью сюжета. Они похожи на отражение страшных снов и фильмов ужасов, пугающих и непонятных. Такие рисунки отражают внутреннее состояние пациентов, чего они боятся, их эмоции по отношению к враждебному им окружающему миру.
Специалисты по душевным болезням отмечают у художников-шизофреников любовь к симметрии, отсутствие масштаба и перспективы. Такие исполнители изображают все неправдоподобно, схематично, штрихами. Их идеи несовместимы, фантастическое и реальное перемешано. Пустых мест больные не оставляют, обязательно их заполняют, постоянно исправляют мелкие детали. Обычно картины так и остаются незаконченными.
На помощь психиатрам пришли художники-авангардисты, примитивисты, сюрреалисты, также нестандартные в своем творчестве. В 1945 году они ввели термин «грубое искусство» или «ар брют» для жанра, в котором исполнены картины шизофреников. Тогда же появились свои классики в этом направлении и музеи, в которых выставлялись их работы.
Несомненно, психическое заболевание оказывает огромное влияние на форму и содержание картин людей, страдающих шизофренией. Ряд таких работы действительно заслуживает внимания публики и искусствоведов.