Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Легкая умственная отсталость у детей: особенности разных степеней умственной отсталости, причины, признаки, диагностика, воспитание и профилактика

По мере увеличения населения Земли люди все чаще подвергаются риску различных заболеваний. Одни из них рождаются у человека, другие приобретаются им в течение жизни. Кроме физических недугов, бывают и психические расстройства разной степени тяжести.

Легкая умственная отсталость у детей, например, является психологическим уклоном, вернее, его недоразвитием, позволяющим людям жить без социальной изоляции. Этот диагноз не приговор. Эти дети имеют возможность почувствовать себя полноправными членами общества.

Психические расстройства всегда вызывают страх и непонимание. Попробуем разобраться в истории этого заболевания и его нюансах. Действительно ли все так страшно, как кажется на первый взгляд?

 

Общие характеристики

Легкая умственная отсталость или редкое нарушение у детей является наиболее частым патологическим психическим расстройством при таких заболеваниях. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах как слабость. Но из-за социальной неприемлемости имя потеряло свое значение. Дети с этим диагнозом, несмотря на общественное предубеждение, имеют возможность в будущем вести самостоятельный образ жизни.

Качества и навыки, обычно присущие выявлению СДВГ:

  • Восприятие базовых компетенций по специальным программам обучения;
  • освоить навыки письма, чтения и счета на начальном уровне;
  • довольно хорошая механическая память;
  • специфические визуальные методы понимания информации;
  • приобрести определенные трудовые навыки;
  • Постепенный прогресс психологического развития.

Умственная отсталость влияет на формирование познавательных процессов, влияние логического мышления и мотивации. Со временем небольшие отклонения могут дать возможность хотя бы приобрести необходимые для жизни навыки, пусть и не на уровне сверстников.

Психическое и интеллектуальное недоразвитие может возникнуть из-за:

  1. Генетическая или генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробное нарушение развития плода под влиянием инфекции или травмы. Влияние токсических препаратов, принимаемых во время беременности.
  3. Травма во время родов, преждевременная патология центральной нервной системы.
  4. Приобретенная инфекция, действие которой направлено на разрушение клеток головного мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита.

Задержка роста может наблюдаться и в физическом развитии детей, проявляясь нарушением двигательной функции, деформацией черепа, изменением размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и тяжелой умственной отсталости у детей, в ряде случаев они могут присутствовать в легко изнурительном состоянии.

Другими словами, СДВГ — это состояние детского организма, при котором ему трудно успевать за новыми навыками и способностями, соответствующими его возрасту. Ребенку необходима коррекционная программа, после которой он сможет почувствовать себя полноправным членом общества.

Поведенческие характеристики

Поскольку у всех детей разный темперамент, стиль общения и поведение, может быть трудно визуально определить, является ли ребенок умственно отсталым, не говоря уже о раннем возрасте. Однако при более детальном изучении детских взаимоотношений все же можно заметить признаки психологической недоразвитости.

Это включает:

  • отсутствие интереса к животным, новым красочным предметам или игрушкам;
  • недостаточный контакт со сверстниками;
  • непонимание игровых требований;
  • отсутствие мотивации к интеллектуальному развитию, характерное для раннего детства;
  • повышенное стремление к физической активности, бесцельные игры;
  • выражение эмоций только с помощью примитивных реакций, неустойчивое психическое состояние;
  • проблемы с овладением навыками самообслуживания.

Дети с легкой умственной отсталостью в конечном итоге испытывают снижение концентрации внимания и трудности с фокусировкой своих мыслей в определенном направлении. Умственная деятельность замедляется, и дети становятся социально неуправляемыми. Дети быстро устают и не знают, что делать дальше.

Связь маленького человека с реальностью происходит через процесс слуха, зрения, зрения и так далее. Так как мозг не может их полноценно обработать, восприятие окружающего мира искажается.

Тип диагноза

Некоторые специалисты считают, что невозможно определить умственную отсталость как диагноз у детей до семи лет. Только после этого периода можно говорить о каких-либо отклонениях в развитии, ведь психика ребенка может сформироваться абсолютно непредсказуемо.

Периоды активного развития сменяются длительными паузами, и эти циклы могут периодически повторяться.

За помощью к специалистам следует обращаться при нарушениях в следующих областях:

  • память;
  • интеллект;
  • мышление;
  • эмоциональная зона;
  • когнитивные функции;
  • выражение воли;
  • координация и пластика движений;
  • способность фиксировать внимание.

Степень умственной отсталости диагностируется по трем критериям:

  1. Клинические проявления, на что указывает недостаточность центра головного мозга.
  2. Тяга к познавательной деятельности сохраняется при психологических барьерах.
  3. Уровень обучения низкий.

 Очень важным фактором при проведении диагностических процедур для определения СДВГ является осмотр глаз и рентгенологическое компьютерное томографическое сканирование головного мозга.
Офтальмологический осмотр может позволить выявить следующие сопутствующие заболевания на ранней стадии развития:

  • пигментный ретинит;
  • глаукома;
  • катаракта;
  • незначительные нарушения нейрооптических окончаний;
  • Ввнутричерепная гипертензия.

Томография помогает выявить скрытые отклонения в строении черепа, наличие внутричерепного давления, поражения головного мозга.

Как определить уровень развития

Дети с диагнозом инвалидность способны быстро адаптироваться к другим. Они могут посещать детский сад или начальную школу на общих условиях без особых планов. Конечно, особого успеха они вряд ли добьются, но иметь необходимый минимум знаний вполне возможно.

Однако психиатры все же рекомендуют обучать детей с легкой задержкой развития в специализированных учебных заведениях. Теперь их называют школой восьмого типа, и их учебная программа идеально соответствует этому уровню интеллекта.

Дети с легкой умственной отсталостью могут действовать без цели или мотивации. Его действия в основном вызваны:

  • подражать, копировать поведение;
  • отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость.
Многие родители опасаются отдавать детей с этим отклонением в спецшколы, мотивируя это тем, что детям лучше в спокойной домашней обстановке. Высказывая такие суждения, они успокаивают себя, лишая при этом ребенка возможности полноценно существовать в обществе.

Работа с умственно отсталыми детьми должна осуществляться специалистами совместно с родителями и должна быть направлена на активизацию основной нити интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение, привычки и склонности младенцев в различных ситуациях. На основании этих наблюдений определялся уровень развития.

Общее состояние ребенка

Непредставленная умственная отсталость может иметь незначительное влияние на физическое развитие. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями могут добиться успеха во многих дисциплинах упражнений. Работая в правильном направлении, вместо того, чтобы зацикливаться на недостатках, они смогут занять свое место в обществе.

Эмоциональный фон при СДВГ очень нестабилен, и детям сложно контролировать свои эмоции, а точнее переход из одного состояния в другое.

Он, в зависимости от своего возраста, испытывает разные ощущения:

  • радость;
  • счастье;
  • печальный;
  • Стимулировать;
  • гнев и т д.

Таким детям не хватает эмпатии, сопереживания и эмоционального понимания эмоций других. Они не могут думать о будущих событиях или их последствиях. Жизнь слабоумного ребенка происходит здесь и сейчас. Его не волнует, что будет завтра.

Такие дети слабы силой воли. Иными словами, он как бы соглашается на какое-то действие, но не может заставить себя это сделать, да и сам не может объяснить причины своих действий.

Формирование голосовых инструментов

Именно через языковые барьеры можно определить степень умственной отсталости ребенка. Простая форма предполагает достаточно большой словарный запас, хотя ее употребление нарушает смысловую нагрузку. Диалог состоит из коротких односложных фраз, которые ребенок чаще всего слышит в своем окружении. Это может быть просто по привычке, неуместное употребление отдельных слов и выражений.

Запоминание новых слов и определений должно сопровождаться визуальным или тактильным подтверждением. Однако пока это происходит медленно и не полностью.

Развитие речи находится в прямой зависимости от умственной отсталости ребенка. Легкая форма характеризуется неправильным произношением некоторых букв. Имеются дефекты речи, такие как:

  • дизартрия;
  • заикаться;
  • узловатый язык.

При таких проблемах наблюдается положительная динамика на занятиях с логопедом, но процесс восстановления очень сложный и длительный.

Уровень интеллекта

Коэффициент интеллектуального развития обычно составляет от 69 до 50 баллов. Это довольно много, а легкая умственная отсталость детей позволяет им иметь IQ от 49 до 35.

Юмор — большая проблема. Такие дети все воспринимают конкретно и буквально. Метафоры и афоризмы, которые собеседники используют в разговоре, — это просто слова, не имеющие для них смысла.

Основным признаком детей с СДВГ является отсутствие абстрактно-логического мышления. Это выражается:

  • не могу выделить основные и удалить ненужные;
  • неспособность классифицировать и обобщать;
  • оригинальное мышление.

Очень простые вопросы загоняют ребенка в тупик, а рассуждения практически лишены логики. Через повторяющиеся движения он может уловить закономерность и, по аналогии, продолжать думать. Однако малейшее отклонение от шаблона может вызвать затруднения.

Нарушение внимания и памяти

Все здоровые дети обладают смысловой и механической памятью. В состоянии умственной отсталости у детей вообще отсутствует смысловая память, в то время как механическая память развита хорошо.

Без семантической памяти было бы невозможно сделать следующее:

  • помнить суть;
  • резюме полученной информации;
  • повторите текст своими словами.

В то же время сформировавшаяся механическая память может удерживать большое количество информации, но поскольку это неосознанно, ребенок не может ею воспользоваться.

Чтобы хоть как-то развить смысловое восприятие информации, нужно терпеливо несколько раз объяснять малышу то, что он не может понять. Значительного прогресса в памяти можно добиться, наглядно показывая причинно-следственные связи объектов и действий. Ребенку с легкой умственной отсталостью гораздо легче запоминать простые и понятные вещи, чем ребенку, смысл и цель которого ему неизвестны.

Конкретное содержание образования

Важно найти правильный подход к ребенку с этим расстройством. Обычно это сделать несложно, ведь такие дети невинны, добры и сострадательны. Главная задача родителя – правильно расставить приоритеты в воспитании особенного ребенка.

Объем полученных здесь знаний отходит на второй план, и в приоритете должны быть совсем другие ценности:

  • создать в доме комфортную, благоприятную и спокойную обстановку;
  • стремиться к любви и пониманию;
  • Уделяйте много времени общению с ребенком;
  • Сформировать социально адаптированную личность и подготовить к самостоятельной жизни вне дома.

При правильных условиях такой ребенок успешно овладевает основами чтения, письма и счета, усваивает основные трудовые навыки. Они с удовольствием выполняют простые поручения, помогают по хозяйству и рукоделию.

Легкая отсталость, дружеские беседы с детьми, развивающие игры, чтение книг дадут хорошие результаты. Постоянное общение и систематическая интеллектуальная деятельность предохраняют мозг от дегенерации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Дети любят такие занятия и в конечном итоге сами проявляют инициативу.

Правильное поведение матери играет важную роль в развитии ребенка. Любой нормальный родитель испугается и начнет паниковать, обнаружив какое-либо отклонение у своего ребенка. Как вы понимаете, это не даст никаких результатов, поэтому лучшее решение – обратиться к специалисту. Коррекция морального состояния матери – залог благополучия плода.

Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то они должны приложить максимум усилий для поиска необходимых методов и приемов взаимодействия с его психикой. В любом случае нужна помощь специалиста: обучение и общение с другими.

Профилактика

Многих родителей интересует, на каком этапе развития их ребенка возникают сбои, приводящие к умственной отсталости. Можно ли это предотвратить?

К сожалению, единого ответа нет. Но для предупреждения прогрессирования психических расстройств необходимо ограничить влияние негативных факторов на следующих этапах:

  • до зачатия, т.е за три месяца до планируемой беременности;
  • весь репродуктивный период;
  • первый год ребенка после рождения.

Здесь очень важны образ жизни обоих родителей, вредные привычки, употребление алкоголя или наркотиков, так как попадание токсических веществ в кровь может вызвать генетические сбои в репродуктивных клетках. Такие нарушения неизбежно приводят к болезненному развитию детей.

Существует еще одна форма легкой умственной отсталости у детей, которая развивается в условиях повсеместной компьютеризации и всеобщей доступности гаджетов. Это на том же уровне, что и приобретенное пренебрежение обучением. В этом случае ответственность за умственную отсталость ребенка полностью ложится на родителей.

Мать дала ребенку телефон и показала, куда нажимать, считая, что выполнила свою воспитательную миссию. Ребенок, завороженный постоянно меняющимися картинками, дополняемыми звуками, не испытывает потребности в общении с себе подобными. Он просто не нужен. Со временем развиваются изменения в головном мозге, отвечающие за социальную адаптацию, поведение и восприятие информации. Исправить их бывает очень проблематично, а иногда и невозможно.

В целом, правильный образ жизни, здоровое питание и хороший сон во время беременности могут свести к минимуму риск рождения ребенка с умственной отсталостью. Но если это все-таки произойдет, внимательное отношение, забота и внимание, уделяемые малышу, сделают отклонение практически незаметным для окружающих.