Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Просим вас в случае признаков простуды воздержаться от посещения Центра.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Псевдобульбарная дизартрия: при каких условиях развивается, причины, лечение, прогноз

Неврологические расстройства чаще всего встречаются в раннем детстве. Не является исключением и псевдобульбарная дизартрия. Следует отметить, что данная патология стала достаточно распространенной, но не все знают причину такого сложного названия.

Описание болезни

Псевдобульбарная дизартрия — нарушение речи, вызванное параличом, поражающим мышцы суставов. Они чаще бывают гипотоническими — расслабленными, или гипертоническими — гипертоническими. Это связано с разрывом пирамидных путей и, таким образом, с нарушением влияния коры головного мозга на сегменты спинного мозга.

Нарушение связи между органами речи и центральной нервной системой может привести к дисфункции мышц, ответственных за звуковоспроизведение. Проблемы с моторными речевыми анализаторами возникают при двустороннем поражении кортико-ядерного пути, соединяющего ядра нервных окончаний в продолговатом мозге.

Проще говоря, это заболевание, при котором детский организм не в состоянии производить отдельные звуки или даже слова для адекватного выражения эмоций. Обычно это проявляется как:

  • говорить слишком быстро или слишком медленно;
  • неразборчивое произношение;
  • опускать окончания слов;
  • Произношение голоса искажено или заменено другим;
  • Неестественная малоподвижность мышц нижней части лица;
  • открытый рот
  • слюна выделяется непроизвольно.

Патология развивается при общих поражениях ЦНС различной степени тяжести, например, при детском церебральном параличе. Изменения у детей раннего возраста, в основном, со стороны сосания, жевания, нарушения глотания, нарушения дыхания. Это зависит от формы заболевания.

Характерным отличительным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является двустороннее паралитическое поражение языка, неба и мышц гортани. В результате движения, артикуляция и вокализация ограничены.

В некоторых случаях при двустороннем параличе одна сторона органа может быть повреждена больше, чем другая. Ряд непроизвольных движений иногда сохраняется, а случайные движения просто изымаются.

Причины развития

Нередко псевдобульбарная (или элиминативная) дизартрия развивается при органических поражениях головного мозга ребенка. Они могут возникать во время внутриутробного развития, родов или в раннем детстве.

Основная причина:

  1. Перинатальная патология. К ним относятся внутриутробная инфекция, гипоксия плода и асфиксия новорожденного. Дистоция может привести к хронической нехватке кислорода в мозге, что может привести к гибели нервных клеток. Для развития всех необходимых навыков и умений требуется значительное количество времени. Предпосылок к развитию псевдобульбарной дизартрии у недоношенных детей гораздо больше, чем у детей, рожденных в срок.
  2. родовая травма. В большинстве случаев он вызывает поражение всего головного мозга или отдельных структур. Среди них могут быть нервные окончания, ответственные за развитие дизартрии.
  3. Преждевременные роды или преждевременные роды.
  4. Резус-конфликт матери и ребенка.
  5. Гидроцефалия, поздний средний отит.
  6. Травматическое повреждение мозга. Они вызывают псевдобульбарную дизартрию не только у детей, но и у взрослых.
  7. Метастатические неврологические инфекции, такие как энцефалит, менингит. Эти нарушения вызывают необратимые изменения нервных связей и импульсов, а также не зависят от возраста больного.
  8. генетические факторы. Поскольку тип нервной системы передается по наследству, люди, чьи родители также страдают этим заболеванием, гораздо чаще страдают дизартрией.

Более половины всех случаев псевдобульбарной дизартрии приходится на детей с ДЦП. Оба заболевания имеют схожие причины.

Симптомы болезни

Считается, что признаки псевдобульбарной дизартрии представляют собой сочетание нескольких проявлений заболевания. Для этого вида неврологического расстройства характерно нарушение фонологической стороны речи – она сбивчивая, неразборчивая и ускоренная. Причина этого в том, что нервы, отвечающие за эту деятельность, парализованы или парализованы.

Чувствительность отдельных групп лицевых мышц теряется из-за поражения следующих пар нервов:

  • 5-й - передний управлять мимическими мышцами;
  • 7 — тройничный нерв. Диапазон его действия распространяется на большинство лицевых мышц;
  • 9 — языкоглоточный. Отвечает за основание и спинку языка, глотку, гортань и мягкое небо;
  • 10-й – странствующий. Его функция заключается в регулировании органов речи, дыхательной системы и диафрагмы;
  • 11 - Доп. Сфера действия – мышцы шеи, плечевого пояса;
  • 12 - Подъязычный. Контролирует слюноотделение, функцию челюсти, язычную связку и кончик языка.

Как у взрослых, так и у детей отличительным и основным признаком устранения дизартрии является нарушение речи. Вне зависимости от стадии заболевания мимика больного нарушена.

Кроме того, могут возникать некоторые сопутствующие симптомы:

  • отсутствие плавных движений лица и общей моторики;
  • общее дрожание языка или рта;
  • супер растворимый;
  • псевдоскан;
  • язык повернут набок;
  • носовой;
  • спазмы голосовых связок;
  • гипертонус задней стенки глотки;
  • нарушение глотательного и сосательного рефлексов;
  • движения и речь, как правило, замедлены

В каждом случае симптоматика имеет свое личное направление, которое в свою очередь зависит от многих причин. К ним относятся темперамент ребенка, окружающая среда и генетика.

Разновидности и их производительность

Помимо нескольких видов дизартрии, псевдобульбарные расстройства встречаются в следующих формах:

Гемиплегия

Характеризуется гипотонией речевой и общей скелетной мускулатуры. Увеличение высоты тона можно наблюдать при произвольных движениях.

Паралитические изменения распространяются на мягкое небо, губы и мышцы языка. Изменения положения тела могут вызвать затруднения и значительно замедлить темп.

Движения суставного аппарата не синхронизированы с дыханием. Часто наблюдается обильное слюнотечение или сцепка. Если звук громкий, то он быстро затихает и становится слабым, монотонным, гнусавым.

Произношение голоса расплывчатое, расплывчатое. Сосательный и жевательный рефлексы чаще всего нарушены, но не на критическом уровне.

Спазматическая

Характеризуется гипермобильностью мышц гортани и губ, спастическим параличом языка, нарушением тонуса мягкого неба. Речь монотонная, гнусавая. Удержание и изменение положения артикуляции может вызвать трудности, часто с бесшумной артикуляцией.

Мышцы речи находятся в постоянном напряжении, обусловленном спазмами губных и язычных мышц. Сосание и глотание могут вызывать определенные проблемы, нерегулярное дыхание и слабое выражение лица. Время выдоха короткое, и речь можно вдохнуть.

При проявлении спастичности ребенок не может удержать ритм разговора, поэтому намеренно использует короткие фразы или отдельные слова. Смысл речи сохраняется, но с меньшей разборчивостью в зависимости от речевых данных.

Смешанная

Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия. Сложность заболевания заключается в том, что соседние группы мышц находятся в разной степени напряжения. Например, наблюдается повышенное напряжение щек и губ и недостаточное напряжение мышц языка.

Анартрия

Наиболее тяжелой формой является анартрия, для которой характерно глубокое поражение мышц и полное отсутствие произвольной моторики органов речи и артикуляции.

Лицо ребенка с этим расстройством похоже на маску с открытым ртом. Язык упирается в дно рта и не двигается, а движения губ резко ограничены. Затрудненное жевание и глотание. Внятного языка нет вообще, а иногда младенцы издают отдельные звуки.

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются такие проявления, как снижение функции мышц языка, гиперсаливация, поперхивание. Различные признаки этих нарушений можно наблюдать на первом году жизни ребенка. Со временем появляются и другие симптомы. Во время речевой деятельности нарушается произношение громких, свистящих, шипящих. Эти проявления характерны для всех форм заболевания.

Функции

Наиболее часто встречается среднетяжелая стрептококковая дизартрия. Однако он более правильный, чем другие его виды.

Дети на этой стадии дизартрии не в состоянии воспроизвести следующие, казалось бы, простые движения:

  • выпуклые щеки;
  • растяжка губ;
  • поверните кончик языка в сторону или вверх;
  • Сомкните губы и задержитесь в этом положении.

При произношении ребенок непроизвольно заменяет звонкие согласные на глухие. В результате речь становится невнятной и нечленораздельной. Мышцы, нарушающие голосовые связки, придают артикуляции характерный сдавленный звук.

Со временем ребенок начинает стесняться своих формулировок, видит, что окружающие его не понимают, и постоянно пытается его поправить. В результате он изолировался, стал замкнутым, максимально ограничил общение со сверстниками и взрослыми.

При псевдобульбарной дизартрии нередко отмечается нарушение общей моторики, особенно поражается дифференцированная мелкая моторика кисти.

Метод лечения

Поскольку устранение дизартрии является неврологической проблемой, требуется помощь невролога. Хотя логопеды тоже активно участвуют в лечебном процессе. Были проведены неврологические тесты, результаты которых послужили основанием для дальнейшего изучения анамнеза.

Для того чтобы точно диагностировать заболевание, потребуется пройти следующие анализы:

  • МРТ или эхо-исследования головного мозга;
  • электронейрограмма;
  • ЭМГ;
  • ЭЭГ;
  • Трансканальная магнитная стимуляция.

Магнитно-резонансная томография головного мозга позволяет выявить повреждения его структур, наличие опухолей или воспалительных процессов. Остальные исследования помогают определить степень поражения, подобрать правильное и наиболее эффективное лечение.

Правильно подобранная индивидуальная терапия может позволить получить положительную динамику в развитии заболевания.

Лечение псевдобульбарной дизартрии определяет невролог или психоневролог совместно с логопедом. В зависимости от вида и стадии заболевания используют следующее:

  • коррекция с помощью логопедических методик;
  • лечение;
  • занятия массажем;
  • лечебная физкультура;
  • дыхательные упражнения.

Проявления дизартрии если и не исчезают полностью, то контролируемы и практически незаметны. Действие препарата направлено на уменьшение симптомов и общего состояния больного.

Прогноз

Дети с полезными словесными задачками всегда были и остаются причиной насмешек со стороны сверстников. Поэтому, чтобы не усложнять жизнь ребенку и себе, следует как можно раньше выявить причину поражения органа речи. По мере физического и умственного развития ребенка формируется форма общения. Если взрослый член семьи понимает его, не комментирует и не обращается за помощью к специалисту, ребенок может быть уверен, что произносит его правильно, даже если это не так.

Обнаружение в раннем возрасте псевдобульбарной дизартрии позволяет правильно разработать лечение и не допустить прогрессирования заболевания. При наличии современных интерактивных методов терапии у всех детей есть шанс на выздоровление.

Занятия логопеда проходят в форме увлекательных игр. Когда ребенок начинает произносить ту или иную букву или их сочетание, он сам этого не замечает.

Однако положительная динамика наблюдается не всегда. При тяжелых формах детского церебрального паралича лечение не дает должного эффекта.

В целом прогноз при этом заболевании не очень оптимистичен. Полностью восстановить чувствительность нервных окончаний практически невозможно. Людям с псевдобульбарной дизартрией просто необходимо научиться жить со своим заболеванием.