Согласно всемирным статистическим данным, первое место среди фобий занимает танатофобия – страх смерти. Но вы, наверное, удивитесь, узнав, что второе место принадлежит глоссофобии или пейрафобии. Это расстройство определяется как боязнь публичных выступлений и входит в более обширное понятие «логофобия». Последнее выражается в патологическом страхе речи.
Помимо пейрафобии сюда включается:
Логофобия у отдельных специалистов отождествляется с понятием пейрафобии, то есть также характеризуется как страх выступления перед публикой.
Каждый человек в своей жизни имел опыт работы с аудиторией. В школе – отвечая у доски, на работе – выступая с докладами. Испытывать некоторое волнение в предвкушении такого события – это нормально. Даже те, для кого подобная практика является привычным делом, просто обязаны проявлять некоторые переживания в хорошем смысле. Волнение заставляет оратора мобилизовать силы, внимание, тщательнее готовить доклад, продумывать каждую деталь своего повествования.
Когда же человек переходит непосредственно к выступлению, весь страх куда-то улетучивается. Докладчик забывает о недавних сомнениях, с головой погружается в излагаемую тему. В итоге он с успехом доносит свою мысль до аудитории.
Когда у спикера незадолго до предстоящего общения с публикой беспокойство отсутствует напрочь, нельзя сказать, что это хороший знак. В таком случае велика вероятность того, что оратор отнесется халатно к предстоящему событию. В докладе образуются белые пятна, что снижает степень понимания сказанного у слушателей. В итоге речь выступающего не будет иметь успеха среди слушателей.
Проще говоря, все хорошо в меру. Легкое беспокойство все-таки должно присутствовать. О фобии говорят в том случае, если волнение переходит за грани допустимого, становится столь интенсивным, что мешает оратору успешно приступить к выполнению своей миссии. К тому же, глоссофобия практически всегда имеет отдаленные негативные последствия.
Пейрафобией страдает 95% населения. Она характеризуется непреодолимым страхом выступлений перед скоплением людей. Причем неважно, какого масштаба эти скопления: небольшой рабочий коллектив или огромные концертные залы. Кстати, у людей артистических профессий также встречается подобная фобия.
У глоссофоба предвестники расстройства проявляются за несколько дней до предстоящего выступления. Появляется тошнотворное чувство тревоги. Рождаются необоснованные сомнения по поводу выступления, уверенность в том, что событие не увенчается успехом. В представлении «мученика» рождается картина, как присутствующие насмехаются над ним, тычут пальцем, забрасывают гнилыми помидорами, свистят.
У больного развивается бессонница. Он не в состоянии есть, заниматься другой деятельностью, его сознание целиком и полностью захвачено мыслью о предстоящем выступлении. Наверняка этого человека сопровождают головные боли, может повышаться артериальное давление.
Сам момент выступления становится настоящим адом для горе-оратора. Больного охватывает ступор. Он стоит недвижимо перед публикой, не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой. Жесты фоба становятся неестественными. Человек неуклюже размахивает руками, задевая рядом стоящие предметы. Если это доклад, требующий манипуляции с бумагами, листы разлетаются во все стороны, путаются так, что выступающий затрудняется разобраться, где начало, где конец.
Мимика оратора отличается странностями. Улыбка – неуместная, неадекватная. Возможен даже неудержимый смех.
Часто пейрафобия провоцирует нервный тик. Лицо пронзает мышечная судорога, из-за чего начинает неистово дергаться глаз, или верхняя губа саркастически вздергивается.
Глоссофоб настолько нервничает, переживает, что его сердце заметно ускоряет свою деятельность. Больной покрывается холодным потом. Лицо краснеет или, наоборот, становится бледным. Развивается ужасное чувство жажды, до рези в горле. Кажется, что язык прилип к небу и отлепить его очень сложно.
Чрезмерное волнение вызывает спутанность речи. Она становится сбивчивой, несвязной. Вместо нужного слова человек извергает какую-то чушь, спотыкается на каждом слове или забывает, что должен сказать. В целом, картина повествования получается некрасивой, скучной и нелогичной.
Изменяется характер голоса. Становится слишком тихим или, наоборот, чересчур звонким, переходящим в крик. В голосе появляется дрожь.
Из других речевых нарушений встречается логоневроз или мутизм.
Логоневроз или заикание проявляется у глоссофоба исключительно во время выступления. Вне данного события человек беспрепятственно общается, но стоит ему попасть в общество слушателей, заикание возобновляется.
Мутизм – отсутствие речи при сохранении способности к речевой активности и понимания слов окружающих. Иными словами, несостоявшийся оратор застывает перед публикой в гробовом молчании, неспособный произнести ни слова. Обращенные к нему реплики понимает, но ничего не комментирует, просто молчит.
Крайней степенью расстройства становится развитие панической атаки. Больные испытывают чувство страха, начинают задыхаться, могут бесцельно бегать или застыть в ступоре, теряют сознание. Возможно непроизвольное мочеиспускание.
Чтобы предотвратить появление неприятных ощущений, глоссофоб старается избегать публичного исполнения.
Этиология расстройства включает в себя несколько факторов: наследственность и социальные аспекты.
Фобию провоцируют особенности характера и темперамента, наследуемые человеком от родителей. В этом случае играют роль такие черты как:
Перфекционизм – еще одна причина, провоцирующая развитие расстройства. Стремление к идеалу заставляет человека переживать по поводу малейшей возможной неудачи. Это провоцирует повышенную тревожность, что и приводит к нежеланному ступору во время выступлений.
Стоит отметить, что такая черта, как перфекционизм, зарождается у детей в ответ на неадекватное воспитание родителей. Взрослые предъявляют к детям завышенные требования, учат во всем быть первыми, лучшими. В итоге малейшая неудача способна вызвать страх быть осмеянным, неуверенность в своих силах.
Другая нежелательная модель воспитания, провоцирующая фобию – повышенный контроль и деспотичность. Родители постоянно критикуют ребенка, ограничивают его свободу, мешают самовыражаться, устанавливают запреты, порой неуместные, запугивают и подавляют. В итоге из такого ребенка вырастает неуверенный в себе взрослый человек, который предпочитает оставаться в тени, на вторых ролях. Представьте, каково такому индивиду оказаться перед группой людей, пусть даже небольшой, и еще что-то им излагать. Естественно, это вызовет у него массу негативных эмоций.
Другая причина формирования расстройства – переживание негативного опыта публичных выступлений. Часто такое происходит в подростковом возрасте, когда школьник подвергся насмешкам и издевательствам сверстников. Негативный отпечаток также оставляет непрофессиональный подход преподавателей, в грубой форме критикующих доклады школьников.
Глоссофобия также может проявляться в тех случаях, когда человек оказался неподготовленным к выступлению. Он не владеет достаточной информацией по теме доклада или лишен опыта публичных высказываний.
Люди, страдающие речевыми расстройствами, в силу своего дефекта, также испытывают страх, неловкость перед общением с массой людей.
Удивительно, но глоссофобия – это не только болезнь школьников или менеджеров. Ею также страдают и публичные личности: актеры, певцы, музыканты.
Фаина Раневская была подвержена приступам пейрафобии. Как-то ей довелось испытать его во время спектакля. Актриса вышла на сцену спустя 8 месяцев актерского бездействия. Ролью она была недовольна, считала ее противной, к тому же сама плохо к ней подготовилась. В итоге Раневская так описала свое состояние на сцене: «Я была растерянной и испуганной. Перепутала текст. Тело у меня все сотрясалось от нервной дрожи». По словам актрисы, она испытала неимоверное потрясение и находилась в состоянии шока.
Считается, что глоссофобия способна развиться у творческих личностей при смене сценической обстановки. К примеру, раньше балерина была примой презентабельного театра и вдруг ей приходится перейти в труппу небольшого городка рядовой танцовщицей. По актерским законам такая метаморфоза не должна ввести в ступор профессионала. Главное, делать качественно свою работу. Но в других случаях испытанное разочарование, раздражение, нервное перенапряжение запускают патологический механизм.
Если глоссофобия имеет легкую или среднюю степень выраженности, больному следует задуматься о том, как побороть расстройство самостоятельно.
Существует ряд действенных рекомендаций. В большинстве случаев они дают довольно хороший результат:
Когда глоссофобия становится невыносимой, отравляя жизнь ее носителю, расстройство необходимо лечить с помощью специалистов. В этом случае прибегают к помощи психотерапии.
Лечение включает несколько этапов:
В терапии глоссофобии особо действенным считается метод поведенческой терапии с погружением больного в пугающую ситуацию. То есть глоссофоба привлекают к работе с публикой. Но подобный способ терапии должен проходить под четким контролем психотерапевта, чтобы предотвратить усугубление фобии. Специалист не просто заставляет клиента предстать перед скоплением народа. Он обучает пациента правилам рационального поведения в подобных ситуациях. Применяя их, больной постепенно избавляется от страха аудитории и осваивает способы свободного, конструктивного поведения.
Групповая психотерапия оказывает положительный эффект в избавлении от расстройства. Пациент осознает, что он такой не один. Когда больной чувствует взаимную поддержку от таких же, как он, это внушает ему еще больше сил и уверенности.
Лечение особо тяжелых случаев пейрафобии у взрослых проводят с помощью гипноза. Этот способ применяют, когда другие методы психотерапии не дают должного результата. Во время гипнотического сеанса от пациента не требуют никаких осознанных усилий. Его вводят в состояние транса, и вся дальнейшая работа ложится на плечи психотерапевта.
У детей страх публичных выступлений случается не менее часто, чем у взрослых. Для маленьких пациентов имеются отдельные способы терапии. Для начала родители должны попробовать самостоятельно помочь своему чаду преодолеть проблему. Один из вариантов – просмотр наглядных примеров, в частности, мультиков. В качестве примера можно предложить мультипликационный мюзикл «Зверопой». В нем звери устраивают вокальный конкурс, в котором каждый может принять участие. Мультфильм учит верить в себя и откидывать сковывающие страхи.
Из традиционных методов психотерапии для ребенка применяют игротерапию. Она позволяет в ненавязчивой форме, постепенно подтолкнуть детей к открытому, беспрепятственному общению.
Глоссофобия, бесспорно, нуждается в терапии. Иначе она грозит больному неприятными последствиями. Из-за своего смущения и страха человек не способен продвигаться по карьерной лестнице, может вовсе лишиться работы. Из-за неудач самооценка приближается к нулю. В итоге глоссофоб старается ограничивать любые контакты, доводя себя до полной социальной изоляции, а как известно, человек не способен существовать вне социума.