Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Иерофобия

Существуют фобии распространенные и не очень, некоторые из них вызывают удивление, другие – сочувствие. Но есть среди них и такие, что кажутся довольно странными. К таковым относится иерофобия или гиерофобия (от др. греч. hieros, то есть «священный») – страх ситуаций, предметов, людей, напрямую связанных с религией. Как правило, основная часть страдающих такой боязнью живет в обществе, исповедующем христианство, но также (в меньшей степени), встречаются в мусульманских и буддистских.

Другие названия такого иррационального страха агиофобия (гр. hagios – «святой»), и гадиофобия.

Своеобразная боязнь

Фобия – это навязчивый страх, то есть, не имеющий ни смысла, ни повода. Страдающий им человек осознает, что его мысли и действия в конкретных ситуациях иррациональны, но ничего сделать не может.

Иерофобов пугает все, что имеет отношение к культу: атрибуты, здания, священнослужители, ритуалы. Странная вещь: как правило, это глубоко верующие люди, поэтому для них такой страх представляет особую проблему, приносит страдание. Считается, что они по какой-то причине, скорее всего, весьма болезненной, отторгают какие-либо религиозные образы и обряды. Многие из них стараются скрыть такую боязнь, так как опасаются осуждения и кары за богохульство.

Говоря о наказании, можно вспомнить, что в стародавние времена (и в некоторых церковных кругах до сих пор), подобная боязнь воспринималась как одержимость дьяволом. Изгоняли бесов разными способами, часто весьма болезненными. В некоторых случаях экзорцизм, то есть обряд избавления от демонов, заканчивался весьма плачевно для того, в ком они якобы поселились.

Причины

Точных поводов к развитию агиофобии, как и любого другого иррационального страха, вряд ли кто-то назовет, но специалисты предполагают, что это могут быть травмирующие события в детстве. Так, ребенок может быть впечатлен отпеванием близкого человека в церкви. Малыш еще толком не понимает, что произошло, но особая атмосфера, скорбь окружающих может напугать его, отложиться в памяти, а потом ассоциироваться именно с таким местом. Оно для него в будущем всегда будет символизировать смерть.

Эмоциональное потрясение, которое ребенок пережил при виде безжизненного тела и его погребением, сливается в его сознании с сопутствующей религиозной атрибутикой, служителями культа. При встрече с этим он опять будет испытывать тот ужас, который пережил в тот день.

К слову, в былые времена детей до семи на похороны обычно не брали из суеверия. Сейчас такой обычай объясняется с научной точки зрения: до этого времени их психика слабая, не сформирована полностью, поэтому ее развитию можно нанести большой ущерб мрачностью и тяжестью обстановки.

Отдельно стоит упомянуть о вкладе в формирование гиерофобии фанатично религиозных родителей с особо трепетным отношением ко всему, что относится к вере. Когда они первый раз приводят свое чадо в церковь, он еще маленький и быстро устает, со скуки начинает крутиться. Родители сразу его одергивают и делают такое внушение (вплоть до шлепка), которое хорошо запоминается.

У ребенка остается негативное впечатление о религиозном обряде, в котором он участвовал или наблюдал со стороны, не осознавая, что именно происходит. Его испугал священник, одетый не как все, протяжно говорящий или поющий, молящиеся люди, их поведение, запах ладана и т. д.

Богобоязненные родственники могут наказывать ребенка, иногда весьма сурово, за то, что он неправильно ведет себя в храме, разговаривает во время службы, не хочет креститься и носить нательный крест, соблюдать пост и т. д. Такая агрессия, моральное и физическое давление делает свое дело: в ребенке зарождается страх ко всему религиозному.

Развитие иерофобии может быть связано:

  • мистикой. Излишне впечатлительные прихожане, наслушавшись рассказов священников о демонах и ангелах, о том, что каждый религиозный предмет наделен особой силой и может воздействовать на потусторонние силы (и людей), будут бояться такой атрибутики. К мистической составляющей можно отнести многочисленные книги и фильмы на эту тему – некоторые из них действительно очень яркие и могут серьезно повлиять на психику людей;
  • боязнью неизбежного божеского наказания за проступок, за грех;
  • незнание правил поведения в храме вызывает опасение сделать там что-то возмутительное.  

Симптомы

Физические проявления иррационального страха священного ничем не отличается от того, что происходит с человеком, имеющим любую другую фобию, при встрече с раздражающим объектом. На него стремительно накатывается ужас, ему кажется, что он сходит с ума, параллельно испытывая следующие ощущения:

  • сильно колотится сердце, буквально выпрыгивает из груди;
  • дыхание сбивается, спазмы в горле вызывают удушье;
  • оцепенение, слабость в теле;
  • полуобморочное состояние;
  • головокружение;
  • дрожание;
  • холодный пот;
  • проблемы с желудком;
  • тошнота;
  • невозможность управлять телом.

Конечно, все это происходит не сразу – каждому человеку свойственны определенные симптомы.

Иерофоб старается любыми путями избежать «опасной» ситуации или предмета: он десятой дорогой обходит храмы, священников и т. д. Такой человек всячески пытается скрыть свою проблему, так как считает такой страх стыдным и неправильно понятым (возвращаемся к старинным поверьям об одержимости и «новомодному» сатанизму, распиаренному кинофильмами). Но в любом случае от фобии нужно избавляться, так как она причиняет дискомфорт и может лишить многих радостей жизни.

Что предпринять

Психологи настаивают: чтобы индивид перестал панически бояться стрессовых ситуаций и безобидных предметов, к последним нужно привыкать постепенно, «подружиться» с ними. Больной сам должен хотеть избавиться от своей фобии, построить доверительные отношения со специалистом, слушать его, отвечать на вопросы, выполнять задания.

Прежде всего, психологу необходимо выяснить, что же стало отправной точкой для формирования иерофобии, и уже отталкиваться от этого в своей работе. У него есть психотерапевтические и другие методы, помогающие вытеснить негативную доминанту из подсознания и внедрить позитивные мысли.

Специалисту также нужно доказать, что никакой опасности на самом деле не существует, продемонстрировав это наглядно. Так, он может сначала предложить рассмотреть религиозные атрибуты и строения не с точки зрения культа, а великолепных произведений искусства, над которыми трудились лучшие мастера. Это могут быть изображения икон, чаш, соборов, скульптур и т. д.

Психолог предлагает послушать запись звона колоколов, отмечая, насколько это прекрасно звучит. Он может рассказать о том, какое сильное значение имеет произнесенная в церкви молитва – для примера приводятся реальные случаи.

Далее приходит черед практики, в которой часто задействуют близких гиерофобу людей. В удобный день они отправляются в музей, где собраны предметы религиозного предназначения, имеющие историческую ценность. В процессе осмотра экспозиции они обсуждают тонкость работы, использованные материалы, мастерство исполнителя, игру красок, блеск камней и другие особенности поистине шедевров мировой культуры.

После нескольких таких посещений специалист, побеседовав с пациентом и убедившись, что его страх не такой острый, как раньше, советует помогающему ему родственнику посетить храм. Для этого нужно выбрать погожий денек. Сразу заходить внутрь церкви не нужно, лучше прогуляться рядом и вокруг здания, полюбоваться и обсудить его архитектуру. Если есть какие-то интересные сведения об истории этого места, то можно поговорить и об этом.

Потом спутник больного исподволь предлагает зайти внутрь церкви, но если получает отказ, то насильно заводить не стоит – нужно дождаться добровольного желания. Рано или поздно такое решение будет принято.

В храме нельзя давать иерофобу сосредотачиваться на пугающих его мыслях. Отвлекать его нужно тем же обсуждением убранства, делая упор на эстетику места, отмечать его благодатность и спокойствие, успокоительное воздействие тишины и запаха ладана. Неплохо будет поговорить со священником на какую-либо важную для больного тему – это его заинтересует и понравится.

Если психолог считает, что родственник с задачей не справится или случай фобии очень тяжелый, то он сам играет роль спутника. Это правильный шаг – в этом случае специалист убеждается, что уверенность и решительность в избавлении от страха, которую пациент демонстрирует в кабинете, никуда не улетучивается на месте.

Терапию можно считать успешно завершившейся, когда человек полностью изменит свое отношение к тому, что раньше сильно его пугало. Если он воспринимает это как обычное проявление человеческой жизни, то значит, что с ним теперь все в порядке.