Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Просим вас в случае признаков простуды воздержаться от посещения Центра.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Кейрофобия

В этой статье мы поговорим об иррациональном узконаправленном страхе, который можно назвать устаревшим – кейрорфобии. Это боязнь цирюльников или брадобреев, позже – парикмахеров, порезать клиента при бритье или стрижке (κείρω с греческого переводится как «подстригать).

Дело в том, что раньше брили большими и очень острыми опасными бритвами, которыми действительно при малейшем неловком движении можно было нанести серьезную травму клиенту и иметь после этого крупные неприятности. Сейчас такой угрозы нет, так как существуют более удобные инструменты, исключающие упомянутые риски. Поэтому и данная специфическая фобия изжила себя. Так что наш рассказ будет касаться прошлой работы парикмахеров и ее нюансов.

История бритвы

Начинать надо с того момента, когда мужчины начали брить растительность на лице. Скорее всего, произошло это в доисторические времена, о чем свидетельствуют наскальные рисунки.

Существует предположения, что мужчины избавлялись от бород с помощью зубов животных, кремниевых скребков, раковин моллюсков и глины – ею мазали волосы, и когда она засыхала, то с треском отдирали. Все эти способы были весьма болезненными, но зато действенными.

Шумеры и египтяне, согласно теории, пользовались в этих целях ножами из кремния, а потом последние перешли на медные, бронзовые и железные. К этому дало толчок развитие металлургии.

В 1100 году до нашей эры появился прообраз опасной бритвы с одним лезвием и ручкой, которая впоследствии и стала причиной кейрофобии. Но изобретение, сделанное в 1895 году Кингом Жиллетом, приблизило их конец. Он придумал зажимать заточенное лезвие в держателе, выполняющем роль ручки. Понадобилось несколько лет для доработки, и в 1903 году безопасные бритвы начали свое триумфальное шествие, постепенно загоняя гвозди в крышку гроба боязни порезать клиента.

О цирюльниках

Цирюльниками в Европе (Средние века) называли банщиков, способных оказать врачебную помощь. В XII в каждом городе работала баня, где такой лекарь предлагал свои услуги:

  • массаж;
  • мытье;
  • перевязку ран;
  • удаление зубов;
  • вправление вывихов;
  • лечение переломов.

Никакими профессиональными знаниями он, конечно, не обладал, но практики, а с ним и опыта, у него было хоть отбавляй. 

Но главными занятиями цирюльников были бритье, стрижка и кровопускание. На этом, за исключением последнего, они и стали специализироваться, перебравшись из бань в специальные лавки в XVII веке.

И в Западной Европе, и в Российской империи цирюльню, в которую ходили только мужчины, можно было увидеть издалека: вывеску часто заменял висящие над входом ножницы, блестящий таз, гребень. Это заведение было своеобразным клубом, куда горожане ходили поделиться сплетнями и новостями.

Процедура бритья – это была церемония, не менявшаяся веками. Цирюльник наливал в таз кипяток, всыпал мыльную стружку, которую взбивал в пену и наносил на лицо клиента. Далее осуществлялась правка опасной бритвы и, собственно, сам процесс.

Конечно, никакой особой гигиеной здесь не занимались, мыло вызывало сухость кожи, а инструмент становился разносчиком болезней, но сюда приходило всегда много людей. Это их особо не страшило, а за порез цирюльник все-таки отхватывал, поэтому некоторые так и боялись этого (а может и вида крови, которой было обычно много).

Сейчас многие мужчины посещают заведение с иностранным названием «барбершоп» (от слова «барба» – борода). Это клуб исключительно для мужчин, куда дамам вход заказан. Клиента здесь не просто постригут и красиво оформят бороду, но и он хорошо проведет здесь время в разговорах.

Страхи современных парикмахеров

Чувство тревоги и волнения свойственно начинающим мастерам. Это вполне нормально, так как включается защитный механизм, предохраняющий человека от ошибок. Но такое состояние мешает работать, и поэтому с ней нужно бороться. Вот несколько советов профессионалов:

Преодолей страх

Закончившие курсы парикмахеров боятся клиентов:

  • плохо постричь;
  • неправильно понять;
  • случайно дернуть волосы расческой;
  • испортить волосы краской;
  • поранить машинкой (все-таки и ею тоже);
  • общаться.

Это вполне понятно: новичок боится ответственности, дает отчет в своей неопытности, понимает, что результат работы может получиться совсем не таким, каким ожидается и самим мастером, и клиентом.

Выход из этой ситуации один: страх нужно преодолеть. Поймите, что к вам пришел человек, а не монстр – он ждет от вас положительных эмоций, помощи в приведении себя в порядок. Почувствуйте себя волшебником, способным сделать клиента красивым и довольным. Правильно будет объяснить ему, что вы делаете первые шаги в профессии, очень стараетесь, поэтому работать будете медленно. Если клиента это не устраивает, он просто уйдет.

Вам же надо, параллельно с приобретением профессионального опыта, получить консультацию психолога. Он научит вас преодолевать страх, настраивать себя на положительный лад, создавать хорошие отношения с клиентом и коллегами, умению урегулировать конфликты, быть позитивным.

Создание атмосферы

Создание на рабочем месте благожелательной обстановки – половина успеха дела. Мастер, как хозяин дома, должен обеспечить клиенту как гостю, комфортное пребывание в салоне. Новички, к сожалению, об этом не задумываются, боятся сказать лишнее слово, зажимаются. Между тем это совершенно неправильная тактика.

Парикмахер должен уметь располагать к себе людей, искренне улыбаться им, не быть хмурым или печальным. Благодаря этому у вас завяжется разговор, а за общением и работа будет лучше продвигаться.  

Нельзя забывать спросить клиента о его желании, задавать уточняющие вопросы о бритье и стрижке (длине волос, объеме затылка, размере виска и т. д.) – это исключит возможность ошибки.

Нельзя забывать и о комплиментах! Посетителю будет приятно их слышать, а вам – их говорить, ведь вы приложили руку к красоте собеседника.

Где искать клиентов

Для начала это будут друзья, родственники, соседи – напоминайте им постоянно, какую специальность вы получили. Просите их рекомендовать себя. Потом распространителем станет «сарафанное радио», социальные сети.

Большая клиентская база быстро не собирается, но со временем, при условии успешности вашей работы, она будет разрастаться.

Постоянно учиться

Дебютанты, оттачивающие мастерство и много трудящиеся, забывают о профессиональном совершенствовании. Они набивают руку на нескольких операциях и успокаиваются. Это очень плохо: нужно обновлять знания и умения постоянно.

Посещение семинаров, курсов, мастер-классов позволит освоить новые технологии, тренды и инструментарий. На этом нельзя экономить: повышение уровня мастерства – обязательное условие успешности.

Первые шаги трудны во всем. Но нужно упорно трудиться, говорить себе: я не боюсь, все преодолею, все смогу и стану отличным, популярным мастером. И верьте: у вас все получится!