Псевдобульбарная дизартрия — нарушение речи, вызванное параличом, поражающим мышцы суставов. Они чаще бывают гипотоническими — расслабленными, или гипертоническими — гипертоническими. Это связано с разрывом пирамидных путей и, таким образом, с нарушением влияния коры головного мозга на сегменты спинного мозга.
Нарушение связи между органами речи и центральной нервной системой может привести к дисфункции мышц, ответственных за звуковоспроизведение. Проблемы с моторными речевыми анализаторами возникают при двустороннем поражении кортико-ядерного пути, соединяющего ядра нервных окончаний в продолговатом мозге.
Проще говоря, это заболевание, при котором детский организм не в состоянии производить отдельные звуки или даже слова для адекватного выражения эмоций. Обычно это проявляется как:
Патология развивается при общих поражениях ЦНС различной степени тяжести, например, при детском церебральном параличе. Изменения у детей раннего возраста, в основном, со стороны сосания, жевания, нарушения глотания, нарушения дыхания. Это зависит от формы заболевания.
Характерным отличительным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является двустороннее паралитическое поражение языка, неба и мышц гортани. В результате движения, артикуляция и вокализация ограничены.
В некоторых случаях при двустороннем параличе одна сторона органа может быть повреждена больше, чем другая. Ряд непроизвольных движений иногда сохраняется, а случайные движения просто изымаются.
Нередко псевдобульбарная (или элиминативная) дизартрия развивается при органических поражениях головного мозга ребенка. Они могут возникать во время внутриутробного развития, родов или в раннем детстве.
Основная причина:
Более половины всех случаев псевдобульбарной дизартрии приходится на детей с ДЦП. Оба заболевания имеют схожие причины.
Считается, что признаки псевдобульбарной дизартрии представляют собой сочетание нескольких проявлений заболевания. Для этого вида неврологического расстройства характерно нарушение фонологической стороны речи – она сбивчивая, неразборчивая и ускоренная. Причина этого в том, что нервы, отвечающие за эту деятельность, парализованы или парализованы.
Чувствительность отдельных групп лицевых мышц теряется из-за поражения следующих пар нервов:
Как у взрослых, так и у детей отличительным и основным признаком устранения дизартрии является нарушение речи. Вне зависимости от стадии заболевания мимика больного нарушена.
Кроме того, могут возникать некоторые сопутствующие симптомы:
В каждом случае симптоматика имеет свое личное направление, которое в свою очередь зависит от многих причин. К ним относятся темперамент ребенка, окружающая среда и генетика.
Помимо нескольких видов дизартрии, псевдобульбарные расстройства встречаются в следующих формах:
Паралитические изменения распространяются на мягкое небо, губы и мышцы языка. Изменения положения тела могут вызвать затруднения и значительно замедлить темп.
Движения суставного аппарата не синхронизированы с дыханием. Часто наблюдается обильное слюнотечение или сцепка. Если звук громкий, то он быстро затихает и становится слабым, монотонным, гнусавым.
Произношение голоса расплывчатое, расплывчатое. Сосательный и жевательный рефлексы чаще всего нарушены, но не на критическом уровне.
Мышцы речи находятся в постоянном напряжении, обусловленном спазмами губных и язычных мышц. Сосание и глотание могут вызывать определенные проблемы, нерегулярное дыхание и слабое выражение лица. Время выдоха короткое, и речь можно вдохнуть.
При проявлении спастичности ребенок не может удержать ритм разговора, поэтому намеренно использует короткие фразы или отдельные слова. Смысл речи сохраняется, но с меньшей разборчивостью в зависимости от речевых данных.
Наиболее тяжелой формой является анартрия, для которой характерно глубокое поражение мышц и полное отсутствие произвольной моторики органов речи и артикуляции.
Лицо ребенка с этим расстройством похоже на маску с открытым ртом. Язык упирается в дно рта и не двигается, а движения губ резко ограничены. Затрудненное жевание и глотание. Внятного языка нет вообще, а иногда младенцы издают отдельные звуки.
При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются такие проявления, как снижение функции мышц языка, гиперсаливация, поперхивание. Различные признаки этих нарушений можно наблюдать на первом году жизни ребенка. Со временем появляются и другие симптомы. Во время речевой деятельности нарушается произношение громких, свистящих, шипящих. Эти проявления характерны для всех форм заболевания.
Наиболее часто встречается среднетяжелая стрептококковая дизартрия. Однако он более правильный, чем другие его виды.
Дети на этой стадии дизартрии не в состоянии воспроизвести следующие, казалось бы, простые движения:
При произношении ребенок непроизвольно заменяет звонкие согласные на глухие. В результате речь становится невнятной и нечленораздельной. Мышцы, нарушающие голосовые связки, придают артикуляции характерный сдавленный звук.
Со временем ребенок начинает стесняться своих формулировок, видит, что окружающие его не понимают, и постоянно пытается его поправить. В результате он изолировался, стал замкнутым, максимально ограничил общение со сверстниками и взрослыми.
При псевдобульбарной дизартрии нередко отмечается нарушение общей моторики, особенно поражается дифференцированная мелкая моторика кисти.
Поскольку устранение дизартрии является неврологической проблемой, требуется помощь невролога. Хотя логопеды тоже активно участвуют в лечебном процессе. Были проведены неврологические тесты, результаты которых послужили основанием для дальнейшего изучения анамнеза.
Для того чтобы точно диагностировать заболевание, потребуется пройти следующие анализы:
Магнитно-резонансная томография головного мозга позволяет выявить повреждения его структур, наличие опухолей или воспалительных процессов. Остальные исследования помогают определить степень поражения, подобрать правильное и наиболее эффективное лечение.
Правильно подобранная индивидуальная терапия может позволить получить положительную динамику в развитии заболевания.
Лечение псевдобульбарной дизартрии определяет невролог или психоневролог совместно с логопедом. В зависимости от вида и стадии заболевания используют следующее:
Проявления дизартрии если и не исчезают полностью, то контролируемы и практически незаметны. Действие препарата направлено на уменьшение симптомов и общего состояния больного.
Дети с полезными словесными задачками всегда были и остаются причиной насмешек со стороны сверстников. Поэтому, чтобы не усложнять жизнь ребенку и себе, следует как можно раньше выявить причину поражения органа речи. По мере физического и умственного развития ребенка формируется форма общения. Если взрослый член семьи понимает его, не комментирует и не обращается за помощью к специалисту, ребенок может быть уверен, что произносит его правильно, даже если это не так.
Обнаружение в раннем возрасте псевдобульбарной дизартрии позволяет правильно разработать лечение и не допустить прогрессирования заболевания. При наличии современных интерактивных методов терапии у всех детей есть шанс на выздоровление.
Занятия логопеда проходят в форме увлекательных игр. Когда ребенок начинает произносить ту или иную букву или их сочетание, он сам этого не замечает.
Однако положительная динамика наблюдается не всегда. При тяжелых формах детского церебрального паралича лечение не дает должного эффекта.
В целом прогноз при этом заболевании не очень оптимистичен. Полностью восстановить чувствительность нервных окончаний практически невозможно. Людям с псевдобульбарной дизартрией просто необходимо научиться жить со своим заболеванием.