Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Диссоциативное расстройство идентичности: симптомы, причины, диагностика и лечение

Человеческая психика — совершенно неправильно понятый и неизученный феномен. Ученые утверждают, что мы знаем себя только на 80%. Поэтому оставшиеся 20% могут преподнести нам всевозможные сюрпризы. Одним из них можно считать диссоциативное расстройство личности.

Что включает в себя понятие

Это психическое расстройство, при котором нарушается целостность личности человека. Это не имеет ничего общего с деменцией или дегенерацией. Суть в том, что идентичности делятся на несколько разных типов. Проще говоря, в человеке есть несколько «Я» — разных личностей, сосуществующих одновременно. У них разные названия: Субличность, Эго-состояние, Измененная личность, Личностное состояние.

ДРИ также известен как множественное расстройство личности. Для простоты понимания это расстройство неофициально известно как раздвоение личности.

Первые случаи заболевания известны с древних времен. Древние шаманы считались лишь его хозяином, что проявлялось в их отвлечении от реальности и перевоплощении в души умерших людей и животных. «Одержимые демонами», которых в Средние века было немало, впоследствии стали попадать в эту категорию.

Врачи не связывали расстройство с эффектами гипноза и самовнушения до конца 19 века, когда они открыли понятие диссоциации и тогда назвали расстройство.

Нормальная диссоциация — один из защитных механизмов разума. Она включается редко, а в особо опасных, эмоционально сложных ситуациях помогает человеку скорее справиться со стрессом, чем сойти с ума. Человек как бы отдаляется от происходящего и становится сторонним наблюдателем. Затем он пришел в себя и рассказал о своих чувствах, сказав: «Похоже, ничего из этого не случилось со мной. Иногда возникает ощущение выхода из тела. Воспоминания о травмирующих событиях могут быть полностью стерты из памяти.

Это состояние особенно присуще высокоэмоциональным и чувствительным людям. Если определенные негативные ситуации не имеют особого значения, то аллергики могут очень сильно на них отреагировать.

Разлука может успокоить эмоции и позволить трезво оценить ситуацию. Но когда его механизмы выходят из-под контроля и выходят за нормативные границы, начинается патологический процесс в виде диссоциативного расстройства личности.

Почему раздваивается личность

Повышенная эмоциональность, чувствительность и неуравновешенные, яркие образы являются хорошими предпосылками для выполнения ДРИ. Однако эти характеристики разума являются лишь результатом его неудачного формирования. Основная причина лежит на более глубоком уровне, из детства.

Когда ребенок рождается, его ум подобен чистому листу бумаги. Он совершенно пуст и открыт для восприятия. Помогите ей заполнить ближайшее окружение ребенка. Близкие люди, которые заботятся о ребенке, формируют шаблон его дальнейшего поведения, взглядов и принципов жизни. Они непосредственно влияют на психологическое развитие детей.

Если младенец растет и развивается в благоприятной психологической среде, у него формируется эмоционально уравновешенный, устойчивый характер, способный достойно выходить из сложных, стрессовых ситуаций.

Невзгоды в семье могут оставить след в психологическом развитии ребенка. У них развиваются эмоционально неустойчивые, плохо владеющие собой, впечатлительные и напряженные личности. Дети с подобным психологическим складом особенно уязвимы для процесса расщепления идентичности.

Какие характеристики воспитания лежат в основе возникновения ДРИ? Основной причиной является переживание травматических событий:

  • физическое насилие – нападение, грубое отношение;
  • эмоциональные – ругань, навешивание ярлыков, повышение голоса;
  • сексуальное насилие.

Ярким примером является история Дженни Хейнс, которую отец неоднократно насиловал в детстве. В ответ на это пугающее испытание ее разум разделился на 6 субличностей.

Травматические переживания не обязательно должны быть регулярными, чтобы запустить механизмы развития болезни. Иногда достаточно одного травмирующего события. Это может быть смерть близкого человека, пережитое бедствие или стихийное бедствие, разовое сексуальное насилие.

Еще одним неблагоприятным стилем воспитания является пренебрежительное отношение к ребенку, недостаток внимания со стороны родителей, особенно матери, если ребенок систематически остается один. Критический возраст – до двух лет. Именно в этот период злодей жестоко и болезненно оборвал отношения со своей матерью.

В заключение можно сказать, что основной причиной диссоциативного расстройства личности является психологическое воздействие системного или единичного травматического события на детский или подростковый возраст.

Симптомы ДРИ

Основным признаком этого расстройства является наличие двух и более субличностей, сменяющих друг друга.

Поведение больного резко меняется. Если у мужчины есть женщина во второй субличности, в тот момент, когда она это проявляет, его движения и разговоры становятся милыми и женственными. Эго-состояние ребенка характеризуется глупостью, слезами и спонтанностью. Каждая субличность имеет свой характер, и человек, являющийся носителем этих состояний, сам принимает эти состояния.

Пациент был полностью реинкарнирован, демонстрируя нехарактерный образец поведения. Изменились его походка, осанка, тембр и интонация голоса, предпочтения в одежде. Он давал себе другое имя и мог стать нечеловеком: ангелом, демоном или животным. Извращения настолько очевидны, что не остаются незамеченными родственниками и друзьями.

Отличительной чертой расщепленной идентичности является диссоциативная амнезия, забывание действий и событий. Это касается не только повседневных, мелких, рутинных, но и масштабных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смерть близкого человека, учеба, работа. Когда человеку рассказывают о его делах, истории его жизни, он удивляется, что это случилось с ним.

Диссоциативные расстройства характеризуются:

  • панические атаки;
  • частые головные боли;
  • дергаться;
  • склонность к самоповреждениям;
  • галлюцинация.

Частые попытки суицида. Возможны нарушения сна, депрессия, половая дисфункция.

Описанные ранее симптомы относятся к бесноватой форме заболевания. Но есть и нематериальная форма. Характеризуется менее выраженными симптомами. Вкусовые предпочтения могут различаться. Например, человек, который раньше игнорировал морепродукты, а потом очень полюбил их при первой же возможности. Он был удивлен, когда родственники указали ему на странность выбора, утверждая, что он всегда жаждал морепродуктов.

Люди с ДРИ развивают новые увлечения и способности. Например, человек, который раньше не говорил на иностранном языке, вдруг стал полиязычным.

Другие особенности включают изменения в самосознании пациента. Казалось, что он смотрел на свою жизнь со стороны. Мир казался ему нереальным. Больной теряет способность вмешиваться в ход событий. У него развилось постоянное неконтролируемое ощущение своего тела и эмоций. Эмоциональные состояния сменяются диаметрально противоположными эмоциональными состояниями. Люди, которые раньше были спокойными и уравновешенными, могут стать нервными и сварливыми, и наоборот.

Больной замечает изменения в самовосприятии: внезапно моложе, старше, чувствует себя человеком противоположного пола.

Взаимодействие субличностей

У пациентов с ДРИ могут сосуществовать от двух до бесконечного числа эго-состояний. Таких случаев более 100, и в течение жизни это число может увеличиваться.

Каждая субличность подобна отдельной личности или существует в теле пациента, со своей индивидуальностью, привычками, поведением, уровнем интеллекта, предпочтениями и вкусами. Независимо от характера главных героев «Самозванцы» проявляют себя совершенно по-разному: мужчины и женщины, подростки, дети, убийцы, врачи, спортсмены и тощие «ботаники» — все они могут ужиться в одном теле.

Состояние эго заменяется согласием или силой. Они не всегда знают о существовании друг друга. Внутри субличности выстраиваются собственные иерархии: одни люди имеют власть над другими и имеют право решать, кто и когда появляется. Отдельных лиц полностью "заталкивают", лишая их права голоса. Они строят отношения друг с другом, создавая своеобразный коллектив.

Альтер-состояния чередуются, проявляясь первичной личностью (т.е пациентом). Сегодня он обычный человек, живет с женой и детьми и каждый день ходит на работу. Но внезапно его поведение превратилось в мятежного подростка, мятежного и дерзкого, или в напуганную маленькую девочку с плюшевым мишкой вместо соски.

Персонажи меняются, но пациент не знает, что делает, когда власть захватывает самозванец. Поэтому человек очень удивляется, когда обнаруживает не относящиеся к делу вещи, которые ему не принадлежат, или когда слышит рассказы о собственных поступках, которые, по его мнению, им не совершались.

Одни из субличностей  умные, рассудительные интеллектуалы, любят пофилософствовать, равнодушны. Другие агрессивны, нервны или гиперактивны, веселы, старомодны, милы и т д

Когда в состоянии эго присутствует преступный характер, это становится опасным. Потому что он способен подтолкнуть главного героя к преступлению.

Несмотря на сложное отношение субличностей друг к другу и к основной личности, в их защите примечательно то, что они появляются в сложных жизненных ситуациях и помогают человеку пройти через них.

Раздвоение идентичности у детей

Диагностика этого расстройства в детском возрасте сложнее, чем у взрослых. Дети часто заводят воображаемых друзей и создают фантастические миры. Это считается нормой. Ребенок может полностью сосредоточиться на игре, из-за чего немного оторван от реальности и не отзывается на обращенные к нему призывы.

Пусковым механизмом или пусковым механизмом развития патологических процессов у детей и взрослых является мощный негативный опыт. Ребенок подвергается системным или единичным стрессовым воздействиям и становится свидетелем травмирующих событий, вызывающих у него боязливость, растерянность, беспомощность. Затем ему пришло в голову «Помогите», готовый принять удар.

Признаки того, что у ребенка может быть ДРИ:

  • Резкое изменение поведения, от гнева и агрессии к нежности и доброте. Совершенно бесчувственный и неспособный оценить собственное поведение. Появляются интенсивные вспышки гнева, сопровождающиеся отсутствующим взглядом, отрывом от реальности. Уходили внезапно, бесцельно бродили, потом возвращались, не объяснив причины своего отсутствия. Неуместный смех и плач;
  • Изменения в поведении — походка, тон голоса, предпочтения в еде, играх, увлечениях. Если у ребенка есть любимая игрушка, которую он не оставляет, когда бодрствует и спит, он забудет ее, когда доминирует субличность;
  • Ребенок называет себя «мы» или называет его другим именем;
  • разговор с самим собой;
  • В одной и той же ситуации он проявляется по-разному - то чувствует себя уверенно, правильно и заинтересованно в выполнении задания, то дезориентируется, не знает, что делать, выглядит растерянным;
  • Частичная амнезия — забывание отдельных событий, имен, дат. Через некоторое время память вернулась. Тест не выявил патологии;
  • галлюцинации, обычно слуховые;
  • затрудняюсь объяснить личные нюансы – шрамы, царапины на теле, появление чужих игрушек и других вещей, порванную одежду;
  • Говорите о собственных противоречиях — то ругайте, то ругайте, то наносите себе вред, то хвалите;
  • Забудьте посетить некоторые места, выполнить некоторые действия.

К диагнозу диссоциативного расстройства у детей следует относиться с осторожностью. Перечисленные симптомы могут лишь косвенно указывать на его наличие. Следует понимать, что детское поведение в принципе сопровождается двусмысленностью, особенно в раннем возрасте. Но полностью игнорировать такую производительность не следует. Родители должны обращать внимание и активно наблюдать за своими детьми.

Диагностика и лечение

Официальный диагноз заболевания ставится по критериям DSM-IV:

  • существование двух или более несопоставимых самостоятельных состояний;
  • каждая субличность поочередно управляет основной личностью;
  • больной забывает важные даты и события своей биографии. Эта забывчивость выходит за рамки;
  • необходимо исключить наличие алкогольного, наркотического опьянения, других психических расстройств.
Диагноз ставит психиатр. Главный герой — история жизни, рассказанная самим пациентом. Обращает на себя внимание непоследовательность повествования, непоследовательность, наличие «белых пятен» в биографии, требующих уточнения.

Больным сложно следить за хронологическим порядком рассказа, поскольку на различных этапах право голоса переходит от реального лица к его производным.

В начале беседы обычно доминирует сам больной. Как правило, он жаловался на пробелы в памяти о прошлом. В этом случае помогает такой прием: попросите человека несколько раз рассказать историю из его жизни. Каждый раз новые изменения.

В настоящее время не существует специального метода диагностики ДРИ. Среди доступных тестов использовались тесты MMPI и Роршаха.

Заболевание сложно диагностировать. Правда в том, что такое случается редко, и многие специалисты не имеют опыта работы с такими пациентами. При встрече с субличностью они теряются и не знают, как себя вести, а непоследовательность в рассказе больного связана с его неумением внимательно слушать. Поэтому для подтверждения диагноза рекомендуется консультация у нескольких специалистов.

В Интернете можно найти онлайн-тесты на диссоциативное расстройство. Но следует знать, что результаты окончательно не подтверждают наличие заболевания. Ни в коем случае нельзя фокусироваться только на нем. Онлайн-тесты — это только напоминания.

Лечение проводится с помощью психотерапии. В зонах доступности приоритет отдается:

  • гипнотизировать
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • психоанализ.

С помощью гипноза выявляются все существующие субличности, и в ходе терапии специалист пытается интегрировать, соединить их, чтобы восстановить целостность основной личности. Это довольно трудоемкий процесс и не всегда получается. Но даже при отсутствии полного выздоровления есть положительные тенденции. Можно создать связи между состояниями эго и сделать их взаимодействие более сплоченным, расслабляющим и гармоничным.

Терапия позволяет усилить доминирование истинной личности, уравновесить состояние больного, ознакомить его с болезнью, объяснить природу, дать несколько советов, как вести себя с другими состояниями до их исчезновения.

Следует отметить, что иногда у больных развивается так много контактов со своими производными, что они не хотят от них отделяться. Например, Труди Чейз, автор книги «Когда завыли кролики». В нем она описывает, как ей удалось работать со своими 92 персонажами.

Лекарства от диссоциативного расстройства используются только для облегчения симптомов депрессии, тревоги, панических атак и восстановительного сна.

Прогноз заболевания неясен. Некоторым пациентам удается добиться полного выздоровления, хотя нет гарантии, что субличность не восстановится при прохождении нового травматического опыта. Остальные продолжают жить у «квартирантов».

Но могут наступить и другие последствия в виде суицида, формирования различных зависимостей. Потеря возможности профессиональной деятельности из-за нелогичного поведения, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости, разрыва социальных связей, отрыва от общества.

Диссоциативное расстройство личности — это расстройство, требующее длительного лечения, усердия, веры пациента и стремления к комфортной жизни, хотя оно многолико.