Первая консультация важна и для психолога, и для клиента, так как от ее хода зависит, подходят ли эти люди друг другу, возможна ли дальнейшая совместная работа и может ли она быть эффективной. В этой статье постараемся раскрыть, как себя вести тому и другому, что им важно знать и делать.
На посещение психолога человек решается обычно не сразу, но подталкивает его к этому острая жизненная необходимость. Это может быть тяжесть на душе, отчаяние, безвыходная ситуация, горе, проблемы в семье, на работе и т. д., в общем, всё, с чем сам он справиться не в силах.
Довольно часто люди колеблются, боятся, не в состоянии преодолеть внутренний барьер, считая, что его визит к психологу будет оценен как слабость, никакой роли не сыграет или может вызвать подозрение на душевную болезнь. Это далеко не так. Такой специалист вовсе не врач и не занимается расстройствами психики, а внимательно выслушает, успокоит и вместе с клиентом отыщет причину проблемы и пути выхода из сложившейся ситуации.
Конечно же, прежде необходимо найти хорошего, квалифицированного психолога, опираясь на информацию из авторитетных источников, советы знакомых и родственников, отзывы.
После записи на консультацию к ней нужно тщательно психологически подготовиться, настроится на откровенную беседу, быть готовым к подробному рассказу о себе. Придется быть откровенным: нельзя ничего умалчивать, даже самые стыдные факты, приукрашивать или, наоборот, излишне драматизировать ситуацию, но стоит говорить о любой мелочи – она может быть очень важна и стать отправной точкой эффективной работы и хорошего ее результата.
Перед тем как отправиться на первый прием (правильнее сказать, сессию) нужно четко сформулировать цель посещения психолога, свой запрос, чтобы он звучал логично и понятно, а не путанно. Можно даже записать тезисы, чтобы не путаться и не забыть, тем более, если их несколько.
В том случае, если с формулировкой получается не очень, невозможно словами описать свое состояние, то об этом надо прямо сказать специалисту. Если он опытный, то даже из сумбурного рассказа вычленит корень проблемы, который, следует отметить, может быть весьма неожиданным для посетителя. Психолог поможет клиенту, разговорит его, направляя ход беседы исподволь.
Человеку целесообразно подумать, знает ли он себя. Для этого можно на листке бумаги записать свои сильные и слабые стороны, отличительные черты характера и недостатки, которые могли бы быть причиной проблемы (по его мнению). При этом нужно постараться быть честным с собой, объективным. Такая шпаргалка поможет при затруднении с ответами на вопросы специалиста.
Первичная консультация представляет собой знакомство, изучение друг друга. Клиенту не нужно нервничать, а следует вести себе спокойно и корректно, то есть так, как обычно делают в гостях у незнакомого человека. Нужно не стараться показать себя лучше или хуже, чем обычно, а быть собой.
Не стоит сдерживать эмоции во время рассказа о себе: хотите смеяться – смейтесь, плакать – плачьте, если от этого становится легче на душе. А вот многократные жалобы, повторение обид, обвинения в сторону кого-то неконструктивны и помешает психологу найти подход к визитеру.
Считается, что истоки большинства проблем психики находятся в детстве (психоэмоциональная травма) или передаются по наследству. Так что не нужно удивляться, если специалист будет расспрашивать о семье и ее традициях, родственниках в дальних коленах и их укладе жизни, о событиях, случившихся в давние времена. Поэтому заранее освежите такие воспоминания, можно даже покопаться в семейных альбомах.
И главное: как уже говорилось, к посещению специалиста в области души нужно быть готовым морально и психологически, и при этом твердо понимать цель такой консультации.
«Дебютная» консультация психолога (как и последующие) напоминает интервью: он задает вопросы, на которые отвечает клиент. При необходимости и последний может спрашивать у специалиста про образование, опыт, используемые методики, понимает ли он его проблему. То есть, психолог узнает характер, жизненную историю визитера и его трудности, а тот – личностные качества и стиль работы.
Такой взаимный процесс предполагает, что эти двое распределяют поровну между собой: психолог спрашивает, поддерживает и направляет, дает рекомендации, а клиент отвечает, тоже задает вопросы, выполняет задания, если в них возникла необходимость. Последний должен осознавать, что без его полного вовлечения у специалиста не получится ему помочь.
А еще сессия напоминает занятие на тренажерах с тренером: спортсмен, то есть клиент, говорит тренеру – психологу о желаемых результатах, а тот, в свою очередь, дает подходящие упражнения, чтобы этого достигнуть, учит техники их выполнения, поддерживает в этом. Они вместе обсуждают режим дня, питание, настроение, психологические и физиологические аспекты, другие факторы, помогающие или мешающие добиться эффекта. Конечный результат таких «тренировок» опять же зависит от работы обоих.
Другие нюансы:
Советов психолог не дает, он просто показывает трудную ситуацию с другого ракурса или сразу нескольких. Вместе с клиентом он ищет причину проблемы, как она влияет на жизнь, какие реакции – последовательности действий (паттерны) вызывает. Обратная связь с психологом, который излагает свое видение проблемы, помогает клиенту лучше ее понять, увидеть со стороны и потом справится с ней.
Еще раз напомним, что первая консультация – знакомство, что весьма волнительно для обоих участников. Кроме того, она определяет ход терапии и ее возможности. Поэтому важно, с чего ее начать. Профессионал, как только клиент заходит в кабинет, ведет наблюдение за ним с таких позиций:
Психолог записывает свои наблюдения в блокнот, но не все подряд, а что выделилось особо, запомнилось или насторожило. Эти записи потом он просматривает (и дополняет уже после сессии), чтобы не упустить самое важное, отследить прогресс или понять, что требует дополнительной проработке.
Возможна также запись на диктофон – после разрешения на это клиента, тогда как о ведении заметок его просто предупреждают.
Кроме того, специалист на первой встрече обязательно отметит:
Что касается здоровья, то в некоторых случаях человеку нужно сначала пройти медицинское обследование, а потом уже обращаться к психологу. Например, желающему похудеть человеку он не поможет, если ожирение связано не с психикой, а физиологическими патологиями.
Без информации об истории жизни клиента и сопутствующих переживаниях консультировать не получится, терапия не сложится, но детально и много на первой встрече вряд ли получится все выяснить. Однако что-то, относящееся к запросу, выяснить все же можно с помощью нескольких вопросов, которые позволят узнать много важных фактов.
Вот некоторые фразы, ответы на которые позволяет психологу увидеть некоторые черты личности, психотип, гипотетические причины состояния, и начинать продумывать варианты терапии:
Специалист для того, чтобы клиент расслабился, может спросить, легко ли ему было добираться до места, хочет ли он что-нибудь попить. Они даже могут немного поболтать о погоде. То есть, делается все, чтобы пришедший на консультацию человек успокоился, перестал волноваться и далее беседовал, как с другом.
Психолог, задав вопрос, внимательно слушает, не перебивает и не высказывает свое мнение о том, что говорит клиент. Ему нужно определить мотивацию визитера и что он думает по поводу путей выхода из сложившейся ситуации.
Профессионалу, предполагающему суть и причину проблемы, нужно плавно подвести человека к осознанию нового способа исцеления, так как уже опробованные не сработали, и предложить его, а также свою помощь в качестве проводника. Кроме того, он предупреждает о возможных резких изменениях в жизни клиента, без которых ничего не получится.
По завершении первой консультации, которая вряд ли будет иметь терапевтический характер, оговариваются детали сотрудничества, методы терапии, количество и промежутки между сессиями, другие ключевые условия. Перед прощанием психолог принимает меры к созданию позитивного настроя клиента. Это очень важно, так как последний «выворотил душу», был эмоционален, и в таком состоянии его отпускать нельзя, а нужно привести в оптимистичное настроение. Если это удалось, то клиент обязательно вернется.