Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Что делать на первой консультации психологу и клиенту

Первая консультация важна и для психолога, и для клиента, так как от ее хода зависит, подходят ли эти люди друг другу, возможна ли дальнейшая совместная работа и может ли она быть эффективной. В этой статье постараемся раскрыть, как себя вести тому и другому, что им важно знать и делать.

Принятие решения и подготовка (памятка для клиента)

На посещение психолога человек решается обычно не сразу, но подталкивает его к этому острая жизненная необходимость. Это может быть тяжесть на душе, отчаяние, безвыходная ситуация, горе, проблемы в семье, на работе и т. д., в общем, всё, с чем сам он справиться не в силах.    

Довольно часто люди колеблются, боятся, не в состоянии преодолеть внутренний барьер, считая, что его визит к психологу будет оценен как слабость, никакой роли не сыграет или может вызвать подозрение на душевную болезнь. Это далеко не так. Такой специалист вовсе не врач и не занимается расстройствами психики, а внимательно выслушает, успокоит и вместе с клиентом отыщет причину проблемы и пути выхода из сложившейся ситуации.

Конечно же, прежде необходимо найти хорошего, квалифицированного психолога, опираясь на информацию из авторитетных источников, советы знакомых и родственников, отзывы.

После записи на консультацию к ней нужно тщательно психологически подготовиться, настроится на откровенную беседу, быть готовым к подробному рассказу о себе. Придется быть откровенным: нельзя ничего умалчивать, даже самые стыдные факты, приукрашивать или, наоборот, излишне драматизировать ситуацию, но стоит говорить о любой мелочи – она может быть очень важна и стать отправной точкой эффективной работы и хорошего ее результата. 

Перед тем как отправиться на первый прием (правильнее сказать, сессию) нужно четко сформулировать цель посещения психолога, свой запрос, чтобы он звучал логично и понятно, а не путанно. Можно даже записать тезисы, чтобы не путаться и не забыть, тем более, если их несколько.

В том случае, если с формулировкой получается не очень, невозможно словами описать свое состояние, то об этом надо прямо сказать специалисту. Если он опытный, то даже из сумбурного рассказа вычленит корень проблемы, который, следует отметить, может быть весьма неожиданным для посетителя. Психолог поможет клиенту, разговорит его, направляя ход беседы исподволь.

Человеку целесообразно подумать, знает ли он себя. Для этого можно на листке бумаги записать свои сильные и слабые стороны, отличительные черты характера и недостатки, которые могли бы быть причиной проблемы (по его мнению). При этом нужно постараться быть честным с собой, объективным. Такая шпаргалка поможет при затруднении с ответами на вопросы специалиста.

Первичная консультация представляет собой знакомство, изучение друг друга. Клиенту не нужно нервничать, а следует вести себе спокойно и корректно, то есть так, как обычно делают в гостях у незнакомого человека. Нужно не стараться показать себя лучше или хуже, чем обычно, а быть собой.

Не стоит сдерживать эмоции во время рассказа о себе: хотите смеяться – смейтесь, плакать – плачьте, если от этого становится легче на душе. А вот многократные жалобы, повторение обид, обвинения в сторону кого-то неконструктивны и помешает психологу найти подход к визитеру.

Считается, что истоки большинства проблем психики находятся в детстве (психоэмоциональная травма) или передаются по наследству. Так что не нужно удивляться, если специалист будет расспрашивать о семье и ее традициях, родственниках в дальних коленах и их укладе жизни, о событиях, случившихся в давние времена. Поэтому заранее освежите такие воспоминания, можно даже покопаться в семейных альбомах.

И главное: как уже говорилось, к посещению специалиста в области души нужно быть готовым морально и психологически, и при этом твердо понимать цель такой консультации.

Особенности первого приема

«Дебютная» консультация психолога (как и последующие) напоминает интервью: он задает вопросы, на которые отвечает клиент. При необходимости и последний может спрашивать у специалиста про образование, опыт, используемые методики, понимает ли он его проблему. То есть, психолог узнает характер, жизненную историю визитера и его трудности, а тот – личностные качества и стиль работы.

Такой взаимный процесс предполагает, что эти двое распределяют поровну между собой: психолог спрашивает, поддерживает и направляет, дает рекомендации, а клиент отвечает, тоже задает вопросы, выполняет задания, если в них возникла необходимость. Последний должен осознавать, что без его полного вовлечения у специалиста не получится ему помочь.

А еще сессия напоминает занятие на тренажерах с тренером: спортсмен, то есть клиент, говорит тренеру – психологу о желаемых результатах, а тот, в свою очередь, дает подходящие упражнения, чтобы этого достигнуть, учит техники их выполнения, поддерживает в этом. Они вместе обсуждают режим дня, питание, настроение, психологические и физиологические аспекты, другие факторы, помогающие или мешающие добиться эффекта. Конечный результат таких «тренировок» опять же зависит от работы обоих.

Другие нюансы:

  • при выборе психолога на первом месте стоит его личность, а не образование и опыт – если с ним комфортно, то и доверять ему пришедший человек будет больше, значит, и работа будет успешнее;
  • когда клиент озвучивает волнующий его вопрос (проблему), психолог после сбора информации предлагает определенный метод работы и сколько сессий для этого понадобится. Потом формируется запрос, совпадающий с желанием визитера;
  • длительность консультации составляет 55 минут. За десять минут до ее окончания специалист предупреждает об этом. Это дает клиенту возможность успеть сказать самое главное (по его мнению), далее подводится итог встречи и назначается новая (дата и время). Как правило, количество сессий до появления первых результатов или решения проблемы (в более легких случаях) в среднем от 4 до 6;
  • честность – одна из самых важных составляющих консультации. На первой встрече почти каждом клиенту довольно сложно откровенно отвечать на вопросы интимного, очень личного характера, и это вполне нормально. В этом случае нужно не врать, а просто ответить, что пока не готов на это. Со временем такая скованность исчезнет. Психологу тоже нужно быть открытым и честным, строго сохраняющим конфиденциальность. Клиент должен осознавать, что здесь, в кабинете, он находится в полной безопасности, и не боятся, что его будут оценивать и судить. Добиться такого мнения – задача специалиста.

Советов психолог не дает, он просто показывает трудную ситуацию с другого ракурса или сразу нескольких. Вместе с клиентом он ищет причину проблемы, как она влияет на жизнь, какие реакции – последовательности действий (паттерны) вызывает. Обратная связь с психологом, который излагает свое видение проблемы, помогает клиенту лучше ее понять, увидеть со стороны и потом справится с ней.

Алгоритм действий психолога (для начинающих специалистов)

Еще раз напомним, что первая консультация – знакомство, что весьма волнительно для обоих участников. Кроме того, она определяет ход терапии и ее возможности. Поэтому важно, с чего ее начать. Профессионал, как только клиент заходит в кабинет, ведет наблюдение за ним с таких позиций:

  • вербальной – внимательно слушает и фиксирует информацию, улавливает попытки избежать ответа, оговорки, скорость речи, сразу ли человек говорит о важном или погружается в мелочи, повторяется, фиксирует словарный запас, просто описывает события или делает акцент на своих переживаниях, какие вопросы задает;
  • невербальной – отслеживает все движения, мимику на свои слова и действия, позы, активность рук и ног, взгляд (в пол, сторону или в глаза), имеются ли непроизвольные движения, тики. Невербальные проявления гораздо больше могут «рассказать» о клиенте, так как тело, в отличие от слов, обмануть не может;
  • личностной – определяет, как себя ведет человек и уровень его социальной адаптивности (степень вежливости, уважения к другому, заинтересованность, употребление ненормативной лексики, понятие собственной мотивации).    

Психолог записывает свои наблюдения в блокнот, но не все подряд, а что выделилось особо, запомнилось или насторожило. Эти записи потом он просматривает (и дополняет уже после сессии), чтобы не упустить самое важное, отследить прогресс или понять, что требует дополнительной проработке.

Возможна также запись на диктофон – после разрешения на это клиента, тогда как о ведении заметок его просто предупреждают.  

Кроме того, специалист на первой встрече обязательно отметит:

  • внешний вид визитера – его одежду, обувь, прическу, степень ухоженности;
  • эмоции – тревожность, смущение, открытость, нервозность, подавленность и др.;
  • состояние психического здоровья – психолог должен понять, с чем ему придется иметь дело и способен ли он помочь клиенту. Если он заметит наличие расстройства психики, то посоветует обратиться к психиатру.

Что касается здоровья, то в некоторых случаях человеку нужно сначала пройти медицинское обследование, а потом уже обращаться к психологу. Например, желающему похудеть человеку он не поможет, если ожирение связано не с психикой, а физиологическими патологиями.

Без информации об истории жизни клиента и сопутствующих переживаниях консультировать не получится, терапия не сложится, но детально и много на первой встрече вряд ли получится все выяснить. Однако что-то, относящееся к запросу, выяснить все же можно с помощью нескольких вопросов, которые позволят узнать много важных фактов.

Вот некоторые фразы, ответы на которые позволяет психологу увидеть некоторые черты личности, психотип, гипотетические причины состояния, и начинать продумывать варианты терапии:

  • про семью, в которой родился и вырос, взаимоотношения в ней;
  • реализация в социальном и карьерном плане;
  • есть ли помехи в жизни со стороны эмоционального фона, и какие;
  • для чего нужно решать проблему, пытался он это сделать сам и почему ничего не получилось;
  • как себя чувствует, комфортно ли ему, ничего не отвлекает и т. д.

Специалист для того, чтобы клиент расслабился, может спросить, легко ли ему было добираться до места, хочет ли он что-нибудь попить. Они даже могут немного поболтать о погоде. То есть, делается все, чтобы пришедший на консультацию человек успокоился, перестал волноваться и далее беседовал, как с другом.

Психолог, задав вопрос, внимательно слушает, не перебивает и не высказывает свое мнение о том, что говорит клиент. Ему нужно определить мотивацию визитера и что он думает по поводу путей выхода из сложившейся ситуации.

Профессионалу, предполагающему суть и причину проблемы, нужно плавно подвести человека к осознанию нового способа исцеления, так как уже опробованные не сработали, и предложить его, а также свою помощь в качестве проводника.  Кроме того, он предупреждает о возможных резких изменениях в жизни клиента, без которых ничего не получится.

По завершении первой консультации, которая вряд ли будет иметь терапевтический характер, оговариваются детали сотрудничества, методы терапии, количество и промежутки между сессиями, другие ключевые условия. Перед прощанием психолог принимает меры к созданию позитивного настроя клиента. Это очень важно, так как последний «выворотил душу», был эмоционален, и в таком состоянии его отпускать нельзя, а нужно привести в оптимистичное настроение. Если это удалось, то клиент обязательно вернется.