Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Просим вас в случае признаков простуды воздержаться от посещения Центра.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Кратко о психодинамике и психодинамическом подходе

Раздел психологии, который занимается взаимодействием частей сознания человека и их способностью создавать мотивацию и эмоции, влияющие на состояние мышления и поведения человека, а также их связью с прошлым опытом, называется психодинамика. Говоря простыми словами, это развитие, взаимодействие и борьба сил, находящихся в человеческой психике (желаний, защиты, беспокойства, удовлетворения, внутренних конфликтов и т. д.).

Психодинамический подход предполагает жизнь поверхностью, в основании которого находится бессознательное, находящееся в постоянном движении. Психотерапевт должен помочь пациенту его осознать его и присущую ему динамику.

Особенности

Психодинамический метод – психотерапевтическое течение с множеством школ и практик, объединенных моделью психики, предложенной Фрейдом. Она рассматривается как содержащее разные сущности (каждое из которых имеет свою волю и намерения)   хранилище.

Такие сущности друг с другом взаимодействуют и трансформируются – это и есть психодинамика.

Данная методика выполняет функции медицинского лечения, способного вербальным путем провести коррекцию поведения индивида, трансформировать его личность на глубинном уровне. В задачу психотерапевта входит установление с пациентом особых доверительных отношений.

Специалист помогает исследовать прошлое и настоящее, произвести переоценку взглядов, найти новые пути. Успешным результатом считается избавление клиента от проблемы и возможность наконец полноценно жить.

Отцы-основатели

Все началось в 1880 году в Вене с того, что врач-терапевт и профессор  физиологии местного университета Йозеф Брейер сообщил своему ученику и другу Зигмунду Фрейду о своей пациентке. Он  рассказал, об удивительном излечении ее от истерии после сеанса гипноза, на котором женщина поведала о сильном травмирующем событии, произошедшем давно, и испытала при этом сильнейшую эмоциональную реакцию. Выйдя из транса, она ничего не помнила, но симптомы истерии у нее значительно смягчились. То есть, оставалось предположить, что раскрытие подавленных воспоминаний действует положительно на психоэмоциональное состояние человека.

На основании вышеизложенного Фрейд использовал данную методику в своей работе и через некоторое время предложил такой психотерапевтический метод, как психоанализ (1896 г.). Его постулаты:

  • корни всех психологических проблем находятся в бессознательном;
  • детские переживания оказывают большое влияние на личность;
  • задача терапии – донести до сознания подавленный конфликт;
  • психика состоит из Ид (примитивный инстинкт, врожденная жажда удовольствия, в том числе сексуального, агрессивность, асоциальность), Эго (компонент, ответственный за контроль инстинктов и его направление), Супер-эго (моральный аспект, отвечающий за усваивание общественных и родительских ценностей);
  • защитные механизмы используются людьми для противостояния угроз, поступающих из бессознательного;
  • сновидения – широкий путь в бессознательное, продолжение дневной жизни, поэтому их можно интерпретировать;
  • психические проблемы возникают на фоне увеличения либидо и невозможности получить облегчение без его разрядки.

Зигмунд Фрейд сделал вывод, что если законы динамики можно применять к телу человека, то почему бы это не может быть с личностью. Тогда он приступил к работе над созданием динамической психологии, цель которой – изучение преобразований и обмен энергией внутри определенной личности.

По его мнению, психологические процессы основаны на Эго, в котором внешний мир борется с Ид и Супер-эго, то есть между ними происходят динамические взаимодействия. Это и есть базовая психодинамическая модель.

Эту теорию подхватили так называемые неофрейдисты, которые не соглашались с тем, что секс имеет такое большое значение, поставив в острие угла влияние общества.

Таким образом, из психоаналитического подхода образовался психодинамический, к которому приложили руку следующие специалисты.

Карл Густав Юнг

Этот швейцарский психиатр познакомился с З. Фрейдом в 1907 году. Они подружились на фоне впечатлений от работ друг друга, и Фрейд даже считал Юнга собственным интеллектуальным наследником.  

Однако через несколько лет их концепции разошлись и дружба закончилась. Юнг, автор теории «Аналитическая психология» считал предположения товарища о бессознательном неполными и негативными. Он был приверженцем коллективного бессознательного, проявляемого общими символами. Фрейд называл это мифическим, ненаучным.

Альфред Адлер

Коллега Фрейда, автор теории «Индивидуальная психология». Являясь президентом Венского психоаналитического общества, покинул это общество вместе с частью членов из-за разногласий с основателем психоанализа. Они заключались во мнении, что людей необходимо изучать как целостный объект, а в детстве человеком движет чувство неполноценности, а не агрессия и сексуальные побуждения.

Карен Хорни

Последовательница феминистской психологии, немецкий психоаналитик Хорни не была согласна с Фрейдом в том, что девушки завидуют и пребывают в тревоге из-за отсутствия у них пениса. В ее представлении, это мужчины завидуют женщинам, так как те могут вынашивать и рожать детей.

Мелани Кляйн

Британский психоаналитик, при наблюдении своих детей сделавшая вывод о формировании Эдипова комплекса (бессознательного влечения ребенка к своим родителям с выражением любви и ненависти), сформулированного Фрейдом, в 2–3 года жизни. Она разработала игровую терапию для работы с детьми (аналог свободных ассоциаций) и подчеркнула значение расщепления детского сознания в младшем возрасте на плохо и хорошо.

Кляйн, вместе с Ж. Лаканом – единственные представители неофрейдистов, кто принимал уверения мэтра о существовании влечения к смерти.

Современная психодинамическая терапия

В настоящее время в таком направлении используется:

  • классический психоанализ (изучает психику и бессознательное, дает новый опыт преодоления конфликтных ситуаций);
  • символодрама;
  • неофрейдисткие практики;
  • телесноориентированная терапия;
  • транзакторный анализ;
  • юнгианский анализ;
  • структурный анализ Лакана;
  • психодрама;
  • индивидуальная психология А. Адлера;
  •  трансактный анализ;
  • детский психоанализ.

Цель психодинамической терапии, если сформулировать ее кратко – осознать бессознательное. Такой подход можно применить не только к человеку с каким-либо расстройством, но и здоровому, имеющему житейские трудности.

В задачу специалиста входит найти способ сексуальной подавленности и сопротивления этому. Добиться этого быстро не получится, так как следует разгадать и объяснить прошлый опыт, значение психических явлений, которые выражают спрятанные конфликты.

Динамический подход осуществляется вербально с помощью:

  • конфронтации – распознавания психических явлений;
  • прояснения – отделения важного от второстепенного
  • интерпретации – определения смысла или причины события;
  • прорабатывания – повторения до тех пор, пока пациент не поймет себя и разработает свое дальнейшее поведение.  

Сессии в глубокой разговорной форме могут быть краткосрочными и длительными, практикуются индивидуальные сеансы с кушеткой, а также групповые занятия.

Психодинамическая терапия обычно проходит не так динамично, как психоанализ (до пяти часов в неделю), а всего один или два.

Заключение

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Психодинамическая терапия основана на теории З. Фрейда и его последователей – неофрейдистов. Такой подход признает важность бессознательных процессов, происходящих в психике, и детских переживаний. Он придает большое значение влиянию социальной среды, и меньшее – либидо (в отличие от психоанализа), учитывает воздействие внешнего мира.

Такая психотерапия занимает меньше времени и не слишком интенсивна.