Шизофрению смело можно назвать одним из самых ярких психических расстройств. Симптомы заболевания слишком разнообразны и контрастны, затрагивают все сферы деятельности больного. Детская шизофрения – отдельная веха расстройства. Отличается тотальным изменением маленькой личности, но несмотря на явные дефекты, диагностируется достаточно сложно.
Относительно шизофрении действует простое правило: чем раньше выявлено расстройство, тем благоприятнее прогноз. Ранняя детская шизофрения проявляется еще в младенческом периоде. Однако редкие родители задумываются о присутствии болезни, скорее оправдывая симптомы психического расстройства кризисными периодами развития, недочетами воспитания.
Поскольку деткам свойственно фантазирование, нестабильность психических реакций, до 7 лет болезнь диагностируется затруднительно. Психиатрам не хватает четкости картины для постановки диагноза. Чаще официальное заключение выносится в пубертатном возрасте, в период манифестации расстройства, вызываемой гормональными всплесками. Но к данному возрасту болезнь успевает пустить корни, формируя стабильные патологические изменения личности, чем затрудняет предстоящее лечение. Подростковая шизофрения диагностируется только у 2% пациентов.
Таким образом, детская форма является сложным типом заболевания. Характеризуется тяжелым течением, спутанной клинической картиной, стойкими необратимыми изменениями психики.
Шизофрения в детском возрасте проявляется группами синдромов, охватывающих абсолютно все сферы деятельности ребенка: эмоциональную, социальную, интеллектуальную, поведенческую, волевую. В результате малыши теряют связь с реальностью, существуют в собственном, отстраненном, вымышленном мире.
Апато-абулический синдром сопровождается вялостью, безынициативностью, утратой интересов. Поведение характеризуется однообразными, бесцельными, вялыми движениями. Резко снижается активность. Дети утрачивают присущую им жизнерадостность. Обычно принимают одну позу, просиживая так довольно долго: стоят, лежат, сидят, не изменяя положения. Иной вариант – начинают отрешенно ходить или бегать, полностью игнорируя людей, происходящее вокруг. Внимание уделяют однообразным, стабильным процессам: поток воды, снегопад, движение рыбок в аквариуме. Часами способны наблюдать подобные явления.
Малышей сложно заинтересовать игрой, новыми игрушками. Наблюдается быстрая пресыщенность любой деятельностью: начинают что-либо делать и сразу бросают, теряя интерес. Игра приобретает примитивные черты: катание машинки «туда-сюда», перекладывание игрушки с места на место, многократное отстукивание по поверхности.
Эмоциональный фон скудеет. Игнорируют родных. Родителей как будто не замечают. Теряют способность сопереживать друзьям, близким. Перестают выражать собственное недовольство или удовлетворенность. Игнорируют выполнение просьбы, задаваемые вопросы.
Безразличие проявляется по отношению к еде, внешнему виду. Перестают выполнять элементарные гигиенические процедуры. Носят грязную, порванную одежду вопреки уговорам родителей, порой надевая вещи наизнанку. Налицо регресс элементарных навыков. Относительно взрослые детки, приученные к правилам пользования туалетом, начинают испражняться на пол, в штаны, находясь в общественном месте.
Изменяется речь, становится тихой, скудной. Дети манипулируют односложными фразами. Называют себя, используя местоимения третьего лица. Разговаривают невнятно, смазано. Постепенно речь приобретает нечленораздельный характер. Часто и вовсе перестают разговаривать.
Психопатоподобный синдром проявляется неуравновешенностью, беспокойством, неустойчивым настроением. Эмоциональный фон малышей становится довольно лабильным. Остро воспринимают самые незначительные стимулы. Падают на пол, катаются по полу. Кричат, хаотично размахивают руками, ногами. Обычно подобные реакции являются ответом на неугодную просьбу.
Дети агрессивны. Грубят окружающим, способны плюнуть, ударить, толкнуть человека. Встречаются случаи раптоидного состояния: острый страх делает поведение детей неадекватным. Больной начинает метаться, бесцельно бегать, плакать. Бросается на прохожих, срывает одежду. Падает в грязь, катается в ней, затем внезапно вскакивает, бежит дальше.
Рождается самоагрессия. Больные нередко наносят самоповреждения: кусают себя, царапают, бьют. Проявляется повышенная чувствительность, провоцируемая громкими звуками, ярким светом. Порой малышей раздражает собственная одежда: дети фактически срывают ее.
Нарушается сон, становится поверхностным, тревожным. Ребенок трудно засыпает, прося взрослого лечь рядом. Просыпаются среди ночи, не может уснуть до утра.
Параноидный синдром определяется позитивной симптоматикой: бредом, галлюцинациями чаще слухового, тактильного характера.
Псевдоорганический синдром является конечным результатом течения болезни. Проявляется схизисом, расщеплением сознания. Характеризуется нарушением всех познавательных функций: восприятия, памяти, мышления, интеллекта.
Большой вклад в изучение симптомов ранней детской шизофрении внес Лео Каннер. Психиатр выявил у детей подобной группы такие показательные признаки как:
Доктор объединил данные признаки термином ранний детский аутизм. Впоследствии оказалось, что аутизм, выявленный им, является неотъемлемым признаком шизофренического расстройства. Аутизм в рамках шизофрении нередко представлен понятием «синдрома Каннера».
Младенцами такие дети имели нарушения сна, менялась его глубина и качество. Он становился поверхностным, больные трудно засыпали.
Малышам свойственно беспокойство, плаксивость без явной причины. Хотя отдельные детки обладают стабильным эмоциональным фоном. Возможно снижение чувствительности относительно звуковых раздражителей. Порой создается впечатление, что ребенок страдает глухотой.
С возрастом у маленьких больных более четко проявляются признаки расстройства. Им сложно овладевать элементарными навыками самообслуживания: чистить зубы, одеваться, складывать вещи. Речь хоть и формируется своевременно, впоследствии теряет эмоциональный окрас. Дети перестают задавать вопросы и отвечать на них. Многие слова выпадают из обихода. Фразы укорачиваются, порой не завершаются, произносятся скандировано, отрывочно, штамповано. Теряется привычная интонация, приобретая вычурный характер: меняется ударение, манера произношения. Речь детей характеризуется невнятностью, непонятностью, монотонностью, автоматизмом, поэтому не годится для коммуникаций.
Поведение малыша, страдающего синдромом Каннера, может характеризоваться как удовлетворительное, даже с нотками веселья. Отдельные случаи подкрепляются равнодушием относительно окружения. Однако подобный фон настроения сохраняется, когда стабильна ситуация вокруг ребенка. Стоит внести изменения, корректировки в привычный детский уклад жизни – изменить маршрут прогулок, поменять интерьер комнаты, разнообразить пищу, поведение маленького пациента изменяется. Он становится агрессивным, беспокойным, тревожным.
Игровая деятельность детей с виду кажется обычной, однако характеризуется быстрой сменой действий или застреванием на одном определенном, отсутствие сюжета игры. Деток сложно заинтересовать привычными игрушками. Они проявляют интерес к иным вещам: цифрам, предметам обихода, электротехнике. Деятельность сопровождается стереотипностью, однообразием, например, бесцельным счетом любых попадающихся предметов.
Изменяется двигательная активность. Усложняющиеся двигательные формы объединяются с сохраняемыми примитивными движениями: взмахи кистей, перебирание пальцев рук, их сгибание, разгибание. Подобные стереотипии характерны для раннего возрастного периода. Походка становится нескоординированной, резкой, отрывистой. Отсутствует плавность движений. Поражает грациозность одних двигательных актов и нелепость, неловкость других.
Андрюша, 4 года. Младенчество сопровождалось обычным развитием: вовремя начал сидеть, ходить, речевое развитие – с 1 года. Мать отмечала чрезмерное спокойствие, пассивность и сонливость ребенка, слабую реакцию на игрушки. Он не различал посторонних и родных людей, проявляя одинаковую реакцию.
Мальчик страшился других детей, убегал от них, не хотел с ними играть. Попытка привлечь ребенка к игре заканчивалась агрессией, раздражением, беспокойством, криками. Любил ходить на носочках или широко поставленными ногами, прыгать, совершал разнообразные манипуляции руками. Игра сопровождалась перекладыванием игрушек с места на место. На улице игровая деятельность отсутствовала. Встретив собаку, вскрикивал: не бойся, ударяя себя по лицу.
Имея развитую речь, хороший словарный запас, речью не пользуется. Игнорирует вопросы, просьбы. Высказывает отдельные короткие фразы, когда испытывает нужду в чем-либо, чаще жестикулирует. Любит слушать стихи, запоминает прочитанное и страницу, где напечатано стихотворение. Говорит о себе в третьем лице: мальчик идет гулять, мальчик хочет есть.
Подозревая олигофрению, был направлен на прием к врачу. В кабинете бродил или бегал, игнорировал просьбу сесть на стул. На вопросы не отвечал. Предложенные игрушки сбрасывал на пол. Кричал, выкрикивая непонятные слова. Разбил рамку для фотографий, ударив об стол.
Детская форма расстройства обычно представлена 3 формами:
Представлена тремя вариантами:
К сожалению, злокачественный вариант течения является наиболее распространенным среди лиц детского возраста, составляет примерно 10% от всех случаев шизофрении детского периода.
Заболевание ярко проявляется уже в период 2–4 года. Характеризуется утратой интересов, апатичностью, равнодушием к близким. Сопровождается повышенной раздражительностью, упрямством.
Данный период отличает появление необоснованных страхов, принимающих глобальный характер. Настроение приобретает полюсный характер: тревога, подавленность сменяются периодами приподнятого расположения духа, эйфорией, дурашливым, причудливым поведением. Действия больных сопровождаются манерностью, импульсивностью.
Постепенно происходит усугубление негативной симптоматики: аутизм, эмоциональная скудность, вялость.
Расцвет болезни происходит спустя 5 лет. Кататонические признаки – ступор, сменяющийся возбуждением, сопровождаются усугублением эмоциональных расстройств. Возможно появление галлюцинаций.
Злокачественное течение заболевания сопровождается стремительным нарастанием психопатологической симптоматики, аутичности, угасанием активности, эмоциональным коллапсом. Манера поведения соответствует более раннему уровню развития, речь угасает. Наблюдается задержка психического развития, называемая олигофреническим дефектом.
Пример: Степан, 2 г. 3 мес. До двух лет мальчик развивался нормально. Был активным, интересовался игрушками, игровая деятельность соответственно норме. Психомоторное, речевое развитие соответствует срокам. Сон – спокойный, присутствовал эмоциональный контакт с родными, особенно с отцом.
В 2-летнем возрасте отправился в путешествие с родителями. Спустя несколько месяцев после возвращения состояние Степана внезапно изменилось. Он стал молчаливым, инертным. Наблюдалась потеря приобретенных знаний: не называл предметы при указании их взрослыми. Перестал играть любимыми игрушками. Затруднялся осваивать новые слова.
Поведение неоднозначно. Бывают периоды полной апатии, бездействия. Неподвижно сидит на стуле, уставившись вдаль, затем внезапно пассивность сменяется гиперактивностью. Мальчик бегает, прыгает, скачет по стульям, столам без боязни. Периодически передвигается на носочках. Неконтактен, отсутствует реакция на оклики, замечания. Случаются приступы недовольства, агрессии, стучит руками по столу, машет головой.
Детей боится, избегает. Игра примитивная, однообразная. Берет любую вещь, катая ее как машину. Новые игрушки грызет. Речь постепенно угасала. Изначально разговаривал односложными фразами, затем одиночными словами. Теперь издает только нечленораздельные звуки.
Перестал ходить на горшок, испражняется где попало. Привередлив в еде: отвергает мягкую пищу, предпочитая творог, котлеты, хрустящие продукты. Расставание с родителями переживает безучастно.
Параноидная и вялотекущие формы непрерывно текущей шизофрении встречаются реже.
Параноидный вариант. Ведущими симптомами становятся бредоподобное фантазирование, сменяющееся бредом воображения. Ранний возраст сопровождается более примитивными бредовыми идеями, отображающими интересы, привязанности малышей.
Бред подросткового возраста отличается более сложными, разнообразными вариантами, напоминающими картину взрослых больных. Галлюцинации, псевдогаллюцинации выражены менее ярко. Продуктивная симптоматика развивается на фоне выраженности негативных признаков.
Вялотекущая форма обладает сглаженным началом, постепенным развитием без отчетливо выраженных обострений и ремиссий. Характеризуется нарастанием негативной симптоматики: снижение активности, десоциализацией, расстройством психических функций. Продуктивные симптомы для данного варианта болезни несвойственны.
Однако бывают случаи выраженного усугубления патологического процесса. Тогда явно заметным становится эмоциональный дефект. Дети становятся равнодушными, грубыми, невежественными, отличаются особой жестокостью. Развиваются депрессивные состояния, страхи, дисморфофобии. Отчетливо выражено расстройство мышления, задержка психического развития.
Такая форма расстройства отличается внезапным возникновением приступов с постепенным их угасанием. При этом заболевание вызывает прогрессирующий распад маленькой личности.
Первые приступы появляются рано, на первом году жизни. Сопровождаются характерным плачем: оглушительным, но монотонным. Он отличается от плача здорового грудничка. Двигательная заторможенность сменяется беспокойством, гиперактивностью, периодами нетипичного безудержного веселья.
Амбивалентность сопровождает пищевое поведение: повышенный аппетит сменяется полным отказом приема пищи.
Сон нарушен. Изменяется глубина, продолжительность, сбивается суточный ритм. Наблюдается запоздалое становление речи, психомоторного развития, освоение элементарных навыков самообслуживания. Заболевание сопровождается всевозможными страхами.
Постепенно приступы приобретают затяжной характер, ремиссии уменьшаются. Присоединяется бред, кататонии, маниакальные, депрессивные расстройства.
Среди детей встречается она достаточно редко, поражая большей мерой девочек. Сопровождается сменой приступного периода и ремиссии, однако вызывает незначительное нарушение личности ребенка.
Приступ обычно провоцируется определенным фактором: инфекцией, травмой, стрессом. Знаменуется появлением страхов вплоть до бредового состояния, возбуждением. Изначально возбуждение проявляется эпизодически, нарастая со временем, приобретая черту дурачества, неистовства. Двигательное возбуждение сопровождается соматическими симптомами. Появляется головная боль, тошнота, рвота, гипертермия.
Подростковый период сопровождается более выраженной приступной картиной. Здесь также преобладает психомоторное возбуждение с нарушением восприятия, бредом, аффектами. Возбуждение достигает стадии истерии, характеризуясь чувственностью, выразительностью. Апогеем приступа становится помрачение сознания: спутанность, нарушение по типу сновидений, сопровождаемое фантастическими переживаниями.
Картина подкрепляется физиологическими симптомами. Щеки больных окрашиваются румянцем, губы – сухие, язык обложен, субфебрилитет. Начальные обострения болезни длятся от нескольких недель до нескольких месяцев.
Детская шизофрения отличается разнообразием и тяжестью проявлений. Маленького больного сопровождают поразительные изменения: активный, жизнерадостный, адекватный малыш сменяется дезорганизованным, эмоционально неуравновешенным, олигофренным индивидом. Ряд случаев сопровождается изначальным патологическим развитием маленькой личности. Чтобы частично приостановить действие разрушительной силы, очень важно вовремя начать адекватное лечение.