Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Гиперчувствительные дети

Особо чувствительными называют детей, у которых нарушена обработка сенсорной информации (НОСИ). Такая интеграция – сложный нейробиологический процесс, посредством которого мозг человека получает, обрабатывает и интерпретирует сведения из окружающей среды, поступающие от органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, вестибулярной и проприоцептивной систем. Для эффективного функционирования и взаимодействия с миром, мозг должен уметь правильно воспринимать, создавая единую, осмысленную картину того, что нас окружает.   

Проблемы в обработке сенсорной информации могут проявляться в различных формах, что ведет к трудностям в обучении, общении, самообслуживании и повседневной жизни. Однако гиперчувствительность не является болезнью или расстройством – это особенность нервной системы, которая может проявляться по-разному.  

Врата в мир восприятия

Сенсорная информация – фундаментальный компонент нашего взаимодействия с миром. Она поступает через рецепторы, расположенные в глазах, ушах, носу, коже, языке. Физические стимулы (свет, звук, давление, температуру, химические вещества) преобразуются в электрические сигналы, которые и передаются посредством нервных путей в головной мозг.

Каждый орган чувств специализируется на восприятии определенных видов стимулов:

  • зрение регистрирует световые волны, преобразуя их в сигналы о цвете, форме, движении и пространственных отношениях;
  • слух улавливает звуковые волны, позволяя нам различать частоту, громкость и направление звука;
  • обоняние воспринимает летучие молекулы, создавая ощущение запахов;
  • вкус реагирует на химические вещества в пище, определяя ее сладкое, кислое, горькое, соленое;
  • осязание задействует рецепторы в коже, мышцах и суставах, передавая информацию о давлении, температуре, боли, текстуре и положении тела в пространстве.

Полученная сенсорная информация не является готовым знанием. Она подвергается сложной обработке в различных областях мозга, где интегрируется с прошлым опытом, знаниями и ожиданиями. В результате этого процесса формируются наши восприятия, представления о мире и способность реагировать на окружающую среду.

Важно отметить, что СИ может быть как достоверной, так и обманчивой. Наши чувства могут быть уязвимы к иллюзиям, искажениям и предвзятости. Поэтому критический анализ и сравнение данных от разных органов чувств помогают нам формировать более точное и полное представление о реальности.

Каждый человек обладает уникальным профилем сенсорной чувствительности. Одни люди более чувствительны к тактильным ощущениям, другим – к звукам или запахам. Такая вариативность обусловлена генетическими факторами, опытом и индивидуальными особенностями нервной системы.

Симптомы

Нарушение обработки сенсорной информации у детей может проявляться по-разному. Некоторые из наиболее распространенных проявлений включают:

  • тактильная гиперчувствительность – это состояние, при котором ребёнок испытывает чрезмерную чувствительность к тактильным ощущениям. Обычные прикосновения, которые у других детей не вызывают дискомфорта, грубые поверхности, текстуры определенных материалов и даже объятия могут быть для него неприятными и даже болезненными. Ребёнок может отказываться носить одежду из шерсти, синтетики, с грубыми швами, с бирками или тесную. Он их избегает или негативно реагирует, не хочет держаться за руки и не позволять кому-либо трогать его, раздражается при прикосновении к конкретным частям тела: к ногам, рукам, голове или лицу;
  • светочувствительность (фотофобия) – раздражение глаз или головные боли при ярком свете, солнечном, искусственном освещении;
  • гиперакузия – обычные звуки, такие как лай собаки, гул транспорта или детский смех, могут восприниматься как очень громкие и неприятные;
  • сверхчувствительность к боли – более низкий болевой порог, ранимость к совсем незначительным ударам или царапинам;
  • проблемы с координацией и движением – нарушение равновесия, координации движений, неуклюжесть, трудности с выполнением тонких моторных навыков (например, застегивание пуговиц, рисование);
  • сложности в обучении – трудности с концентрацией внимания, запоминанием информации, пониманием прочитанного или услышанного;
  • социальные и поведенческие проблемы. Дети с НОСИ могут иметь трудности в общении со сверстниками, выражении своих эмоций, адаптации к новым ситуациям. Они могут быть импульсивными, агрессивными или замкнутыми.
  • быстрая усталость от стимуляции – перегрузка в шумных, людных местах или при длительном общении;
  • повышенная тревожность и беспокойство – страх перед новыми ситуациями, людьми или объектами;
  • склонность к перфекционизму. Дети с гиперчувствительностью могут стремиться к идеальному выполнению заданий и испытывать сильную фрустрацию при неудачах.
  • высокая эмпатия – способность глубоко сопереживать другим людям.

НОСИ может проявляться и гипочувствительностью: ребенок может не замечать или недостаточно реагировать на сенсорные стимулы. Например, он может не чувствовать боли, не замечать изменений температуры или не реагировать на громкие звуки.

Причины

Точные причины возникновения сенсорной интеграционной дисфункции, гиперчувствительности до сих пор не полностью установлены. Однако считается, что на развитие этого состояния может влиять:

  • генетическая предрасположенность;
  • пренатальные факторы – осложнения беременности, преждевременные роды, гипоксия плода;
  • постнатальные факторы – травмы головы, инфекции, хронические заболевания.
  • нарушения в работе НС – аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • психологические факторы – стресс, тревога, или травматический;  
  • медицинские состояния – некоторые заболевания, такие как экзема или псориаз, могут вызывать дискомфорт при прикосновении к коже.

Диагностика и лечение

Диагностика НОСИ, тактильной гиперчувствительности обычно проводится в виде комплексного обследования. Это сбор анамнеза, изучение истории болезни, образа жизни ребёнка, физический осмотр, наблюдение за его поведением в различных ситуациях, реакцией на стимулы. Проводятся специальные тесты для оценки сенсорной интеграции и выявления конкретных нарушений.

Коррекция состояния направлена на улучшение способности мозга обрабатывать информацию, и зависит от его причины и степени тяжести.

  • Поведенческая терапия помогает ребёнку научиться справляться с избыточной сенсорной стимуляцией. Это техники релаксации, постепенная адаптация к тактильным стимулам, и обучение альтернативным способам реагирования на дискомфорт.
  • Окупационная терапия предполагает разработку специалистом индивидуального плана лечения, содержащего упражнения для развития сенсомоторных навыков, адаптацию окружающей среды, обучение стратегиям преодоления трудностей. Психотерапевт может помочь ребёнку развить навыки повседневной жизни, которые могут быть затруднены из-за тактильной гиперчувствительности. Например, научить использовать специальные инструменты или приспособления для облегчения выполнения задач, таких как одевание или мытье рук.
  • Психологическая помощь позволяет справиться с эмоциональными проблемами, связанными с гиперчувствительностью, научить его использовать эффективные стратегии общения и взаимодействия.

В некоторых случаях врач может назначить медикаменты (антидепрессанты или антианксиолитики) для купирования симптомов тревожности, гиперактивности или других поведенческих проблем.

Могут быть полезны специальные упражнения и игры, направленные на развитие сенсорных систем организма.

Важно помнить, что НОСИ – это излечимое состояние. Своевременная диагностика и комплексное лечение позволяют детям успешно развиваться, учиться, адаптироваться к окружающему миру и вести полноценную жизнь.

Родителям рекомендуется создать дома комфортную среду для ребёнка, избегать ненужных тактильных стимулов, и быть терпеливыми и понимающими.

Советы родителям

Важно понимать, что гиперчувствительность – это не прихоть или избалованность, а реальная проблема, требующая терпения и понимания со стороны взрослых.

Прежде всего, следует понять причину такого состояния и создать ребенку безопасную, спокойную и предсказуемую среду. Избегайте резких переходов, громких звуков и яркого освещения. Установите четкий распорядок дня, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и знал, что его ожидает.

Эффективные стратегии при общении с гиперчувствительными детьми:

  • коммуникация – говорите с ребенком спокойно и ясно. Дайте ему время выразить свои чувства и эмоции. Объясняйте ему, что происходит вокруг, чтобы он чувствовал себя в безопасности;
  • чувственное регулирование – помогите ребенку научиться справляться со своими сенсорными перегрузками. Используйте техники релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация, физические упражнения;  
  • позитивное подкрепление – хвалите ребенка за его успехи, даже самые маленькие. Фокусируйтесь на его сильных сторонах и помогайте развивать уверенность в себе, понимать свои чувства и научится выражать их конструктивно;
  • снизьте уровень стимуляции в доме, избегайте яркого света и громких звуков. Используйте мягкие материалы для одежды и постели.

Если вы испытываете трудности в работе высокочувствительным ребенком, обратитесь к специалистам: детскому психологу, дефектологу или неврологу. Они смогут провести диагностику, дать индивидуальные рекомендации и разработать план работы.  

С помощью любви, поддержки и профессиональной помощи вы можете помочь ребенку раскрыть свой потенциал и жить полноценной жизнью.