Подростковый период (пубертатный) – важный и очень сложный этап в жизни человека. Он делится на три части: ранний (10–14 лет), средний (15–17), поздний (18–20). Это переходное время, когда ребенок становится взрослым: происходят физиологические изменения, становление сексуальности, эмоциональных и социальных привычек, расстановка приоритетов, то есть, закладывается его психическое благополучие.
Тяжесть такого периода усугубляется «игрой» гормонов, делающей девушку или юношу непредсказуемым, негативно влияющей на их настроение, поведение, общее состояние. Поэтому у подростков так часто и возникают психологические проблемы, решить которые самостоятельно или с помощью родителей невозможно. Последним, наблюдая изменения, лучше незамедлительно начинать поиски профессионалов в этой области, забив в поисковой строке браузера «посоветуйте психотерапевта для подростка». Такого специалиста также можно найти в Москве и любом городе страны, задав такой же вопрос друзьям, знакомым, коллегам.
Подростковый возраст – переломный, критический период в жизни человека, сопровождающийся глобальными физиологическими и психологическими изменениями. О нем написано множество пособий и книг, постоянно ведутся исследования на эту тему, но он так и остается самым непредсказуемым и сложными как и для самого ребенка, так и для его родителей, окружающих людей.
В такую переходную стадию идет активное половое созревание индивида, сочетающееся с кризисом развития личности. Он стремится быть самостоятельным, определяет свое положение в обществе, усваивает правила поведения в нем. У него формируются определенные внутренние установки и жизненная позиция.
Выше был указаны рамки пубертата согласно ВОЗ, но ряд современных психологов считает, что первые его «звоночки» могут появиться у восьмилетних детей, а завершиться к 23.
Интересный факт: чем общество благополучнее, тем дольше ребенок не взрослеет, то есть, пубертатный этап его жизни не наступает, а продолжается детство.
Из-за гормональной перестройки организма у подростков наблюдается эмоциональная нестабильность, они остро реагируют даже на незначительные события. На них отрицательно влияет непонимание взрослых (родителей и других взрослых), ссоры с первыми, непростые отношения со сверстниками, насилие, буллинг (травля), первая влюбленность и т. д.
Подростки пока не умеют себя сдерживать, должным образом реагировать на трудности, планировать, рационально решать возникающие проблемы. Все это нарушает их неустойчивую психику, и, если не заняться ее коррекцией на этом этапе жизни, то вполне возможно развитие расстройств, которые в дальнейшем будут отравлять жизнь уже взрослому человеку.
Сигналами для обращения к психотерапевту являются:
Упомянутые выше симптомы могут свидетельствовать о наличии таких психологических нарушений:
Опытный психотерапевт способен устранить вышеперечисленные проблемы и привести в норму психоэмоциональное состояние взрослеющего ребенка.
Употребляя в статье термин «подростковый психотерапевт» нужно отметить, что как таковой отдельной терапии для подростков не существует. Специалист работает точно так же, как и со взрослыми, но учитывай особенности возраста клиента.
Терапия детей в пубертатном периоде отличается от остальных вариантов следующим:
С учетом вышеизложенного подростковый психотерапевт должен иметь такие качества, как открытость, честность, высокий уровень отзывчивости, сопереживания.
Необходимо упомянуть и о том, что на консультацию подростка приводит родитель, он же составляет договор, оплачивает услугу, поэтому формирует запрос. Ну а, тот, с кем работает специалист, не является заказчиком, и у него может быть свой запрос. Например, желание мамы – хорошая успеваемость ее чада и нормализация его отношений с учителями, а клиента это вовсе не волнует, да и вообще, ему до лампочки «хотелки» родителей.
Задача терапевта – привести запросы двух сторон к общему знаменателю, чтобы не усиливать конфликт внутри семьи (а уж он в ней точно есть). Успеваемость может снизиться из-за депрессии, симптомы которой: снижение внимания, мотивации, неспособность сосредоточится. Поэтому нужно работать над ее устранением: если настроение улучшится, то и негативные последствия депрессии исчезнут.
Довольно часто психотерапевт предлагает семейную терапию, так как для такого периода характерен конфликт в семье. К данному положению дел приводит желание подростка иметь большую свободу действий, а ему ее ограничивают и много чего запрещают. Ну и свой вклад вносят родители, которые продолжают вести себя со своим чадом, как маленьким, не желая понимать, что он уже почти взрослый.
Семейная терапия довольно эффективна, так как помогает относиться друг к другу бережно, уважать, поддерживать, принимать и учитывать мнение каждого члена ячейки общества. Отдельные проблемы каждого из них довольно часто решаются через общую семьи.
Специалист использует несколько направлений для работы с подростком:
Однако самый часто используемый метод – когнитивно-поведенческая терапия, поэтому о ней стоит поговорить более подробно. Коррекция психологического состояния происходит путем обучения рациональному мышлению в противовес существующему импульсивному. То есть, человек меняет модель поведения с «чувствую – делаю» на «сначала думаю, потом чувствую и делаю». В последнем варианте формирование эмоции происходит при объективной оценке ситуации, а разум контролирует переживания и заставляют действовать рационально.
Преимущества КПТ:
В работе с подростками психотерапевты также применяют такие техники:
Конечно, это далеко не все методы и техники, используемые в работе с подростками. Для каждого пациента подбирается свой вариант с учетом его восприимчивости и особенностей.
Хорошего, опытного психотерапевта в Москве (да и любом другом городе) можно найти по рекомендациям коллег и знакомых, отзывам на специализированных сайтах, в респектабельных профильных частных клиниках и центрах. Благодаря современным технологиям можно даже не посещать кабинет специалиста: возможна консультация в режиме онлайн.