Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Какого подросткового психотерапевта в Москве можно считать хорошим

Подростковый период (пубертатный) – важный и очень сложный этап в жизни человека. Он делится на три части: ранний (10–14 лет), средний (15–17), поздний (18–20). Это переходное время, когда ребенок становится взрослым: происходят физиологические изменения, становление сексуальности, эмоциональных и социальных привычек, расстановка приоритетов, то есть, закладывается его психическое благополучие.  

Тяжесть такого периода усугубляется «игрой» гормонов, делающей девушку или юношу непредсказуемым, негативно влияющей на их настроение, поведение, общее состояние. Поэтому у подростков так часто и возникают психологические проблемы, решить которые самостоятельно или с помощью родителей невозможно. Последним, наблюдая изменения, лучше незамедлительно начинать поиски профессионалов в этой области, забив в поисковой строке браузера «посоветуйте психотерапевта для подростка». Такого специалиста также можно найти в Москве и любом городе страны, задав такой же вопрос друзьям, знакомым, коллегам.

Пубертат

Подростковый возраст – переломный, критический период в жизни человека, сопровождающийся глобальными физиологическими и психологическими изменениями. О нем написано множество пособий и книг, постоянно ведутся исследования на эту тему, но он так и остается самым непредсказуемым и сложными как и для самого ребенка, так и для его родителей, окружающих людей.

В такую переходную стадию идет активное половое созревание индивида, сочетающееся с кризисом развития личности. Он стремится быть самостоятельным, определяет свое положение в обществе, усваивает правила поведения в нем. У него формируются определенные внутренние установки и жизненная позиция.  

Выше был указаны рамки пубертата согласно ВОЗ, но ряд современных психологов считает, что первые его «звоночки» могут появиться у восьмилетних детей, а завершиться к 23.

Интересный факт: чем общество благополучнее, тем дольше ребенок не взрослеет, то есть, пубертатный этап его жизни не наступает, а продолжается детство.

Повод обращаться к психотерапевту

Из-за гормональной перестройки организма у подростков наблюдается эмоциональная нестабильность, они остро реагируют даже на незначительные события. На них отрицательно влияет непонимание взрослых (родителей и других взрослых), ссоры с первыми, непростые отношения со сверстниками, насилие, буллинг (травля), первая влюбленность и т. д.   

Подростки пока не умеют себя сдерживать, должным образом реагировать на трудности, планировать, рационально решать возникающие проблемы. Все это нарушает их неустойчивую психику, и, если не заняться ее коррекцией на этом этапе жизни, то вполне возможно развитие расстройств, которые в дальнейшем будут отравлять жизнь уже взрослому человеку.

Сигналами для обращения к психотерапевту являются:

  • тревожность с постоянным ощущением страха выступать на публике (и других), просто общаться, что-то сделать и потерпеть фиаско. Это все довольно сильно отравляет жизнь;
  • умышленное нанесение самому себе травм;
  • потеря интереса ко всему, апатия, нежелание выходить из дома, мысли о собственной бесполезности и суициде;
  • изменение пищевого поведения – особенно им подвержены девочки. Они особенно озабочены своей внешностью и впечатлением, производимым на сверстников и не только. Общество навязывает определенные стандарты красоты (сейчас это очень худощавая фигура), и девушки стремятся любыми способами ее добиться. Избавления от съеденной пищи противоестественными способами и голодание не только наносит сильный вред организму, состоянию волос и кожи, но и негативно влияет на психоэмоциональное состояние;
  • психотравма – расставание с другом, смерть близкого человека, авария наносит сильный удар по психике и остается тяжелым грузом в глубинах памяти. Такой травматичный опыт обязательно рано или поздно даст о себе знать и принесет беду – его необходимо проработать;
  • стресс – он в период взросления настигает постоянно. Благодаря терапии подросток может научиться принимать такие удары без вреда для себя;
  • отсутствие социальных связей, друзей. Без общения плохо любому человеку. Ему нужно обязательно уметь коммуницировать с другими людьми (не только в кругу семьи, а с посторонними), дружить, сближаться, строить отношения с противоположным полом. Если у подростка с этим проблема, то у психотерапевта есть методики, позволяющие развить такие качества;
  • нарушения сна – бессонница или дневная сонливость;
  • демонстративное асоциальное поведение;
  • нежелание ходить в школу, резкое ухудшение успеваемости;
  • немотивированная агрессия;
  • неряшливость, нежелание следить за собой, отсутствие гигиены;
  • чрезмерная реакция на какое-либо событие;
  • отсутствие увлечений.

Упомянутые выше симптомы могут свидетельствовать о наличии таких психологических нарушений:

  • депрессии с неспособностью сосредоточится, апатией, плохим настроением, заниженной самооценкой, равнодушием к тому, что раньше вызывало интерес. Особенно опасно, если подросток начинает говорить о своей бесполезности и желании совершить суицид – такую мысль он может попытаться реализовать. Поэтому визит к психотерапевту жизненно необходим; 
  • аффективных расстройств личности, возникающих на фоне неправильной реакции на жизненные неурядицы. Они сопровождаются агрессивностью, отстраненностью от социума, эмоциональной лабильностью, истериками;
  • психосоматических явлений. Внутренние переживания вызывают сильные боли в животе, конечностях, голове при отсутствии физических заболеваний;
  • тревожных расстройств – фобий, ПТСР и других;
  • расстройств пищевого поведения – компульсивного переедания, анорексии, булимии;
  • разных специфических расстройств.

Опытный психотерапевт способен устранить вышеперечисленные проблемы и привести в норму психоэмоциональное состояние взрослеющего ребенка.

Психотерапевт для подростка

Употребляя в статье термин «подростковый психотерапевт» нужно отметить, что как таковой отдельной терапии для подростков не существует. Специалист работает точно так же, как и со взрослыми, но учитывай особенности возраста клиента.

Терапия детей в пубертатном периоде отличается от остальных вариантов следующим:

  • с такими пациентами в отличие от младших по возрасту, с которыми сессия проводится в виде игры, нужно беседовать. Так как их настроение и мотивация постоянно меняется, то возникают сложности с формированием запроса и целей терапии;
  • специалисту придется учитывать множество внутриличностных конфликтов юного клиента, помогать ему слушать, понимать самого себя, уметь выстраивать границы;
  • сложности могут возникнуть и в построении доверительных отношений между специалистом и клиентом, так как последнего есть проблемы с эмпатической связью. Часто это бывает у тех, у кого сложная обстановка в семье, члены которой не близки друг с другом и не привыкли к откровенности;
  • важен вопрос конфиденциальности – подросток боится, что сказанное им через психотерапевта не было «доложено» родителям. Задача специалиста – убедить его, что из стен кабинета ничего не выйдет.

С учетом вышеизложенного подростковый психотерапевт должен иметь такие качества, как открытость, честность, высокий уровень отзывчивости, сопереживания.

Необходимо упомянуть и о том, что на консультацию подростка приводит родитель, он же составляет договор, оплачивает услугу, поэтому формирует запрос.  Ну а, тот, с кем работает специалист, не является заказчиком, и у него может быть свой запрос. Например, желание мамы – хорошая успеваемость ее чада и нормализация его отношений с учителями, а клиента это вовсе не волнует, да и вообще, ему до лампочки «хотелки» родителей.

Задача терапевта – привести запросы двух сторон к общему знаменателю, чтобы не усиливать конфликт внутри семьи (а уж он в ней точно есть). Успеваемость может снизиться из-за депрессии, симптомы которой: снижение внимания, мотивации, неспособность сосредоточится. Поэтому нужно работать над ее устранением: если настроение улучшится, то и негативные последствия депрессии исчезнут.

Довольно часто психотерапевт предлагает семейную терапию, так как для такого периода характерен конфликт в семье. К данному положению дел приводит желание подростка иметь большую свободу действий, а ему ее ограничивают и много чего запрещают. Ну и свой вклад вносят родители, которые продолжают вести себя со своим чадом, как маленьким, не желая понимать, что он уже почти взрослый.

Семейная терапия довольно эффективна, так как помогает относиться друг к другу бережно, уважать, поддерживать, принимать и учитывать мнение каждого члена ячейки общества. Отдельные проблемы каждого из них довольно часто решаются через общую семьи.  

Как проходит терапия

Специалист использует несколько направлений для работы с подростком:

  • когнитивно-бихевиоральная терапия или КБТ, задача которой – сразу решить определенную проблему. Она заключается в переоценке, а также изменении негативных реакций и моделей поведения, ставших привычными. Очень важно когнитивно преобразовать их в позитивные и эффективные, так как если оставить все как есть, то с годами они закрепляются и усугубляются, а исправить такую ситуацию становится сложнее;
  • психодинамическая терапия сосредоточена на глубинных переживаниях и защитах, выстроенных психикой. Благодаря ей можно найти себя, разрешить внутренние конфликты, понять потребности и приобрести новый опыт;
  • семейная терапия. О ней мы уже говорили выше. Основана она на устоявшихся моделях поведения членов семьи, которые составляют ее систему. Если модель поменяет только один человек, то система быстро вернет прежнее его состояние, поэтому преобразование должны пройти все.

Однако самый часто используемый метод – когнитивно-поведенческая терапия, поэтому о ней стоит поговорить более подробно. Коррекция психологического состояния происходит путем обучения рациональному мышлению в противовес существующему импульсивному. То есть, человек меняет модель поведения с «чувствую – делаю» на «сначала думаю, потом чувствую и делаю». В последнем варианте формирование эмоции происходит при объективной оценке ситуации, а разум контролирует переживания и заставляют действовать рационально.

Преимущества КПТ:

  • основывается на таких науках, как нейробиология, психофизиология и др., то есть, все формулировки и понятия вполне четко обоснованы;
  • план действий четкий и понятный клиенту, так как разрабатывается при его участии. Он также понимает цели терапии и ее задачи, поэтому налаживается быстрый контакт со специалистом;
  • быстрый результат, позволяющий избежать долгой работы и экономящий деньги клиента;
  • видимый эффект – полученные навыки можно сразу же применять в жизни.

В работе с подростками психотерапевты также применяют такие техники:

  • диалог клиента с самим собой погружает его в сознание и дает возможность определить причину проблемы и найти варианты ее решения;
  • сократовский диалог – пациент быстро отвечает на заданные вопросы и самостоятельно обнаруживает источник негативной ситуации;
  • мозговой штурм – разработка множества вариантов и выбор оптимального;
  • ведение дневника – сделанные клиентом записи отслеживают изменение ситуации и оценивают проблему со стороны.

Конечно, это далеко не все методы и техники, используемые в работе с подростками. Для каждого пациента подбирается свой вариант с учетом его восприимчивости и особенностей.

Хорошего, опытного психотерапевта в Москве (да и любом другом городе) можно найти по рекомендациям коллег и знакомых, отзывам на специализированных сайтах, в респектабельных профильных частных клиниках и центрах. Благодаря современным технологиям можно даже не посещать кабинет специалиста: возможна консультация в режиме онлайн.