С представителями этой профессии мы сталкиваемся чаще всего – после продавцов и работников
Речь о врачах, общение с которыми нередко оборачивается настоящим испытанием. И для нас, и для них.
Кто виноват в конфликтах – медики или пациенты? И можно ли подобных ситуаций избежать? Накануне Всемирного дня больного мы решили поговорить об этом с доктором медицинских наук, профессором, директором Московского городского психо-эндокринологического научного центра Матевосяном Степаном Нарбеевичем.
В качестве психиатра наш эксперт постоянно сталкивается с ситуациями, затрагивающими проблемы врачебной этики. Человеческая психика – область тонкая: любой неосторожный шаг, неосторожное слово в этом случае могут нанести пациенту непоправимый вред. Степан Нарбеевич убежден: в конфликтах, возникающих между врачом и пациентом, бÓльшая ответственность лежит на первом. В отличие от больного человека, которому вести себя адекватно подчас мешает плохое состояние здоровья, врач, обладая знаниями об особенностях данного заболевания, а также о деонтологии (наука, занимающаяся изучением медицинской этики), находится в особом положении, а значит, должен сделать все, чтобы свои обязанности исполнять качественно.
Избежать же возможных конфликтов, считает наш эксперт, его коллегам поможет Этический кодекс российского врача, принятый в 1994 году Ассоциацией врачей России и действующий поныне. И хоть кодекс носит скорее рекомендательный характер, с ним неплохо было бы ознакомиться всем – и врачам, и пациентам.
строить свои отношения с пациентом на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, стремясь к терапевтическому сотрудничеству с обратившимся за помощью человеком;
в оптимистичном ключе и на доступном для пациента уровне обсуждать проблемы его здоровья, разъяснять ему план медицинских действий. При этом врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное;
сопоставлять потенциальную пользу с возможными осложнениями от вмешательства: лекарство не должно быть горше болезни;
при возникновении профессиональных затруднений обратиться за помощью к коллегам;
сохранять в тайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию пациента;
при возникновении конфликта интересов пациент–общество, пациент–семья отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим;
отвечать за качество оказанной им медицинской помощи, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег как свои собственные;
стремиться к углублению своих знаний, памятуя о том, что качество медицинской помощи не может быть выше полученного образования.
препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу;
заключать с пациентом имущественные сделки, а также заниматься вымогательством и взяточничеством, но вправе принять благодарность от пациента и его близких;
заниматься саморекламой;
допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников;
переманивать пациентов у своих коллег.