Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Просим вас в случае признаков простуды воздержаться от посещения Центра. Благодарим за понимание!
+7 (495) 691-71-47
+7 (926) 716-64-69

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём
Записаться на прием

Диссоциативное расстройство личности: примеры реальные и вымышленные истории

Диссоциативное расстройство личности – сложное, загадочное, но очень интересное явление. Ученые по сей день пытаются постичь его суть, проводят массовые исследования, изучают «доступные» личности. В кинематографе расстройство стало платформой для сценариев большого количества фильмов, интригующих зрителя практически до конца ленты. И действительно, каждая субличность «многолюдной» личности – как отдельный персонаж одного сценария.

Особенности заболевания

ДРЛ отличается следующими свойствами:

  • сочетание в одной личности нескольких Альтер-личностей;
  • каждое Эго-состояние наделено собственными психологическими качествами, отличными от характеристик больного;
  • новые личностные образования чаще не знают друг о друге;
  • переключение Эго-состояний происходит неожиданно или последовательно.

При этом расстройстве привычна ситуация, когда каждый «персонаж» появляется в определенных, отведенных для него обстоятельствах. Например, у всем известного Билли Миллигана ДРЛ развилось в возрасте примерно трех лет. Тогда в «арсенале» субличностей ребенка был Шон – глухой мальчишка четырех лет с задержкой психического развития. Он овладевал сознанием, когда маленький Билли подвергался наказаниям: крику, оскорблениям. Глухота заставляла Шона жужжать, чтобы ощущать вибрацию звука.

Когда Билли повзрослел, другие Эго-состояния перевели Шона в ранг нежелательных за отсутствием необходимости.

Отбывая срок в ливанской тюрьме, другую субличность Миллигана – Стива вызывали, чтобы рассмешить людей. Стив – парень 20-ти лет, пародист. Однажды, пародируя начальника тюрьмы, он был «застукан» сотрудниками. За это Билли отправили в изолятор.

Диссоциативное расстройство идентичности запускается травматическим событием. В результате начинается процесс зарождения субличности, а основная идентичность освобождается от травмирующих переживаний – они уходят за пределы ее сознания.

Негативный опыт переносится на зарожденную, травматическую, субличность. Так формируются амнестические барьеры, закрывая доступ идентичности к ужасающему событию. Сформированные Эго-состояния становятся хранителями негативного прошлого. Их задача – не дать устрашающим воспоминаниям прорваться в сознание основной личности.

ДРЛ становится мощной защитой для человека, зарождая новую биографию для него. Прослеживается некоторая закономерность среди диссоциативных больных: расстройство чаще проявляется у людей, лишенных поддержки и защиты во время воздействия негативного фактора. Это работа бессознательного. А, как известно, оно лишено половой, временной, возрастной дифференциации. Поэтому рожденные Эго-состояния могут быть кем угодно, любого возраста, пола, с разными пристрастиями, способностями и т.д.

Поведение людей с диссоциативным расстройством личностинаправлено на избегание поступков, способных привести к воспоминаниям о травме. Они усиленно бессознательно подавляют все мысли, связанные с ней. Из-за этого развивается психогенная утрата памяти.

Люди с ДРЛ эмоционально сдержанны и кажутся немного отстраненными от внешнего мира, живут с ощущением туманности будущего.

Сложно предсказать жизненный сценарий «многолюдных» личностей. Одни неплохо приспосабливаются к жизни, становятся профессионалами в различных отраслях. Другие приходят к асоциальному образу жизни.

Обычно больной сочетает несколько жизненных путей. Известна история из жизни девушки по имени Джейн – авторитетной преподавательницы вуза. В диссоциативной реальности она была Мил – мелкой воровкой, Джанет – программистом, Аннет – наркодилером, а также Инией – хозяйкой садомазохистского борделя. Все они жили в отдельных жилищах, придерживались собственного стиля в одежде и поведении.

Временные рамки         

В мире обычных людей время линейно и последовательно. Мы переживаем прошлое, настоящее и будущее, плавно перетекая из одного отрезка времени в другой. Они неразрывно связаны между собой, образуя единство под названием «вечность». Известная фраза гласит: «Я тот, кто был, есть и будет».

Для диссоциативной личности время превращается в хаос. Временные отрезки перемешиваются между собой, и в настоящем происходит столкновение прошлого и будущего. Это нарушает восприятие больным окружающего мира и самого себя.

Врач-психиатр рассказывает историю пациентки 35-ти лет. Называла себя Настей. Утверждала, что ей 12 лет. Со слов женщины, она уже несколько дней не живет дома, слоняется по улицам с бездомными. Узнав от посторонних, что ее родители погибли, Настя обратилась за помощью в правоохранительные органы с просьбой определить ее в детский дом.

В возрасте 11 лет, как рассказала Настя, ее изнасиловал пьяный отец. Пациентка казалась растерянной, напуганной, подавленной. Голос дрожал, срывались слезы. Говорила, что хочет попасть в детский дом, чтобы иметь возможность учиться, хотя на самом деле проявляла высокие интеллектуальные способности, владела знаниями во многих отраслях, иностранными языками. Поведение, речь женщины соответствовали подростковому периоду.

В ходе индивидуальной психотерапии пациентка часто расспрашивала специалиста о его семье. А ее фраза «Никогда не бросайте своих детей» стала показателем выхода женщины из образа девочки-подростка.

Женщина рассказала, как ее зовут на самом деле. Указала настоящий возраст и поведала историю своей жизни. У нее был муж и двое детей. Супруг-алкоголик систематически подвергал ее физическому насилию, и ей пришлось уйти от него.

После развода у пациентки несколько раз возникали ситуации, подобной той, в которой она оказалась на данный момент: «Мое сознание находилось в тумане. Я практически ничего не помнила». Подобное поведение настораживало родственников, и собственная мать выгнала ее на улицу, пытается забрать детей.

Лишившись работы по случаю сокращения, женщина оказалась на улице без средств к существованию. Она была вынуждена обратиться за помощью к тете, жесткой и своенравной по натуре даме, оскорблявшей и унижавшей ее. С ней пациентка жила семь лет.

Накануне «переключения» женщина шла с тетей по улице. Та в очередной раз выливала на нее порцию оскорблений и замечаний. И в этот момент, как говорит сама больная, она отключилась.

Психотерапия оказала свое лечебное воздействие и помогла женщине вернуться к реальной жизни. Кроме этого, к психотерапевтической работе была привлечена и тетя пациентки. Через месяц больную выписали из больницы с сохранением поддерживающей терапии.

Примеры из кинематографа 

Говорят, что диссоциативное расстройство идентичности невозможно симулировать. Профессионал быстро распознает симулянта по утрированным, примитивным чертам расстройства: ложные больные недостаточно разграничивают субличностей, оставляют много несоответствий.

Даже самый гениальный актер в реальной жизни неспособен, со слов специалистов, достоверно сыграть раздвоение личности. Но в кино все получается достаточно правдиво, интересно и захватывающе. Именно поэтому существует так много кинокартин на тему диссоциативного расстройства. Большая их часть удостаивается престижных наград, в том числе, и «Оскара».

Одна из них, достаточно известная – «Черный лебедь». Это история молодой, фанатичной балерины Нины Сейерс (актриса Натали Портман), мечтающей сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро». Она живет с матерью, несостоявшейся балериной, посвящающей все свое время дочери и ее карьере.

Нина получает главную роль. Партия белого лебедя дается ей достаточно легко. Но черный лебедь требует страсти и раскрепощенности, которых у Нины оказывается недостаточно. Хореограф Тома, видя потенциал в молодой балерине, пытается ее освободиться, вывести на эмоции, добиться раскованности. Он пытается соблазнить, постоянно критикует в резкой манере, называет фригидной. Таким образом Тома пытается расшевелить темную сторону Нины. Он хочет поцеловать девушку, но та кусает его и убегает.

Внезапно девушку начинают посещать галлюцинации. Появляются пугающие отражения в зеркале, оживают фотографии матери. Спина покрывается сыпью и царапинами. Мать девушки думает, что к дочери вернулась пагубная привычка из детства расчесывать кожу.

Коллега Нины – Лили, набивается к ней в друзья. Строит козни, пытаясь отобрать у нее роль, опаивает ее алкоголем с экстази и соблазняет. В итоге Нина проспала репетицию. Прибежав на нее, видит, что ее место занято подругой-коллегой. Лили все отрицает, утверждая, что Нина провела ночь с незнакомцем, с которым познакомилась в клубе.

Состояние Нины ухудшается. Она навещает бывшую приму театра, которую попросили уйти по случаю «преклонного» возраста. В депрессии она кинулась под машину и сейчас лежит в больнице. Прима на глазах у Нины пилочкой для ногтей уродует себе лицо. Нина выбегает из больницы, но почему-то пилочка оказывается у нее в руках.

Дома у девушки обостряются галлюцинации. Ей видится изуродованная бывшая прима. Внезапно кожа девушки становится гусиной, покрывается непонятными шипами, которые оказываются перьями, ноги выкручиваются на манер птичьих. Она теряет сознание.

Кульминацией картины становится сцена балета. Нина проваливает первый акт, где играет белого лебедя. В перерыве у нее завязывается ссора с Лили. Нина разбивает зеркало, осколком ранит Лили в живот. Тело прячет в ванной.

Во втором акте партию черного лебедя девушка исполняет блистательно, раскрепощенно и огненно. Она ощущает себя коварной птицей, ее взгляд меняется. На спине вырастают крылья. Из зала их не видно, но Нина видит их тень на полу. Зрители ликуют.

В антракте к ней приходит Лили, живая и здоровая. Оказывается, и в ванной нет тела. Однако зеркало разбито. Нина видит его осколок в своем животе.

Нина блестяще отыгрывает последний акт, пересиливая боль. В конце, когда лебедь срывается со скалы, Нина в окровавленном платье падает без сил. Игра ее была великолепна. Тома в восхищении бежит к ней, но, видя представленную картину, в ужасе кричит: «Что случилось?». На что Нина ему отвечает: «Я постигла совершенство».

В картине показан психологический инфантилизм молодой, привлекательной, достаточно взрослой девушки, которая не может отсепарироваться от своей нервозной матери. Энергия Нины направлена исключительно на профессиональные успехи. Девушка не интересуется противоположным полом, сексуальной жизнью. Роль черного лебедя и подстегивания хореографа раскрепощают ее либидо в виде галлюцинаций. В итоге у Нины происходит раздвоение личности.  

По мотивам ДРЛ

Еще один оскароносный шедевр, режиссером которого стал легендарный Альфред Хичкок – «Психо». Сюжет повествует о юноше Нормане Бейтсе – владельце отеля, куда попадает девушка, укравшая у своего начальника 40 тысяч долларов и сбежавшая по этому поводу.

Норман говорит, что живет с деспотичной мамашей, которую он очень любит. Мужчина очарован Мэрион, но его родительнице постоялица пришлась не по душе, что выражается в «кричащих» доводах, слышных из окон отеля.

Когда Мэрион принимала душ, к ней ворвалась женщина с ножом (на экране лицо скрыто) и убила ее. Норман, увидев случившееся, завернул девушку в душевую занавеску и утопил в болоте вместе с ее машиной и вещами.

Беспокоясь за Мэрион, ее сестра с детективом отправляются ее искать. Они попадают в отель Бейтсов. В разговоре с Норманом детектив чувствует неладное. Детектив решает посетить отель тайно. Здесь на него нападает убийца, со спины напоминающий женщину, и убивает ножом.

Тогда сестра Мэрион и ее жених Сэм отправляются на поиски самостоятельно. Шериф из местного участка рассказал им, что мать Нормана умерла 10 лет назад. В доме Бейтсов пара находит комнату женщины с гардеробом, косметикой. Создается впечатление, что в ней кто-то живет. Сестра Мэрион спускается в подвал и видит сидящую мумию матери, повернутую к стене. В это время на нее нападает Норман в одежде своей мамы, с ножом в руках, но Сэм спасает ее.

Бейтса арестовали, но психиатр вынес свой вердикт: раздвоение личности. Норман, приревновавший мать к ее мужу, отравил их обоих. Хотя до этого считалось, что это мать отравила сначала своего супруга, а после и себя. Не выдержав разлуки, сын достал труп из гроба, поместил его в подвал и стал разговаривать с матерью. Его личность расщепилась. И мать, теперь уже в виде Альтер-личности, стала доминировать над Норманом. В особенности ее раздражали молодые красивые девушки, которых она убивала.

Парня отправили в психиатрическую больницу, где он часто разговаривал сам собой материнским голосом.  Ее личность так и осталась главенствующей.

Это только несколько кинематографических примеров, на самом деле их гораздо больше, так как из этой темы можно сделать довольно интересные повествования. На самом деле жизнь больных не назовешь захватывающей.

Двадцать в одной: история Ким Нобл 

Ким Нобл – лондонская художница, в которой уживаются сразу 20 субличностей. Среди них есть мужчины, женщины и дети. Чаще всех сознание занимает Патриция. Она владеет собственной банковской картой, куда приходят средства от продажи картин. Пин-код известен только Патриции. Смена других субличностей происходит примерно четыре раза в день. У Ким вышла автобиографическая книга «Все Я» в соавторстве с ее Альтер-личностями.

14 из 20 субличностей Ким пишут картины. Впервые она занялась художественным творчеством после рождения дочери. Да, у Ким есть дочь. Но не все ее Эго-состояния знают об этом факте. Определенная их часть думает, что Эйми – так зовут дочь Ким, это дочка ее друзей.

Сейчас художнице около 60. Расстройство сопровождает ее с детства. Женщина предполагает, что начало изменений зародилось в промежуток между 1 и 3 годами жизни. Ее родители часто ссорились, жестоко обращались с девочкой. Порой ей приходилось ночевать у друзей семьи.

Ким вспоминает, что особенно сложно было учиться в школе. Она не помнила многих своих поступков и слов. Школьный материал не в полной мере усваивался основной личностью, поскольку разные предметы прослушивались разными субличностями. Усвоенный на уроке материал на перемене сразу забывалось, так как происходила смена персонажей.

Подростковый период – сложнейший в жизни Ким. Переключение Эго-состояний вызывало недоумение у каждой, и, как следствие – стресс и паника. Большая их часть пытались совершить суицид, другие страдали анорексией, булимией. Из-за этого Ким оказывалась несколько раз в психиатрическом стационаре.

Женщине пришлось пережить пожар, арест, угрозы. Ее даже обливали кислотой.

Однажды Ким в образе Хейли устроилась на работу водителем, где продержалась пять лет, до тех пор, пока ее сознанием не завладела другая личность – Джуди, которая не умела водить. Это произошло, когда Хейли была за рулем грузовика. В сущности Джуди она протаранила ряд автомобилей, за что была арестована. Ей поставили диагноз: шизофрения.

Правильный диагноз Ким был установлен только в возрасте 35 лет. Сейчас она живет со своей дочерью и продолжает сосуществовать со своими двадцатью ипостасями, с которыми ей удалось прийти к консенсусу.

Еще немного реальных историй    

Мелани Гудвин до сорока лет не подозревала, что является носителем психического расстройства – раздвоения личности. Она ощущала некоторые провалы в памяти, например, ей сложно было вспомнить жизненный период до 16 лет. Но о присутствии сразу девяти «Я» даже не могла себе представить.

Все они – Мелани, но различного возраста, соответствующего особо тяжелому периоду жизни. Есть субличность, больная анорексией, другая – несколько раз совершала попытки суицида. Трехлетнюю Мел моментально настигает ступор при столкновении с триггером былых травмах. 16- летняя Мел – беспечная, коммуникабельная девушка, любящая пофлиртовать.

Каждое утро непонятно, как она будет добираться до работы: с помощью машины, если это зрелая Мелани, или на велосипеде, если это 16-ти летняя Мел. А может, придется захватить любимого мишку, если в это утро главенствует ее трехлетнее летнее «Я».

Женщина ощущала присутствие нескольких личностей, но не могла дать этому объяснение. Все встало на свои места, когда на глаза ей попалась книга «Стая» Джоан Френсис Кейси. Тогда Мелани предположила, что имеет диссоциативное расстройство идентичности, как и автор произведения.

Поделившись такими размышлениями с мужем, он согласился с ней. Нередко мужчине сложно было понять жену. Например, в один день она с удовольствием пьет кофе. А в другой – утверждает, что терпеть его не может. Каждый вечер, возвращаясь домой, муж Мелани не знал, какой супруга предстанет перед ним сегодня.

Мел трудно проследить хронологию своей жизни. Она предстает перед ней фрагментами, плохо сочетающимися между собой.

Кристина

Женщине 27 лет. Рассказывает, что впервые расстройство у нее проявилось в 14 лет. Алкоголизм матери вызывал бурю эмоций. Справиться с ними девушка не могла. Выхода они не имели, накапливаясь внутри и еще больше повышая напряжение. Подростковый возраст со своими проблемами усугублял ситуацию.

Тогда впервые Кристина услышала внутри себя голос маленькой девочки, называвшей себя Тень. Голос называл девушку слабой, ничтожеством, говорил, что она должна умереть. Они существовали бок о бок десять лет, на протяжении которых маленькая девочка постепенно взрослела. Но постоянное напоминание о том, что она не должна жить, вселяли ужас Кристине.

У девушки было несколько попыток суицида, о которых она не помнит. Со слов матери, дочь резала себя.

Тень взяла на себя весь негатив, была концентратом ненависти к маме и миру в целом.

Тень Кристина осознавала и беседовала с ней. Однако в ходе психотерапии выяснилось присутствие других Я. Их Кристина не знала. Когда другие субличности приходили, ее сознание отключалось. Однажды, вернувшись в реальность, она поняла, что бьет человека кулаком в шею. Тогда она выбила ему гортанный хрящ, и жертва чуть не задохнулась.

Из вытесненных воспоминаний девушка отрывисто вспоминает о попытке похищения. Ее попытался увести «какой-то мужик» насильно. Но крики Кристи привлекли внимание, и похититель скрылся. В школе трое пацанов пытались изнасиловать ее, но девушке удалось убежать.

Мать Кристины сравнивала ее с погибшим в возрасте трех лет братом. Говорила, что лучше бы умерла она, а не он. Нападала на девочку, однажды даже прокусила руку, повредив нерв. Рука долго не функционировала.

Кристи говорила, что ей запрещали проявлять негативные эмоции. Все приходилось держать в себе.

Подобные травматические события являются прекрасным провоцирующим фактором расстройства.

Неоценимую помощь девушке оказала психотерапия. Кристина жалеет об одном: что не обратилась к специалисту раньше, поддаваясь доводам матери, о том, что ни к чему хорошему это не приведет, таблетками напичкают, сделают еще хуже.

Психотерапия помогла Кристине интегрироваться со своими субличностями. Долгое время у нее была ремиссия. Случайный сильный стресс вызвал обострение, снова расколов сознание девушки. Она не помнила определенные свои поступки, даже то, что ела, узнавая об этом от посторонних, обнаруживала себя в незнакомых местах.

На этот раз субличностей насчитывалось больше. Например, была Рыжая – дерзкая, скандальная 17-ти летняя девчонка. Постоянно ввязывалась в конфликты, любила выпить, покурить (а у Кристи аллергия на табачный дым).

Еще один – Исполнитель, зрелый мужчина. Брал на себя выполнение той работы, которая не по душе Кристине: сделать уборку, нести тяжести. Взаимодействовал со всеми субличностями. Помогал психотерапевту держать с ними связь. Возник, когда девушке пришлось частично выплачивать родительский кредит. Тогда возникло ощущение, что ее сознание просто не выдержит этого. Но через четыре месяца этого как не бывало: Исполнитель забрал на себя такую обязанность.

Снежинка – тихая, неприметная обожательница мороженого. Регина – агрессивный, конфликтный подросток.

Особого внимания требует Ребенок. По мнению психотерапевта, именно он, а не Кристи, является ведущей личностью. Кристина же – продукт адаптации.

Со всеми, кроме Ребенка, девушке удалось достичь интеграции, то есть объединения. Интересно, как она рассказывает об этом процессе. Кристи заставляла себя делать то, что обычно берут на себя ее субличности. Это позволяло ей осваивать их навыки, как будто замещая их собой, сливаясь с ними. Например, чтобы интегрироваться с Исполнителем, шла оплачивать кредит, хотя до жути, до истерики не хотела этого делать.

Каждый случай раздвоения личности – отдельная история борьбы и компромисса с самим собой. Возможно, изложенные рассказы помогут кому-то найти способ подружиться с расстройством или выведут из тени незнания.